Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Ранняя профилизация в общеобразовательной школе

07.05.2013 7045 1 15451
Андронова Ольга Владимировна
Андронова Ольга Владимировна, Заместитель директора по УВР

МОУ СОШ м-на Вынгапуровский, г. Ноябрьск
I. Значимость проекта


Моделирование проекта «Ранняя профилизация в общеобразовательной школе» обусловлено объективными процессами происходящими в современном обществе.

 

Одним из важнейших этапов модернизации образования стала профилизация школы, оказавшаяся более сложной в практической реализации, чем представлялось вначале.

 

Шаги по пути организации профильного обучения выявили принципиальные затруднения, касающиеся поиска и апробации  совокупности моделей реализации, проблему выбора путей осуществления, т.е. способов и механизмов перевода школы из наличного состояния в иное, более сложное, описываемое термином "профильная (профилизированная) школа".


На современном этапе общество предъявляет все больше требований к современной молодежи в плане образования. Основная педагогическая идея профилизации школы заключается в том, чтобы обеспечить реальную дифференциацию, личностное и профессиональное самоопределения обучаемого в образовательном процессе.

 

Профессиональная ориентация школьников является одной из основных образовательных задач общеобразовательного учреждения и одним из ключевых результатов освоения основной образовательной программы.

 

МБОУ СОШ мкр. Вынгапуровский расположена в более чем 90 километрах от города.


Обучающиеся не имеют возможности использовать возможности получения образования в городе вследствие отдаленности. Поэтому автор проекта предлагает создать систему занятий для инициативного участия каждого обучающегося в специфических видах деятельности во время классных часов и мероприятий, которые обеспечивают развитие рефлексивных действий и овладение ими различными инструментальными средствами (технологии работы с информацией, а также объектами материальной и нематериальной культуры), нацеливая в конечном счете на дальнейшее образование и профессиональную деятельность. Система занятий будет способствовать решению следующих проблем:

  1. непонимание обучающимися собственных индивидуальных и личностных особенностей, возможностей, потребностей;
  2. неумение проектировать (самостоятельно или в процессе образовательной коммуникации со значимыми для него сверстниками или взрослыми) и реализовывать индивидуальные образовательные программы в соответствии с актуальными познавательными потребностями;
  3. развитие способности осуществить осознанный выбор выпускником основной школы профиля обучения на старшей ступени основного общего образования или (и) будущей профессии и образовательной программы профессиональной подготовки;
  4. обеспечение знакомства с общими способами работы с информацией о профессиях, профессиональной деятельности, рынке труда, развитии экономики и социальной сферы региона проживания обучающегося и страны в целом.

Таким образом, перед нами встает проблема: существующие организационно - педагогические условия и содержание образования не соответствуют ведущей деятельности юношеского периода жизни человека - самоопределению и связанное с ним проектирование и планирование своей индивидуальной траектории.

 

                                                                                                                              II. Цель и задачи проекта


Цель проекта: создание условий для успешной профориентации подростков, быстрой и успешной адаптации на рынке труда, а также формирование способностей соотносить свои индивидуально-психологические особенности и возможности с требованиями выбираемой профессии.


Объект исследования: образовательный процесс в 1-11 классах.

 

Предмет исследования: организация занятий и мероприятий по ранней профилизации обучающихся.

 

Гипотеза исследования: получение прогнозируемых результатов (взвешенный, самостоятельный выбор профессиональной деятельности, сформированность психологической готовности к профессиональному самоопределению)будет достигнуто при условии организации регулярных занятий по профилизации, создание образовательного пространства на основе деятельностного подхода.

 

Задачи проекта:

  • предоставление информации о мире профессий и профессиональной ориентации;
  • ознакомление обучающихся с природными задатками человека и условиями их развития;
  • выявление природных задатков и трансформации их в способности;
  • ознакомление с актуальностью в потребности профессий на рынке труда;
  • выявление совместно с обучающимися последствия ошибки в выборе профессии;
  • выработка навыков самопрезентации как залога начала успешной трудовой деятельности.

