Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методические аспекты подготовки специалистов для возрождения вятского промысла свободно-кистевой росписи в Кировском технологическом колледже

23.12.2019 333 548
Пируева  Мария Теодоровна
Пируева Мария Теодоровна, преподаватель

Кировский технологический колледж

Народное искусство - бесценное достояние художественной культуры нашей страны, корневая система, определяющая жизнестойкость нации. Именно поэтому в прежние времена сохранению и развитию промыслов уделялось большое внимание, хотя некоторые виды народного искусства долгое время оставались в тени более известных промыслов. Недооценён поначалу оказался и промысел вятской домовой росписи, которая была мало знакома широкому кругу зрителей ещё и потому, что выполнялась народными мастерами-отходниками, уходившими целыми бригадами на красильный промысел в соседние, более богатые губернии. Вследствие этого самые известные памятники вятской свободно-кистевой росписи находятся в музеях соседних областей - Вологодской, Пермской, Свердловской и Архангельской. Научные исследования в области домовой росписи знакомы только узкому кругу специалистов, большинство же любителей принимают работы кисти вятчан за работы местных мастеров.

Такое положение вещей начал исправлять Московский Научно-исследовательский институт художественной промышленности, сотрудники которого, по результатам этнографических экспедиций, создали научную базу и дали стимул к созданию нарядного ассортимента изделий с вятской росписью художниками фабрики «Идеал» и объединения «Умелец».

С 90-х годов прошлого столетия внимание государства к сохранению народного наследия в значительной мере угасло. Особенно остро проблема утраты национального достояния встала в начале 2000-х годов, когда одно за другим исчезли на территории Кировской области крупнейшие предприятия народных художественных промыслов, сохранявшие и развивавшие художественные традиции Вятского края. В промысле росписи по дереву эти обстоятельства приобрели угрожающий характер: освободившаяся ниша расписных изделий угодила в руки конъюнктурщиков. 

Под сенью крупной галереи современного искусства была придумана альтернативная история про языческие корни вятской росписи, и вскоре всё интернет-пространство оказалось забито недостоверной информацией от самозванцев, объявивших себя «возрождателями и исследователями» вятской росписи. Помимо вымышленной исторической версии, незатейливое крестьянское искусство было наделено несвойственными ему смыслами и качествами, а техника и эклектичный стиль росписи ничем не напоминали первоисточник. На базе ложных сведений, появившихся даже в электронных энциклопедиях, студенты художественных учебных заведений готовили курсовые и дипломные проекты, учителя из других регионов страны создавали уроки и мастер-классы по вятской росписи, расширяя территорию лжи. 

Экспертные заключения искусствоведов, краеведов, историков, и даже запрет на использование названия «Вятская роспись. Возрождение» от художественно-экспертного Совета Кировской области, членом которого является автор данной статьи, результата не дали. Для борьбы с этим агрессивным явлением требовалась последовательная и серьёзная программа по подготовке квалифицированных кадров, имеющих глубокую теоретическую базу.

В 2013 году, в рамках оптимизации профессионального образования Кировской области, произошло слияние Кировского технологического колледжа и профессионального училища №19, где готовили рабочую профессию исполнителей росписи по дереву.

Новая специальность среднего профессионального образования 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» потребовала пересмотра всех программ начального профессионального образования и перевода их на уровень среднего профессионального образования. Понадобилось создание новых программ обучения, которые должны были соответствовать всем требованиям ФГОС и носить в себе региональный компонент.

В рамках профессионального модуля ПМ.01 «Творческая и исполнительская деятельность» и междисциплинарного курса МДК.01.01 «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства» (далее - МДК.01.01) я, имея профильное художественное образование и большой опыт работы на крупном предприятии народных художественных промыслов в должности главного художника, использовала этот опыт и написала программу, а опробовав её и сделав выводы о её работоспособности, неоднократно корректировала, подстраиваясь под реалии сегодняшнего дня и неутешительный уровень подготовки современной молодёжи.  

Помимо этого, в рамках профессионального модуля ПМ.02 «Производственно-технологическая деятельность» и МДК.02.01 «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства» (далее – МДК.02.01) была произведена синхронизация заданий с учебными задачами МДК.01.01, что позволило сделать учебный процесс более качественным, т.к. все профессиональные задачи решаются комплексно.

