Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение баскет-метода на учебных занятиях

14.01.2020 2959 4714
Семенец Оксана Владимировна
Семенец Оксана Владимировна, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Баскет-метод (ин-баскет или ин-трей, от англ. in-basket test, in basket technique, англ. basket/tray – корзина/поднос, лоток) - метод оценки и обучения, основанный на имитации ситуаций, часто встречающихся в практической деятельности.

Баскет-метод позволяет оценить способность обучающегося к работе с информацией и умению принимать решения на основании имеющейся информации. Это упражнение предполагает выполнение обучаемым роли сотрудника, которому нужно разобрать накопившиеся деловые бумаги, относящимися к повседневной деятельности менеджера той или иной организации и принять необходимые решения, разобрав данную документацию.

Баскет-метод оценивает и развивает способность к анализу, систематизации и отбору наиболее важных факторов и их классификации с учетом важности и срочности, к формулированию путей решения разных проблем.

Суть этого обучения – активное вовлечение студентов в учебный процесс. На занятиях преподаватель в центре внимания: он – не мудрец, а помощник, проводник знаний.

Задача преподавателя не только доступно, научно и грамотно изложить материал, но и научить студентов правильно составлять и задавать вопросы, логически излагать свои мысли, пользоваться научной литературой, вычленять и решать профессиональные задачи.

Используя методику активного обучения, преподаватели создают множество различных заданий, которые активизируют работу студентов. Опытные педагоги, учитывая психологические особенности студентов, предлагают им различные виды деятельности: лекции и дискуссии для тех, кто лучше воспринимает на слух; таблицы и карты, для тех, кто воспринимает визуально; игровые ситуации для тех, кто воспринимает кинеститически. Исследования показали, что люди хорошо запоминают лишь 10% того, что прочитали, 20% того, что услышали, 50% того, что услышали и увидели, 70% того, что говорят и пишут, 90% того, что сделали своими руками. Совершенно ясно, что использование всех видов деятельности даёт наилучший результат.

В тоже время одной из главных проблем обучения остаётся осуществления оперативного контроля учебной деятельности. Под контролем следует понимать взаимосвязанную деятельность преподавателя и студента по получению и анализу данных, характеризующих состояние усвоения знаний, умений и навыков на различных стадиях обучения и использование этих данных для управления учебным процессом.

Рассмотрим подход к контролю знаний и умений студентов с точки зрения дифференциации уровня усвоения информации. Выделим три уровня:

- репродуктивный (уровень соответствия государственному стандарту)

- уровень логического осмысления информации;

- уровень творческой переработки материала.

При данном подходе па первое место выходят качества знаний и умений, которыми должны овладеть студенты в процессе изучения математики. К числу таких качеств относятся: осознанность, полнота, гибкость, системность, прочность. Основные принципы в этом случае сводятся к следующим:

- ориентация на достижение всеми студентами уровня обязательных результатов;

- дифференцированный подход к студентам в процессе контроля;

- постепенное наращивание сложности заданий;

- активизация позитивной деятельности в процессе контроля.

Реализация первого принципа подразумевает включение заданий обязательного уровня, а также систему подготовительных задач. Уровневый подход к контролю знаний и умений позволяет студентам перейти к решению сложных задач только после того, как он овладеет основными приёмами и методами решения задач обязательного уровня.

Принцип дифференцированного подхода рассчитан на индивидуальный подход к студентам. Им предоставляется возможность испытать свои силы в решении задач различной сложности. Учёт индивидуальных особенностей позволяет полнее развивать творческие способности.

Использование принципа постепенного наращивания сложности заданий предполагает использование заданий, для которых наличие шагов в решении зависит от применения различных методов познания. Последовательность выполнения заданий логически должна быть такой, чтобы одно задание вытекало из другого и готовило почву для выполнения следующего. Это приводит к повышению самостоятельности студентов – к умению самостоятельно овладевать знаниями и самостоятельно применять их.

Сущность принципа активизации познавательной деятельности заключается в том, что контроль должен нацеливать студентов на процесс познания. При этом проявляется различная степень развития активности. Например, студент может отлично выполнять задания репродуктивного уровня, хорошо – задания уровня логического осмысления информации и удовлетворительно – задания творческого уровня. Выделим показатели активности студентов:

- активность на уроке в процессе контроля знаний – оценивается по количеству ответов на практических занятиях;

- стремление получать знания самостоятельно – оценивается по количеству и качеству выполненных докладов, рефератов, выбору формы самостоятельной работы;

- активность использования методов познания – оценивается в зависимости от мыслительных процессов;

- направленность учебной деятельности на результат или на процесс – оценивается по анализу специально организованных работ.

Можно также выделить пять уровней активности студентов в познавательной деятельности.

1) Нулевой уровень – студенты пассивны и ждут привычного давления со стороны преподавателя.

2) Относительно – активный уровень – заинтересованность появляется только в определенных учебных ситуациях, связанных с интересным учебным материалом или с необычными приёмами обучения.

3) Исполнительно-активный уровень – полное выполнение требований преподаватель без проявления инициативы.

4) Активный уровень – осознанное восприятие материала, желание и стремление узнать больше, работать самостоятельно.

5) Творческий уровень – студенты занимаются самообразованием, методологически подходят к решению проблем и задач.

Очевидна взаимосвязь уровней контроля и уровней активности студентов в учебном процессе: репродуктивный уровень контроля предполагает нулевой или относительно-активный уровень активности студентов, уровень логического осмысления информации предполагает исполнительно-активный или активный уровень, уровень творческой переработки материала предполагает творческое отношение к познавательной деятельности.

Основой для оценивания успеваемости являются итоги, результаты контроля. Проблема оценивания учебной деятельности давно считается одной из самых актуальных в процессе обучения. Не всегда удаётся достичь достаточной степени объективности и оперативности контроля в обучении. Вследствие этого иногда искажается представление об учебной деятельности студентов.

 

 

Оригинал публикации (Читать работу поностью): Применение баскет-метода на учебных занятиях




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*