 

III. Этапы реализации проекта

 

Аналитический этап (2011-2012 учебный год)

  • выявление основных проблем по организации ранней профилизации;
  • создание банка данных материалов для классных часов и мероприятий для обучающихся 1-11 классов; 

Проектный этап (2011-2012 учебный год)

  • Составление плана совместных мероприятий для обучающихся по параллелям, подбор педагогических кадров;
  • создание приложений к проекту с тематикой и сценариями мероприятий и классных часов для обучающихся 1-11 классов.

Практический этап (2012-2013 учебный год)

  • организация деятельности по профилизации обучающихся;
  • создание рабочих планов;
  • разработка и внедрение формы оценки успешности - «зачетная книжка».

Рефлексивно-диагностический этап (2013 год)

  • анализ результатов проекта;
  • внутренняя и внешняя экспертиза;
  • корректировка проекта;

 

IV. Содержание и механизмы реализации проекта

 

4.1. Организационно-методические условия обучения

 

Образовательный процесс в школе дополняется в соответствии с поставленными целями и задачами. План работы классных руководителей формируется на учебный год с учетом мероприятий по профилизации для класса и параллели. 

 

Профилизация осуществляется  на основе существующего банка данных, с использованием дополнительной литературы и соответствующих рекомендаций.

 

В 1-4 классах основным содержанием занятий на классных часах по профилизации являются:

  • прививать любовь к труду и уважение к людям труда;
  • предоставлять информации по профессиям  для ознакомления с привлечением родителей (Вербальная и визуальная информация даются в комплексе с практической отработкой (в играх – упражнениях).
  • заложить основы  проектирования и проектной деятельности;
  • изучать с помощью педагога психолога склонность детей  по типу темперамента к той или иной профессии, а также интересы и склонности обучающихся;
  • подчеркивать значимость трудовой деятельности на всех уроках в начальной школе, воспитывать чувство ответственности за свою работу (На уроках русского языка, литературного чтения, окружающего мира, природоведения, трудового обучения, изобразительного искусства, физической культуры, музыки учащиеся знакомятся с различными профессиями, а учитель пытается донести до сознания детей важность и значимость каждой профессии.  На уроках трудового обучения  особое внимание уделяется сравнению и выделению особенностей содержания различных профессий.);

 

В 5-9 классах основным содержанием занятий на классных часах по профилизации являются:

  • знакомить обучающихся с основами современного промышленного и сельскохозяйственного производства, строительства, транспорта, сферы обслуживания;
  • формировать у них в процессе учебы и общественно полезной работы трудовых навыков и умений;
  • побуждать к сознательному выбору профессии и получение первоначальной профессиональной подготовки через учебную и  воспитательную работу;
  • создать  условия  по овладению знаниями о роли трудовой деятельности человека в преобразовании окружающего мира, первоначальными представлениями о мире профессий.
  • развивать  интересы и склонности, способности обучающихся, накопление ими практического опыта в различных сферах познавательной и профессиональной деятельности, ориентировать на выбор профиля в школе III ступени;
  • формировать у обучающихся умения объективно оценивать свои природные данные, осуществить выбор профиля, соответствующего способностям и интересам;
  • оказать психолого-педагогическую помощь в приобретении обучающимися опыта, связанного с профессиональным становлением;
  • развивать познавательные и профессиональные умения и знания, ключевые компетенций, обеспечивающие успешность в будущей профессиональной деятельности;
  • формировать способность принимать адекватное решение о выборе дальнейшего направления образования, возможных вариантов получения профессии.

