Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Подбор диагностического исследования студентов первого курса Ачинского техникума нефти и газа (из опыта работы)

16.01.2020 426 912
Суржикова Марина Сергеевна
Суржикова Марина Сергеевна, педагог-психолог

Ачинский техникум нефти и газа имени Е.А. Демьяненко

В любом учреждении запрос на тестирование состоит в том, чтобы выявить группу риска, а также помочь руководителю группы понять своих студентов, сформировать индивидуальный подход. Также остро стоит вопрос написания характеристики (для военкомата), согласитесь, если педагог знает студента всего один месяц довольно сложно дать достоверную и объективную информацию. В данной ситуации помощь психолога просто неоценима.

Критерием подбора диагностик выступали следующие требования:

- Дать общую характеристику студента;

- Выявить в группе позитивного лидера;

- Выявить группу позитивных деятелей;

- Выявить группу с низкой нормативностью поведения;

- Выявить отрицательного лидера;

- Выявить уровень профессиональной заинтересованности;

- Выявить суицидальную группу риска.

В первые месяцы руководители групп сталкиваются с тем, что просто непонятен студент, и как с ним взаимодействовать, тоже непонятно, т.о. встала необходимость дать экспресс - рекомендации взаимодействия. Иногда складывается ситуация так, что сложно идёт процесс адаптации студента, важно подсказать руководителю группы педагогический подход,взаимодействия, и, без диагностических данных психолога довольно сложно.

Исходя из сложившегося запроса за несколько лет работы сложился определённый перечень диагностик, которые отвечают данным требованиям.

Личностный опросник М. Кеттелла

Данная диагностика позволяет написать психологическую характеристику на студента. Из выявленных факторов можно взять дополнительную информацию: нормативность поведения; уровень развития коммуникативных навыков; тревожность; уровень развития волевых устремлений, самооценка.

Опросник Айзенка (подростковый вариант)

Данная диагностика позволяет в кротчайшие сроки выдать руководителю группы краткие характерологические данные о студенте и предложить педагогический подход. Я этот тест использую как экспресс – диагностику.

Опросник Шмишека

Данная диагностика позволяет дать руководителю группы индивидуальные рекомендации на студента исходя из выявленного у студента типа акцентуации.

Тест «Способен ли ты быть лидером?»

Данная диагностика позволяет выявить у студента стремление к лидерству, что немаловажно для подбора кандидатуры старосты.

Психогеометрический тест

Данный тест позволяет проверить данные теста «Способен ли ты быть лидером?», кроме того, я синтезировала сам тест. Я взяла данные о нормативности поведения теста Кеттелла и соединила с данными психогеометрического теста. Например, нормативность высокая, то информация по каждой геометрической фигуре будет положительная, т.е. по сути дела это дополнительная информация к характерологическому портрету студента.

Экспресс – опросник «Формула темперамента»

Данная диагностика позволяет быстро выявить тип темперамента. Что даёт дополнительную характерологическую связанную с типом темперамента информацию о студенте.

Опросник ДДО

Позволяет понять насколько сформирован профессиональный выбор, наклонности, интересы, хобби, увлечения.

Проективная методика ДДЧ

Позволяет выявить уровень развития интеллекта, тревожности, уровень развития коммуникативных навыков, возможность контролировать свои эмоции, агрессивность, стрессоустойчивость, степень изоляции от общества, уровень развития социального интеллекта, уровень погружённости в суицидальные мысли, органические интеллектуальные поражения, если таковые имеются, уровень погружённости в подростковые изменения, и уровень захваченности данной темой. Позволяет понять степень доверительности отношений с родителями и комфортность отношений с домашними. Отношение к социуму, отношение к самому себе.

Давайте снова перечислим заявленные требования и посмотри, как их можно удовлетворить:

Дать общую характеристику на студента

Во время написания педагогической характеристики в военкомат и для внутреннего пользования, руководитель группы опирается на психологическую характеристику (опросник Кеттелла), на информацию по акцентуации характера (опросник Шмишека), данные экспресс – диагностики (опросник Айзенка), определённые характерологические данные в психогеометрическом тесте, уровень развитости лидерских качеств «Способен ли ты быть лидером?» и психогеометрическом тесте, темперамент в экспресс – диагностике «формуле темперамента». А понять случен ли профессиональный выбор по тесту ДДО.

Выявить в группе позитивного лидера

При поступлении в техникум формируется актив группы, в данной ситуации руководитель ищет эффективного лидера, который будет осуществлять контроль за группой. Поиск осуществляется посредством трёх тестов. Обращаем внимание на тест «Способен ли ты быть лидером?», если в группе есть студент с ярко выраженными лидерскими качествами,то далее обращаем внимание на тест Кеттелла, на фактор «Нормативность поведения», она должна быть положительной, далее рассматриваем первые две геометрические фигуры, выбранные исследуемой кандидатурой психогеометрического теста, например первая фигура треугольник, вторая зигзаг, следовательно это «калиф на час», лидер, который не может длительно нести нагрузку лидера, но может сиюминутно повлиять на настроения группы.

Выявить группу позитивных деятелей

Найти позитивных деятелей необходимо, поскольку они создают в группе атмосферу активности, инициативы, вовлекая других. Поиск осуществляется, аналогично, также как искали позитивного лидера. В психогеометрическом тесте треугольник может стоять на втором месте, то есть у студента естьинициатива, но он не готов выходить на первые роли, также желательно подбирать в группу позитивных лидеров студентов с положительными данными в тесте Кеттелла «нормативность поведения».

Выявить группу с низкой нормативностью поведения

Выявление группы с низкой нормативностью это по сути дела выявление группы риска. Поиск начинается с теста Кеттелла, выявляем студентов с низким показателем «нормативности поведения», далее обращаем внимание на то, какие фигуры стоят в психогеометрическом тесте, если допустим, стоит зигзаг и прямоугольник, то о обладателе можно сказать, что он эмоционально хаотичен с несформированными личностными качествами.

Выявить отрицательного лидера

Изначально ориентируемся по тесту Кеттелла, обладательнизких показателей нормативности поведения, с треугольником первойпозиции в психогеометрическом тесте и высоким уровнем лидерских качеств по тесту «Способен ли ты быть лидером?» вполне может быть отрицательным лидером.

Выявить уровень профессиональной заинтересованности

Профессиональную заинтересованность находим по данным теста «ДДО». Предположим студентка поступила на специальность «Технология аналитического контроля», следовательно, её сфера интересов — это «Человек – Природа» или «Человек - - техника», а по данным теста «ДДО» её интерес находится в сфере «Человек – Художественный образ». Из этого следует, что девушке будет интересно участвовать в художественной самодеятельности, но к основному предмету «Химия» она не будет относиться с должным рвением.

Выявить суицидальную группу риска

 Ежегодно в отчётах разного уровня востребована информация о наличии в учебном заведении суицидальной группы риска. Существуют тесты,указывающие на данные намерения, в которых явно выявляют информацию, которую человек может осознавать или нет, может осознавать и скрывать.  Поэтому я решила использовать традиционные тесты для подростков:Айзенка (подростковый) и Шмишека, опираясь на определённые вопросы. В тесте Айзенка 47 и в тесте Шмишека 83. При положительном ответе я ищу подтверждения в тесте ДДЧ.

Данная подборка методик проверена годами практики, даёт высокий результативность выявления необходимых групп.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Подбор диагностического исследования студентов первого курса Ачинского техникума нефти и газа (из опыта работы)




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*