Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Научно-исследовательская деятельность и саморазвитие преподавателя

27.01.2020 1748 2805
Ленчевская Татьяна Тимофеевна
Ленчевская Татьяна Тимофеевна, преподаватель

Белебеевский медицинский колледж

По словам В.А. Сухомлинского первой ступенью профессионализма является исследовательская работа и педагогом-мастером может стать только тот, кто почувствовал в себе исследователя. Поэтому педагог-исследователь –это объективная социальная потребность, а хороший преподаватель должен быть исследователем.

Теоретический анализ работ показывает, что исследовательское творчество способствует формированию тех необходимых образований, которые как раз выделяются в качестве компонентов профессиональной компетентности. Так, например, исследовательская работа развивает оригинальное, творческое, нестандартное, дивергентное мышление - качества, необходимые для формирования профессионально-педагогического мышления. Вы скажете, почему сегодня так много говорится о компетентности. Это определяется изменившимися условиями и требованиями ситуации, которая сложилась в образовательной практике.

Модернизация профессионального образования России, предполагающая ее вхождение в Европейское образовательное пространство, развитие многоуровневого образования потребовали разработки новой парадигмы, целей, задач и содержания профессионального образования, а также формирования конкурентоспособной, мобильной и компетентной личности специалиста, соответствующей потребностям обновляемого общества.

Начальное и среднее профессиональное образование характеризуются как образование, «направленное на подготовку к профессиональной практической деятельности», имеющие «в качестве приоритетного и системообразующего практикоориентированный прикладной аспект». Поскольку технический прогресс влечет за собой быстрые и частые изменения в структуре занятости населения в целом, работодатели отдают предпочтение работникам, обладающим высокой профессиональной мобильностью и компетентностью. Мировой опыт показывает, что в системе многоуровневого практикоориентированного образования увеличивается доля образования, необходимого для высококвалифицированной практикоориентированной деятельности, требующейзначительной теоретической подготовки (в 5,3 раза). Поэтому компетентность, которая никогда не выделялась в качестве возможного или желательного эффекта учебной деятельности, становится самым востребованным товаром на современном рынке образовательных услуг.

Сегодня на педагогическом совете мы обсуждаем такую важную проблему как «Научно-исследовательская деятельность и саморазвитие преподавателя». Рассмотрим, что понимается под «развитием» и «саморазвитием» в современной педагогической науке.

Развитие в современной педагогике понимается как качественное изменение, наращивание личностных и профессиональных свойств, умений, знаний будущего специалиста. Существует несколько подходов к пониманию развития:

  1. Развитие - как интенсификация общего развития (Л. В. Занков).
  2. Развитие через способы учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов).
  3. Как развитие творческих качеств и креативности как свойства личности (И. П. Иванов, Г.Н.Волков, Г.С.Альтшуллер и др.).
  4. Развитие как запуск самоуправляющих механизмов личности, как развитие субъекта педагогической деятельности (И. С. Якиманская, Г. К.Селевко, Г. И.Аксенова, P. M. Асадуллин).

Проанализировав разные подходы к изучению профессиональной компетентности: процессуальный (Н. В. Кузьмина), личностный (Б. Г. Ананьев, А. И. Щербаков), процессуально-личностный (А. К. Маркова), результативный (И. Я. Лернер, М. Н. Скаткин, В. В. Краевский), мы, вслед за представителями деятельностного подхода В. В. Давыдовым, П. Г. Щедровицким, Р. М. Асадуллиным, Г. А. Цукерман, понятие «компетентность» рассматриваем как степень фактической готовности, как качество актуализируемой профессиональной деятельности на уровне навыков, наработанных образовательных технологий, связанных с результативным действием в нестандартных ситуациях. Невозможно напрямую другого человека выучить компетентности, можно лишь создать условия, предоставить средства, инструменты. Таким эффективным средством саморазвития преподавателя в системе профессионального образования является научно-исследовательская деятельность.

Целью научно-исследовательской работы является создание условий для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации. Научно-исследовательская работа преподавателей планируется и проводится в соответствии с целями и задачами учебного заведения, цикловых предметных комиссий, индивидуальных интересов, потребностей и возможностей преподавателей.

Основными видами научно-исследовательской деятельности преподавателей являются:

  • учеба в аспирантуре, соискательство;
  • творческая работа преподавателя;
  • педагогическая мастерская;
  • экспериментальная площадка;
  • апробация авторских и вариативных программ;
  • рецензирование и работа в редакционно-издательской комиссии;
  • участие в научно-практических, теоретических и педагогических конференциях, семинарах, совещаниях;
  • написание учебника, методического пособия и составление справочника, словаря, тематических сборников, хрестоматий, фонохрестоматий, буклетов;
  • написание статьи в сборники, журналы, газеты;
  • составление докладов, выступлений;
  • разработка лекций-конспектов по актуальным темам;
  • авторские семинары, уроки;
  • участие в конкурсах  профессионального  мастерства;
  • работа в аттестационной комиссии;
  • проведение диагностических исследований.