 

В 10-11 классах основным содержанием занятий на классных часах по профилизации являются:

  • создание системы мероприятий, направленных на самопознание (педагогическая и психологическая диагностика);
  • профориентационная работа, развитие способностей к социальному самоопределению учащихся;
  • развитие умений вырабатывать и аргументировать собственное мнение, принимать решения, планировать деятельность (тренинги, проектная деятельность);
  • обеспечение информационной поддержки самообразования с помощью электронных банков, сети Internet;
  • проведение творческих конкурсов, публичных защит проектов;
  • использование рейтинговых оценок;
  • вовлечение родителей в процесс самоопределения учащихся;
  • обеспечение ориентации на рынок труда;
  • создание условия кооперации старшей ступени школы с учреждениями среднего и высшего профессионального образования (дистанционно);

 

4.2. Технологии

 

В образовательном процессе школы будут использоваться следующие технологии:

  1. Проектная технология – самостоятельное формулирование учебной проблемы, сбор необходимой информации, планирование возможных вариантов решения проблемы, выводы и анализ. Общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.
  2. Деловые и организационно-деятельный игры – объединение в малые группы, наличие общих целей и взаимодополняющих способностей, обмен мыслями, усилиями, информацией для достижения единого результата.
  3. Мозговой штурм – поиск как можно более широкого спектра идей и решений исследуемой проблемы.
  4. Портфолио – фиксированное, накопление и система оценивания, самооценивания и оценивания с помощью различных экспертов индивидуальных достижений.

 

Такие технологии обеспечат: индивидуализацию образовательного процесса, преемственность процесса профилизации, формирование базовых компетенций, мотивацию на продолжения обучения, переход к самообразованию.

 

4.3 План введения ранней профилизации

 

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Организационно - управленческое обеспечение

- разработка модели  ранней профилизации;

 - разработка модели организационной структуры управления системой профильного обучения;

  - коррекция содержания деятельности психологической и социально-педагогической служб в соответствии с целями и задачами профильного обучения;

 

2012-13

 

 

 

 

Заместитель директора по УВР

 

 

Информационноеобеспечение

- создание буклетов в редакции школьной газеты по освещению вопросов ранней профилизации;

- проведение презентаций отдельных мероприятий на выставке в библиотеке;

 - создание и пополнение информационной базы по содержанию и всем направлениям профилизации;

- использование  INTERNET для обеспечения оперативного обновления информации по содержанию и организации ранней профилизации;

 - создание системы обмена информацией между участниками образовательного процесса;

- подготовка информационного сборника материалов по организации ранней профилизации в школе.

 

2012-13

 

 

 

Редакция школьной газеты

Педагог-психолог школы

Зав. библиотекой

Заместитель директора по УВР

 

 

Нормативно-правовое обеспечение

- создание Положения о ранней профилизации;

- издание приказов и распоряжений по введению ранней профилизации;

- работа по коррекции и текущему обновлению нормативно-правовых документов школы в соответствии с реальными возможностями и потребностями воспитательного процесса - по мере изменения содержания целей и задач деятельности;

 

2012-2013

 

 

 

 

 

 

Заместитель директора по УВР

 

Научно-методическое обеспечение

- разработка форм аналитической документации по отражению процесса введения и организации процесса профилизации;

 - выявление и обобщение эффективного опыта реализации процесса ранней профилизации;

- обновление банка данных занятий и мероприятий по ранней профилизации обучающихся;

- освоение в воспитательном процессе инновационных технологий, методов и форм организации деятельности учащихся;

- разработка и реализация диагностических и контрольно-измерительных материалов для мониторинга реализации ранней профилизации.

- выявление и апробация диагностических методик определения уровня и качества влияний воспитательной системы на обучающегося;

- разработка и введение механизма школьной модели портфолио для  обучающихся II и III ступеней.

 

2012-2014

Заместитель директора по УВР

Кадровое обеспечение

- изучение и освоение педагогическим коллективом нормативно-правовых и научно-методических материалов по  организации ранней профилизации;

- проведение методических (производственных) совещаний для классных руководителей ипедагогов:

- организация консультаций для педагогов школы по проблемам ранней профилизации.

 

2012-2013

 

 

 

 

 

Заместитель директора по УВР

 

Материально-техническое обеспечение

- анализ материально-технических средств школы с целью определения потребностей для реализации системы ранней профилизации;

- инвентаризация библиотечного фонда школы (в том числе пособий, научно-методической литературы для педагогов, научно-популярной  литературы для обучающихся), мультимедийного фонда с целью выявления потребностей для качественной реализации системы ранней профилизации;

- оформление и систематическое обновление материалов стенда по профориентации.

