Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование метода учебного сотрудничества на уроках экономических дисциплин

17.05.2013 1382 3652
Руденко Вера Васильевна
Руденко Вера Васильевна, преподаватель

Профессиональный колледж г. Железногорска-Илимского Иркутской области
Современная система образования характеризуется многообразием научно-методических концепций, приёмов и методов обучения. Одним из таких методов является метод учебного сотрудничества. Данный метод основывается на совместной работе обучающихся на принципе позитивной взаимозависимости. Основными факторами, обеспечивающими данный принцип в группе сотрудничества, выступают:

- общность цели;

- распределение ресурсов между членами группы;

- распределение ролей;

- распределение общей между членами группы работы;

- итоговая награда, которую получает группа, является результатом работы всей группы.


Совместная учебная деятельность на уроке может иметь разнообразные организационные формы: дискуссии, учебные игры, лабораторные и практические работы, исследовательские работы. Хотелось бы продемонстрировать некоторые формы групповой работы, применяемые на уроках дисциплин «Экономика отрасли»  и «Менеджмент».


Особенностью изучения  дисциплины «Менеджмент» является приобретение студентами таких навыков, которые они могли бы применить  в своей практической деятельности на производстве. Поэтому при проведении практических работ применяется приём «обучение действием», который осуществляется в виде решения конкретных ситуаций в реальных либо максимально приближенных к реальным условиям.


Конкретная ситуация представляет собой описание действительных событий, имевших место в  процессе ведения бизнеса в словах, цифрах и образах. Это как бы «срез» этого процесса, фиксация его динамики в определённых временных границах, ставящая обучающегося перед выбором путей решения проблем и направлением дальнейших действий.  Пример такой ситуации рассматривается на уроке при проведении практической работы по теме «Основы теории принятия управленческих решений».


Практическая работа производится в три этапа:

1 этап – опережающее домашнее задание: ознакомление с текстом ситуации  в домашних условиях и выработка своего варианта управленческого решения (студент как бы проецирует события на себя и отвечает на вопрос «Как он поступит на месте руководителя в данной ситуации?»)

2 этап – классная работа в  рабочих группах  (4-6 чел.)

На основании «домашних заготовок» происходит обсуждение индивидуальных решений, участники группы спорят, отстаивают свой вариант, приводят аргументы «за» и «против». Результатом такого общения является общее совместное решение по заданной ситуации, формулируется общегрупповой ответ и его обоснование.

3 этап – коллективное обсуждение результатов работы рабочих групп. Представители каждой рабочей группы выступают со своим вариантом решения проблемы. Происходит обсуждение этого решения всей группой, высказываются возражения, дополнения, предложения. В результате формируется общее для всех рабочих групп решение, которое и  является наиболее приемлемым для решения данной проблемы.


При подведении итогов урока производится анализ участия каждого в общей работе, кроме того, каждый студент заполняет лист самооценки, где оценивает работу группы в целом, свою работу в группе. Как правило, студенты в основном объективно оценивают свои знания и степень участия в общем деле.

Второй вид групповой работы применяется при обобщении материала двух связанных между собой тем: «Основные фонды» и «Оборотные средства». Цель такой работы – выявить степень усвоения знаний по этим темам, увидеть взаимосвязь материала, применить теоретический материал к конкретной ситуации.


Групповая работа проводится в виде конкурса команд. Особенностью такой работы является наличие в ней соревновательной борьбы и сотрудничества. Элементы соревнования занимают ведущее место. Группа делится на 2-3 команды, в каждой команде выбирается «капитан», который организует работу в команде, распределяет задания, оказывает помощь при выполнении заданий, представляет команду.


Конкурс начинается с оглашения  правил его проведения, критериев оценок, условий работы команд, учёта результатов. Каждой команде выдаются задания, которые они должны правильно выполнить в заданное время.  Время проведения 30 – 35 минут, этап урока – повторение пройденного материала.   Оценку заданий производит жюри, назначенное (или по желанию)  из числа студентов.  Пока жюри подводит итоги конкурса (подсчитывает общее количество баллов), студенты заполняют листы самооценки. Далее жюри оглашает результаты, комментирует их и поздравляет победителей.  Победившая команда получает общую оценку с учётом правильности выполнения заданий (учитываются ошибки, допущенные при выполнении заданий) с которой студенты в основном соглашаются. Такая форма контроля знаний позволяет выявить общие недоработки группы, т.е. ту часть темы, которая усвоена недостаточно и дополнительно повторить и закрепить её на индивидуальной консультации.