Проводится  научно-исследовательская работа в соответствии с индивидуальными исследовательскими темами преподавателей, которые выбираются на основе индивидуальных образовательных запросов и интересов, а также востребованности данной темы исследования для учебного заведения и профессиональной подготовки. Всякое научное исследование - от творческого замысла до окончательного оформления научного труда - осуществляется весьма индивидуально. Но все жеможно определить общие методические подходы к его проведению.

Сущность: Современное научно-теоретическое мышление стремится проникнуть в сущность изучаемых явлений и процессов. Это возможно при условии целостного подхода к объекту изучения, рассмотрения этого объекта в возникновении и развитии, т.е. применения исторического подхода.

Изучать в научном смысле- это значит вести поисковые исследования, как бы заглядывай в будущее. Воображение, фантазия, мечта, опирающиеся на различные достижения науки и техники, - вот важнейшие факторы научного исследования.

Изучать в научном смысле- это значит быть научно объективным.Нельзя отбрасывать факты в сторону только потому, что их трудно объяснить или найти им практическое применение. Дело в том, что сущность нового в науке не всегда видна самому исследователю. Новые научные факты и даже открытия из-за того, что их значение плохо раскрыто, могут долгое время оставаться в резерве науки и не использоваться на практике.

Научное исследование это целенаправленное познание, результаты которого выступают в виде системы понятий, законов и теории.

Характеризуя научное исследование, обычно указывают на следующие его отличительные признаки:

  • это обязательно целенаправленный процесс, достижение осознанно поставленной цели, четко сформулированных задач;
  • это процесс, направленный на поиск нового, на творчество, на открытиенеизвестного, на выдвижение оригинальных идей,на новое освещение рассматриваемых вопросов;
  • оно характеризуется систематичностью: здесь упорядочены, приведены всистему и сам процесс исследования, и его результаты;
  • ему присуща строгая доказательность, последовательное обоснованиесделанных обобщений и выводов.

Любое научное исследование начинается с эмпирического опыта, поднимается до уровня теоретического исследования и возвращается в практику.

Результаты научных исследований воплощаются в научных трудах (статьях, монографиях, учебниках и т.д.) и лишь затем, после их всесторонней опенки используются в практике, учитываются в процессе практического познания и включаются в руководящие документы.

 

Критерии научно-исследовательской деятельности

1.Актуальность выбранного исследования.

2.Качественный анализ состояния проблемы, отражающий степень знакомства автора с современным состоянием проблемы.

3.Умение использовать известные результаты и факты, знания сверх учебной программы.

4.Владение автором специальным и научным аппаратом.

5.Сформированность и аргументированность собственного мнения.

6.Практическая и теоретическая значимость исследования.

7.Четкость выводов, обобщающих исследование.

8.Грамотность оформления и защиты результатов исследования.

Например, темой исследования является«Реализация деятельностного подхода в образовательном процессе колледжа»; виды исследовательской деятельности:использование на уроках технологии деятельностного подхода, индивидуальное самостоятельное исследование, руководство педагогической мастерской и исследовательской работой студентов по аналогичным темам; результаты исследовательской деятельности:выступления на ЦМК, методическом совещании, научно-практических конференциях, подготовка публикаций и статей в профессиональных сборниках и журналах, научно-методической разработки (учебно-методического пособия).

Выполняя исследовательскую деятельность, педагог осуществляет творческий анализ педагогических фактов и явлений, диагностирует их, вычленяет основные педагогические проблемы, апробирует способы их оптимального решения, прогнозирует педагогические явления, т.е. развивает исследовательские умения и навыки, т.е. идет процесс собственного саморазвития.

М. М. Алексеева, В. И. Яшина выделяют две группы таких умений, формируемых через исследовательское творчество:

  • Интеллектуально-логические: умение анализировать, сравнивать явления, вычленять необходимые и достаточные признаки. Они предполагают способность выделять главное и второстепенное, устанавливать причинно-следственные связи, выделять главные факторы и условия развития, в сложной информации выделять самое существенное, умение связно излагать мысли, давать полное, правильное, объективное описание явления, процесса, давать определения краткие, ясные, логически законченные, отражающие существенные явления, процессы, объяснять, аргументировано излагать сущность вопроса, способы решения, доказывать, обосновывать, устанавливать связь между известным и неизвестным, убедительно отстаивать свою точку зрения;
  • Интеллектуально-эвристические: умение выдвигать идеи, прогнозировать решения творческих задач, выдвигать оригинальные подходы и методы их решения, переносить знания и умения в новые ситуации, трансформировать и реконструировать знания, умение не следовать строго общепринятой точке зрения, быть свободным от мнения авторитета, иметь свою точку зрения, критичность мышления, умения объективно оценивать процесс и результат собственной деятельности и деятельности других, находить причины своих ошибок и неудач.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Научно-исследовательская деятельность и саморазвитие преподавателя

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*