2012-13

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заместитель директора по УВР

 

Зав. библиотекой

 

Зам. директора по АХЧ

 





 

V. Ожидаемые результаты проекта

 

1) создана система ранней профилизации в школе;

2) апробированы  сценарии занятий и мероприятий;

3) апробирована технология организации воспитательного процесса на основе личностно-ориентированного подхода к воспитанию обучающихся;

4) создана система  оценки достижений планируемых результатов (внеучебные достижения «Портфолио», зачетная книжка);

5) выпускники:

  • умеют осмысленно и ответственно осуществлять выбор собственных действий и деятельности, анализировать и контролировать их;
  • умеют быстро "встраиваться" в систему социально-экономических отношений;
  • умеют работать с открытыми источниками информации (находить информационные ресурсы, выбирать и анализировать необходимую информацию) о рынке труда, трендах его развития и перспективных потребностях экономики региона проживания учащегося и страны в целом в кадрах определенной квалификации для принятия решения о выборе индивидуального и профессионального маршрута.
  • обладают индивидуальной образовательной активностью.

 

VI. Оценка результатов по профориентации подростков

 

Диагностика - это установление и изучение признаков характеризующих состояние объекта для предсказания возможных отклонений и предотвращение нарушений в их нормальном функционировании.

 

Наблюдение - описательный психологический исследовательский метод, заключающийся в целенаправленном и организованном восприятии и регистрации поведения изучаемого объекта. Этот метод незаменим в случае, когда необходимо получить целостную картину происходящего и отразить поведение индивидов во всей полноте.

   Наблюдение должно проводиться систематически, то есть по определённому плану и при котором наблюдатель регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

 

Анкетирование - одно из основных технических средств конкретного социального исследования; применяется в социологических, социально-психологических, экономических, демографических и других исследованиях. В процессе анкетирования каждому лицу из группы, выбранной для анкетирования, предлагается ответить письменно на вопросы, поставленные в форме опросного листа - анкеты.

 

Беседа - метод получения информации на основе вербальной (словесной) коммуникации. Широко применяется в различных сферах психологии, социальной педагогике и т.д., наиболее эффективна при оценке эффективности профориентационных мероприятий среди подростков, так как экспертная группа в ходе беседы, как индивидуально с подростком, так и с группой в целом, может понять и определить эффективность профориентационных мероприятий.

 

VII. Финансовое обоснование проекта

 

Ресурсное обеспечение системы ранней профилизации в школе осуществляется в рамках нормативного финансирования.

 

VIII. Список литературы 

  1. Пищук А.М., Буров М.В. Проектирование и организация профориентационного профильного пространства старшей школы. Нижегородская авторская академическая школа № 186 // Управление школой. - 2003. - № 2.
  2. Прохоренко Е.В. Ранняя профилизация в режиме работы школы полного дня. – (http://school17.do.am/load/rasprostranenie_i_obobshhenie_pe
    dagogicheskogo_opyta/tekstovye_dokumenty_i_prezentacii/rannja
    ja_profilizacija_v_rezhime_raboty_shkoly_polnogo_dnja/7-1-0-11
    ).
  3. Ранняя профилизация в 1-5 классах. (http://rudocs.exdat.com/docs2/index-576960.html#85186)
  4. Рягин С.Н. проектирование содержания профильного обучения в современной школе: Монография. Омск: ООИПРО, 2003
  5. Портфолио ученика средней школы / авт-сост. И.Г.Юдина. – Волгоград: учитель, 2007.
  6. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники (8-11 классы). – М.:ВАКО, 2006
  7. Подросток в мире профессий: программы элективных курсов, материалы к занятиям. / авт.-сост. М.Р.Григорьева. – Волгоград: Учитель, 2009.



Назад к списку

Комментарии
Отличный материал! Спасибо вам!
Александр Котов
Преподаватель

Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*