Необходимо отметить, что заполняя листы самооценки, студенты предлагают чаще проводить такую форму занятий – это говорит о том, что им нравится участвовать в конкурсах и, играя, повторять изученный материал.


Третий вариант проведения групповой работы – закрепление изученного в виде исследования: выполнения расчетно-графической работы. Интерес вызывает неопределённость результатов, они появляются по мере выполнения работы каждым из членов группы. Общее задание одинаковое для всех групп, задание в рабочих группах (условие задачи) также одинаковое, а в задании для каждого участника изменён один показатель, что даёт индивидуальный результат.


Задание группам: выявить влияние изменения технико-эксплуатационных показателей на себестоимость перевозки одной тонны груза:

1 группа – влияния среднетехнической скорости;

2 группа – влияние коэффициента использования грузоподъёмности;

3 группа – влияние коэффициента выпуска автомобилей на линию. Технико-эксплуатационные показатели изучаются студентами в дисциплине «Автомобильные перевозки», так что достигается эффект межпредметных связей.  Работа в группе организуется капитаном, он распределяет задания, контролирует ход выполнения, следит за временем, помогает отстающим сам или назначает другого члена команды для оказания помощи.


Внутри группы каждый студент рассчитывает себестоимость перевозки одной тонны по своим исходным данным и на доске записывает результаты расчётов, по которым в дальнейшем строится график, где наглядно прослеживается это влияние. После построения графика (окончания расчётов всеми участниками группы) каждой группе необходимо сделать обобщающий вывод о влиянии изменения своего показателя на себестоимость. Расчёты, построенный график и выводы составляют содержание работы. Результативность изучения материала при применении такого приёма многократно возрастает, так как студенты четко осознают собственный и коллективный результат только что произведённой деятельности.


В ходе применения учебного сотрудничества мною были выявлены причины, снижающие эффективность коллективной работы:

- менее подготовленные студенты могут предоставить более подготовленным участникам групповой работы возможность выполнять задания, а сами будут только формально участвовать в работе;

- способные студенты могут работать не в полную силу;

- несправедливое распределение обязанностей может привести к спорам и разногласиям внутри группы.


К необходимым условиям эффективной учебной деятельности в методике учебного сотрудничества можно отнести следующие:

- осознанная творческая взаимозависимость членов коллектива;

- интенсивное творческое общение между участниками;

- осознание личного участия и ответственности за успех совместной работы;

- умение работать в группе;

- регулярное обсуждение группой хода работы в целях повышения её эффективности.


Педагогу при организации занятия в форме учебного сотрудничества необходимо решить следующие задачи:

- диагностично определить цели занятия: в частности, обучающая цель должна быть сформулирована на доступном для студентов уровне;

- сформировать учебные группы, подготовить кабинет, учебные материалы, распределить роли между обучающимися внутри группы;

- выдать задания, разъяснить студентам, какой ожидается результат;

- помочь студентам включиться в работу;

- следить за тем, чтобы занятие протекало эффективно, при необходимости корректировать работу студентов;

- оценить работу студентов, организовать обсуждение членами группы того, насколько хорошо они взаимодействовали друг с другом.


Заключительной части занятия необходимо уделить особое внимание.

Преподаватель при подведении итогов должен организовать обсуждение не только того, насколько хорошо студенты освоили учебный материал занятия, но и каких успехов достигли в сотрудничестве, общении, взаимодействии.

 

Литература

  1. Виханский О.С., Наумов А.И. Практикум по курсу «Менеджмент». - М.: Гардарика, 1998.
  2. Зимин В.Н. Новые подходы и методы в организации образовательного процесса. – Иркутск: ИПКРО, 2003.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*