По ФГОС прием на данную специальность ведется на базе основного общего образования (база 9 классов), а значит, в наше учебное заведение поступают люди, обладающие довольно низким образно-эмоциональным уровнем развития, слабо мотивированные на учёбу, не способные выдерживать высокий эмоциональный темп творческой деятельности и не имеющие чёткого представления о планах на дальнейшую жизнь. Поэтому, наряду с постижением профессиональных компетенций (ПК), необходимо было усиленно помогать студентам овладевать общими компетенциями (ОК).

Особый упор необходимо было сделать на формирование понимания социальной значимости выбранной профессии и проявление к ней устойчивого интереса (ОК.1), умение работать в коллективе (ОК.6) и брать на себя ответственность за всех остальных членов команды (ОК.7). 

Именно эти составляющие общих компетенций для современных подростков, являющихся индивидуалистами, имеющими слабую мотивацию к получению профессии, сформировать всего сложнее. Поэтому в задачи обучения, помимо всего прочего, входит возбуждение искреннего интереса к работе на уроках (и, безусловно, к будущей профессии - тоже), без которого успешное освоение специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» практически невозможно.

Необходимо отметить, что работа над приведением программы МДК.01.01 в окончательный вид производилась мною уже совместно с преподавателем Кириковой С.А., влившейся в процесс со вторым набором студентов. Накопленный опыт помог нам сделать программу курса наиболее функциональной и работоспособной. 

МДК.01.01 вводится на втором году обучения и длится 1,5 года. Параллельно с ним студенты изучают МДК.02.01, проходят практики, включая пленэр. Завершаются оба модуля выполнением курсового проекта и квалификационным экзаменом в форме защиты курсового проекта. При большом объеме часов и заданий, для недопущения перенапряжения или творческого выгорания у студентов, нельзя было использовать только традиционные формы ведения уроков. Мы искали и нашли формы и приёмы, вызывающие максимальный интерес и живое участие в проектах и дисциплинах не только обязательного учебного цикла, но и во внеклассных мероприятиях. Это - и мастер-классы именитых художников, и посещение выставок, и приглашение к участию в общих творческих мероприятиях обладателей звания «Мастер народных художественных промыслов Кировской области», под руководством которых студенты пробуют свои силы в создании собственных изделий в других видах народных художественных промыслов. 

Помимо этого, в ходе тестирования программы мы выделили еще несколько важных пунктов, позволяющих добиться от подростков творческой отдачи и заинтересованности в конечном результате, а именно:

- задания усложняются постепенно, начиная от игры и, незаметно, доводятся до постановки и решения сложных задач; 

- на первых занятиях студенты имеют материальный интерес в создании подарочных вещей потому, что изделия отдаются самим исполнителям, а последующие, более сложные и удачные вещи, остающиеся колледжу, участвуют в выставках под именем авторов, и награды достаются самим студентам. Кроме того, каждый студент знает, что даже после завершения учёбы, изделие остаётся в фондах как авторская вещь студента, и продолжит экспонироваться под его именем; 

- участие в выставках является и целью, и поощрением, вызывают желание сделать следующее задание ещё лучше. У студентов появляется мотивация, они начинают охотно учиться, перестают пропускать занятия;  

- большое значение имеет работа в коллективе: она позволяет создавать масштабные проекты в короткие сроки, и эти работы имеют большой резонанс на областном уровне: их показывают на ТВ, о них пишут в интернете и ссылки на эти новости студенты помещают на своих страницах в социальных сетях. В социальной сети «В контакте» мною была создана группа «Клуб любителей вятской росписи», имеющая к настоящему моменту 750 подписчиков из всех уголков страны, где мы рассказываем не только о вятской росписи и ведём искусствоведческий разбор творческих достижений наших соседей по территории, но и знакомим всю страну с достижениями наших студентов. Поэтому за масштабные коллективные проекты подростки берутся с большим воодушевлением и работают плечом к плечу. 

 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методические аспекты подготовки специалистов для возрождения вятского промысла свободно-кистевой росписи в Кировском технологическом колледже  




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*