Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Самооценка. Чувство собственного достоинства. Самоценность

18.02.2020 1547 3035
Чернядьева Елена Николаевна
Чернядьева Елена Николаевна, преподаватель, методист

Гусликов Дмитрий Денисович
Гусликов Дмитрий Денисович, студент

Вятский колледж культуры

Дерево наших неудач растет на почве нашей неуверенности

Галилей

Неотъемлемой частью нашей жизни является общение с другими людьми, а в общении важную роль играет чувство собственного достоинства. Но мы можем определить, чего мы стоим, только сравнивая себя с окружающими нас людьми. То есть самооценка формируется в процессе общения, в тот момент, когда окружающие нас люди дают нам свою оценку. Каждая такая оценка – субъективна, но на основании множества характеристик, данных нам другими людьми, мы можем составить мнение о себе. Процесс формирования самооценки можно проиллюстрировать примером из притчи.

Шел как-то Лев в степи и повстречал дикого зайца. Распрямил Лев спину, вскинул голову и предстал перед зайцем во всем своем грозном великолепии. «Кто Царь зверей?» - взревел Лев. Зайчишка так и оцепенел от страха. «Вы, Ваше Величество, кто же еще!» - пропищал он. Лев благодушно улыбнулся робкому зайцу. «Ты свободен, ступай», - сказал он, сопровождая слова милостивым жестом лапы.

Потом Лев повстречал газель, и весь этот спектакль повторился от начала до конца. Сначала Лев своим рыком оглушил и напугал бедняжку и снова услышал то, чего ждал. «Ты свободна, ступай!» - милостиво отпустил он и газель.

Так повторялось еще несколько раз: с оленем, зеброй и жирафом. Все эти животные были меньше или слабее Льва, признавали это и соответственно вели себя.

А Лев уже вошел во вкус. Наконец встретил он носорога, с которым он обычно избегал встреч, но сегодня… Сегодня дело представлялось Льву следующим образом.

И снова Лев вскинул голову и взревел: «Кто Царь зверей?!» Обычно носорог не обращал на Льва особого внимания, сейчас он оробел от грозного вида и рыка Льва. «Вы, конечно, господин Лев», - ответил носорог.

А потом Лев встретил еще и слона. С точки зрения Льва, он превосходил слона и размерами и силой. А потому и на сей раз он грозно взревел, повторяя все то же вопрос. Однако слон иначе оценил соотношение сил. Соответствующей была и реакция великана. Не говоря ни слова, он приподнял ногу и без видимых усилий вогнал Льва по горло в песок, после чего, даже не оглянувшись, продолжил свой путь.

А что же Лев? Отчаянно пытаясь выкарабкаться из песка, он крикнул вслед, не спеша уходившему слону: «И спросить уже нельзя?!»

После прочтения данной притчи можно сделать следующие выводы:

  1. Мы постоянно стремимся получить представление о самих себе, от других людей. Осознанно или неосознанно задаваясь вопросами: кто больше (умнее, сильнее, красивее) и кто меньше – я или другие? А может, мы все равны?
  2. В наших поступках мы часто ориентируемся не на реальное положение дел, а на наше представление о себе. В случае общения с человеком, который превосходит нас в чем то, мы будем весть себя не так, как с тем человеком, которого считаем равным себе. Ведь для нас наша собственная оценка той или иной ситуации и есть реальность. В притче, пока лев считал себя лучшим, он вел себя одним образом, но когда он понял что он меньше (по сравнению со слоном), Лев быстро изменил стиль своего поведения. А если рассматривать поведение носорога, можно сделать вывод, что он уступил Льву не, потому что действительно был меньше него, а потому что сам считал себя слабым.
  3. Наша самооценка не всегда будет соответствовать действительности.

В литературе есть разные подходы к определению понятия самооценка.

Н.С. Ефимова считает, что самооценка (самоценность) – это отношение и чувство к себе, представление человека о себе. Она проявляется в поведении каждого из нас независимо от нашего желания.

В. В. Давыдов дает следующее понятие самооценки: самооценка – компонент самосознания, включающий наряду со знаниями о себе оценку человеком самого себя, своих способностей, нравственных качеств и поступков. Под самосознанием понимается осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. Самосознание выражается так же и в эмоционально-смысловой оценке своих субъективных возможностей, выступающей в качестве основания целесообразных действий и поступков.

Л. А. Карпенко под самооценкой подразумевает оценку личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей. Относясь к ядру личности, самооценка является важным регулятором ее поведения. От самооценки зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым самооценка влияет на эффективность деятельности человека и дальнейшее развитие его личности. Самооценка тесно связана с уровнем притязаний человека, т.е. степенью трудностей целей, которые он ставит перед собой. Расхождение между притязаниями и реальными возможностями человека ведет к тому, что он начинает неправильно себя оценивать, вследствие чего его поведение становится неадекватным (возникают эмоциональные срывы, повышенная тревожность и т.д.). Самооценка получает объективное выражение в том, как человек оценивает возможности и результаты других (например, принижает их при завышенной самооценке).

В свою очередь, М. И. Еникеев отмечает, что самооценка – личностное базовое регуляционное качество, состоящее в отражении (рефлексии) личностью своих качеств, возможностей, преимуществ и недостатков, критичность личности, ее требовательность к самой себе, основа ее саморазвития, формирования уровня притязаний.

В работах советских психологов показано влияние самооценки на познавательную деятельность человека (восприятие, представление, решение интеллектуальных задач) и место самооценки в системе межличностных отношений, определены приемы формирования адекватной самооценки, а в случае ее деформации – ее преобразований путем воспитательных воздействий на личность.

Таким образом, под самооценкой будем понимать – оценку человеком самого себя, которая позволяет со стороны посмотреть на свои действия. Эта оценка складывается из субъективного мнения о человеке окружающих его людей и самостоятельной оценке своих поступков.

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Самооценка. Чувство собственного достоинства. Самоценность




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*