Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНовые требования, выдвинутые в рамках ФГОС 3 поколения, ставят для всей системы профессионального образования следующую основную задачу – подготовку компетентного специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности.
В инновационном образовательном процессе
студент должен иметь высокий образовательный уровень,
гибкое мышление, профессиональную мобильность, умение вырабатывать собственную
стратегию деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации,
необходимой для решения профессиональных задач, т.е. обладать определенными
федеральными стандартами профессиональными и общими компетенциями.
Одним из направлений деятельности студента, способствующих формированию профессиональных и общих компетенций в образовательном процессе является научно-исследовательская работа.
В процессе обучения именно она выявляет мотивы студентов, познавательные, профессиональные и личностные интересы, обуславливает их поисковую деятельность, учит самоконтролю, самооценке, закладывает основу их дальнейшей творческой деятельности.
Все эти положительные факторы способствуют формированию необходимых деловых и нравственных качеств специалиста, так как повышает ответственность и уровень мотивации, развивают стремление к познавательной деятельности и управлению своим обучением на любом уровне в течение всей жизни, воспитывают в нем способность адаптироваться к любым изменениям на рынке труда.
Научно-исследовательская работа студентов
рассматривается нами как одна из форм учебного процесса. Участие студента в
предметном кружке, студенческом научном обществе, конференциях позволяет ему
начать полноценную научную работу, найти единомышленников по ней, с которыми
можно посоветоваться и поделиться результатами своих исследований.
В целях развития исследовательский компетенций студентов в колледже мною организована работа «Бюро исследований», целью создания которого является ознакомление студентов с методами и приемами научных исследований, повышение престижа и популяризации научных знаний, развитие творческой личности; овладение студентами искусством дискуссии, выступлений перед аудиторией.
Мною применяются два основных вида научно-исследовательской работы студентов (НИРС).
1. Учебная научно-исследовательская работа студентов, предусмотренная действующими учебными планами. К этому виду НИРС относится написание рефератов по темам учебных занятий. При этом следует сказать о том, что рефератом является не переписанная статья, или конспект главы какого-то учебника, а написанный на основе нескольких десятков статей и источников труд, который можно по праву включить в список видов НИРС.
2. Исследовательская работа сверх тех требований, которые предъявляются учебными планами. Такая форма НИРС является наиболее эффективной для развития исследовательских и научных способностей у студентов. Если студент за счёт свободного времени готов заниматься вопросами какой-либо дисциплины, то снимается одна из главных проблем преподавателя, а именно мотивация студента к занятиям. Он следит за новинками литературы, старается быть в курсе изменений, происходящих в выбранной им науке, а главное - процесс осмысления науки не прекращается за пределами колледжа и подготовки к практическим занятиям и экзаменам.
Основными формами работы бюро являются:
- разработка проектов, подготовка творческих работ;
- участие в олимпиадах, выставках, конкурсах;
- проведение семинаров, конференций;
- выступление с лекциями, с докладами, творческими отчетами.
Научно-исследовательская работа со студентами начинается мною на первом курсе с привлечения их на добровольной основе к самостоятельной подготовке небольших сообщений по темам или иным вопросам различных учебных предметов. Постепенно работа усложняется, студенты начинают готовить и защищать свои работы по проблемным вопросам.
Направления деятельности бюро способствуют формированию у студентов устойчивой гражданской позиции, чувства патриотизма, ответственности, правовой культуры, духовности и нравственности, знаний в области экономики, культуры и традиций родного края.
В рамках работы бюро студентами были подготовлены и представлены исследовательские работы на разных уровнях: Всероссийский конкурс «Юность, Наука, культура» (лауреаты заочного тура); Всероссийский конкурс «Национальное Достояние России» (лауреаты заочного тура); Межрегиональная студенческая конференция «Моя творческая инициатива в решении проблем современного российского общества» (диплом за лучшую исследовательскую работу); международный конкурсе «Край, в котором мы живем»; колледжная студенческая научно-практической конференции «Юность, наука, культура» и т.д.
Формированию исследовательских навыков у студентов так же способствует участие их в организации и проведении различных аналитических исследований, таких как опросы, мониторинг и т.д.
Так, участниками «Бюро исследований» в январе 2013 года было проведено анкетирование студентов 1 и 2 курсов по вопросам, касающимся процесса внедрения ФГОС 3 поколения в нашем колледже.
Результаты данного исследования представлены на диаграммах:
1) Знаете ли вы что такое ПМ? |
Специальности: Б- экономика и бухгалтерский учет П- Э- сварочное производство М- С- |
2) Знаете ли вы, что такое ОК? |
3) Знаете ли вы, что такое ПК?
|
4) Применяете ли Вы знания, полученные в рамках изучения учебной дисциплины профессионального цикла при освоении профессионального модуля?
|
5) Где вы приобретаете практический опыт применения полученных знаний в процессе освоения профессионального опыта?
|
6) Знакомы ли Вы с формами промежуточной аттестации на 2012-2013 г.?
|
7) Сможете ли Вы полученные знания и практический опыт по данному профессиональному модулю реализовать в своей профессиональной деятельности? |
7) Испытываете ли вы трудности при освоении ПМ? |
8) Какую рабочую профессию Вы получите в процессе обучения по выбранной специальности (профессии)?
|
Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что наши студенты не в достаточной степени осведомлены о процессе обучения по новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартам. Полученная информация позволит скорректировать, помочь студентам выстроить правильную траекторию движения по освоению ПМ, в целом ОПОП, и повысить качество образования в колледже.
В целом, можно сделать вывод, что развитие исследовательских компетенций будет эффективно, если в воспитательно-образовательном процессе:
- созданы условия, способствующие формированию и развитию поисковых, исследовательских и экспериментальных умений студентов;
- существует система научно-исследовательской работы студентов;
- осуществляются дифференцированный и индивидуальный подходы к научно-исследовательской работе студентов;
- реализуется модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности.
Литература
1. Дорджиева Л.А. Научно-исследовательская работа студентов 2003 г.2. Новые образовательные стандарты: преемственность и перспектива: материалы научно-практической конференции. – Алапаевск: ГБОУ СПО СО АППК, 2011.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.