Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСвадьба – это одна из самых значимых вех в жизни человека. Свадебным обрядам во все времена, любой народ, любое человеческое сообщество придавало особое, сакральное значение. Свадьба народов мари не являлась исключением. В ней удивительно сочетаются как религии древних народных верований, так и сугубо бытовые вопросы, делающие брачное торжество марийцев зрелищем, наполненным высоким смыслом и значением.
Изучение традиционной свадебной обрядности марийцев позволило бы выявить не только особенности свадебной обрядности марийцев Кильмезского района Кировской области, но и по-новому интерпретировать вопросы, связанные с историей, развитием и функционированием как марийского этноса в целом, так и его этнографических групп.
Традиционная свадьба – это сложный комплекс обычаев и обрядов, имевших социальное, правовое мировоззренческое, религиозно-магическое и иное значение.
В свадебном цикле марийцев Кильмезского района в середине XIX - начала XXI веков можно также выделить 3 условных периода:
Одним из первых актов предсвадебного периода является так называемые ӱдэрйӧдмаш (смотрины).
Вопрос о женитьбе сына, так же как и о замужестве дочери решался старшими членами семьи. Когда сыну исполнялось 16-17 лет, родители начинали присматривать невесту в округе. Брачный возраст для юношей колебался от 16 до 24 лет, при наиболее распространенном возрасте вступление в брак 18-20 лет, а возраст невесты превышал возраст жениха на 3-5 лет. Это обуславливается тем, что родителям невесты так же, как и родителям жениха нужны были помощницы в доме.
Человек по чьей рекомендации начиналось сватовство, называли ончэчкоштмо – сваха. Обычно эту функцию выполняет женщина. Самыми главными качествами при выборе невесты являлись здоровье, трудолюбие и красота.
Следующим этапом марийской свадьбы Кильмезского района является ӱдэрйуктэмаш (сватовство).
На процесс сватовства обычно приезжали жених со свахой и близкие родственники (сестра, брат, деверь, тётя, крёстная мать).
Количество родственников, принимающих участие в сватовстве, включая самого жениха, должно было быть нечётным.
Разговор в доме невесты затевала сваха, как правило, в иносказательной форме, чаще всего, начиная беседу о купле телки:
Мемнан туна йомэн (у нас потерялась тёлка), шукоялэшкоштэнэртарэшна, (много деревень обошли), ен – влакойлэшт (и люди сказали), тудотенданенепетэрэме, (что она попала в ваш двор), ончиалнена эле тудэм. (и хотели бы посмотреть), ушкюж на лектэн, курэш, (наш бычок убежал), кища же тишкекондалэн (а следы его к вам ведут), кищажэмончентолна (и по его следам к вам пришли), корнэмйодэнтолэнонал (дорога к вам и дом ваш).
С собой у сватов обязательно был хлеб и шолтэмаш (самогон).
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Изучение марийской свадьбы (на основе этнографических материалов Кильмезского района Кировской области)
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.