Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаБаскет-метод (ин-баскет или ин-трей, от англ. in-basket test, in basket technique, англ. basket/tray – корзина/поднос, лоток) - метод оценки и обучения, основанный на имитации ситуаций, часто встречающихся в практической деятельности.
Баскет-метод позволяет оценить способность обучающегося к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации. Это упражнение предполагает выполнение обучаемым роли сотрудника, которому нужно разобрать накопившиеся деловые бумаги, относящимися к повседневной деятельности менеджера той или иной организации и принять необходимые решения, разобрав данную документацию.
Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.
Суть этого обучения – активное вовлечение студентов в учебный процесс. На занятиях преподаватель в центре внимания: он – не мудрец, а помощник, проводник знаний.
Задача преподавателя не только доступно, научно и грамотно изложить материал, но и научить студентов правильно составлять и задавать вопросы, логически излагать свои мысли, пользоваться научной литературой, вычленять и решать профессиональные задачи.
Используя методику активного обучения, преподаватели создают множество различных заданий, которые активизируют работу студентов. Опытные педагоги, учитывая психологические особенности студентов, предлагают им различные виды деятельности: лекции и дискуссии для тех, кто лучше воспринимает на слух; таблицы и карты, для тех, кто воспринимает визуально; игровые ситуации для тех, кто воспринимает кинеститически. Исследования показали, что люди хорошо запоминают лишь 10% того, что прочитали, 20% того, что услышали, 50% того, что услышали и увидели, 70% того, что говорят и пишут, 90% того, что сделали своими руками. Совершенно ясно, что использование всех видов деятельности даёт наилучший результат.
В тоже время одной из главных проблем обучения остаётся осуществления оперативного контроля учебной деятельности. Под контролем следует понимать взаимосвязанную деятельность преподавателя и студента по получению и анализу данных, характеризующих состояние усвоения знаний, умений и навыков на различных стадиях обучения и использование этих данных для управления учебным процессом.
Рассмотрим подход к контролю знаний и умений студентов с точки зрения дифференциации уровня усвоения информации. Выделим три уровня:
- репродуктивный (уровень соответствия государственному стандарту)
- уровень логического осмысления информации;
- уровень творческой переработки материала.
При данном подходе па первое место выходят качества знаний и умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения математики. К числу таких качеств относятся: осознанность, полнота, гибкость, системность, прочность. Основные принципы в этом случае сводятся к следующим:
- ориентация на достижение всеми студентами уровня обязательных результатов;
- дифференцированный подход к студентам в процессе контроля;
- постепенное наращивание сложности заданий;
- активизация позитивной деятельности в процессе контроля.
Реализация первого принципа подразумевает включение заданий обязательного уровня, а также систему подготовительных задач. Уровневый подход к контролю знаний и умений позволяет студентам перейти к решению сложных задач только после того, как он овладеет основными приёмами и методами решения задач обязательного уровня.
Принцип дифференцированного подхода рассчитан на индивидуальный подход к студентам. Им предоставляется возможность испытать свои силы в решении задач различной сложности. Учёт индивидуальных особенностей позволяет полнее развивать творческие способности.
Использование принципа постепенного наращивания сложности заданий предполагает использование заданий, для которых наличие шагов в решении зависит от применения различных методов познания. Последовательность выполнения заданий логически должна быть такой, чтобы одно задание вытекало из другого и готовило почву для выполнения следующего. Это приводит к повышению самостоятельности студентов – к умению самостоятельно овладевать знаниями и самостоятельно применять их.
Сущность принципа активизации познавательной деятельности заключается в том, что контроль должен нацеливать студентов на процесс познания. При этом проявляется различная степень развития активности. Например, студент может отлично выполнять задания репродуктивного уровня, хорошо – задания уровня логического осмысления информации и удовлетворительно – задания творческого уровня. Выделим показатели активности студентов:
- активность на уроке в процессе контроля знаний – оценивается по количеству ответов на практических занятиях;
- стремление получать знания самостоятельно – оценивается по количеству и качеству выполненных докладов, рефератов, выбору формы самостоятельной работы;
- активность использования методов познания – оценивается в зависимости от мыслительных процессов;
- направленность учебной деятельности на результат или на процесс – оценивается по анализу специально организованных работ.
Можно также выделить пять уровней активности студентов в познавательной деятельности.
1) Нулевой уровень – студенты пассивны и ждут привычного давления со стороны преподавателя.
2) Относительно – активный уровень – заинтересованность появляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересным учебным материалом или с необычными приёмами обучения.
3) Исполнительно-активный уровень – полное выполнение требований преподаватель без проявления инициативы.
4) Активный уровень – осознанное восприятие материала, желание и стремление узнать больше, работать самостоятельно.
5) Творческий уровень – студенты занимаются самообразованием, методологически подходят к решению проблем и задач.
Очевидна взаимосвязь уровней контроля и уровней активности студентов в учебном процессе: репродуктивный уровень контроля предполагает нулевой или относительно-активный уровень активности студентов, уровень логического осмысления информации предполагает исполнительно-активный или активный уровень, уровень творческой переработки материала предполагает творческое отношение к познавательной деятельности.
Основой для оценивания успеваемости являются итоги, результаты контроля. Проблема оценивания учебной деятельности давно считается одной из самых актуальных в процессе обучения. Не всегда удаётся достичь достаточной степени объективности и оперативности контроля в обучении. Вследствие этого иногда искажается представление об учебной деятельности студентов.
Оригинал публикации (Читать работу поностью): Применение баскет-метода на учебных занятиях
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.