Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНародное искусство - бесценное достояние художественной культуры нашей страны, корневая система, определяющая жизнестойкость нации. Именно поэтому в прежние времена сохранению и развитию промыслов уделялось большое внимание, хотя некоторые виды народного искусства долгое время оставались в тени более известных промыслов. Недооценён поначалу оказался и промысел вятской домовой росписи, которая была мало знакома широкому кругу зрителей ещё и потому, что выполнялась народными мастерами-отходниками, уходившими целыми бригадами на красильный промысел в соседние, более богатые губернии. Вследствие этого самые известные памятники вятской свободно-кистевой росписи находятся в музеях соседних областей - Вологодской, Пермской, Свердловской и Архангельской. Научные исследования в области домовой росписи знакомы только узкому кругу специалистов, большинство же любителей принимают работы кисти вятчан за работы местных мастеров.
Такое положение вещей начал исправлять Московский Научно-исследовательский институт художественной промышленности, сотрудники которого, по результатам этнографических экспедиций, создали научную базу и дали стимул к созданию нарядного ассортимента изделий с вятской росписью художниками фабрики «Идеал» и объединения «Умелец».
С 90-х годов прошлого столетия внимание государства к сохранению народного наследия в значительной мере угасло. Особенно остро проблема утраты национального достояния встала в начале 2000-х годов, когда одно за другим исчезли на территории Кировской области крупнейшие предприятия народных художественных промыслов, сохранявшие и развивавшие художественные традиции Вятского края. В промысле росписи по дереву эти обстоятельства приобрели угрожающий характер: освободившаяся ниша расписных изделий угодила в руки конъюнктурщиков.
Под сенью крупной галереи современного искусства была придумана альтернативная история про языческие корни вятской росписи, и вскоре всё интернет-пространство оказалось забито недостоверной информацией от самозванцев, объявивших себя «возрождателями и исследователями» вятской росписи. Помимо вымышленной исторической версии, незатейливое крестьянское искусство было наделено несвойственными ему смыслами и качествами, а техника и эклектичный стиль росписи ничем не напоминали первоисточник. На базе ложных сведений, появившихся даже в электронных энциклопедиях, студенты художественных учебных заведений готовили курсовые и дипломные проекты, учителя из других регионов страны создавали уроки и мастер-классы по вятской росписи, расширяя территорию лжи.
Экспертные заключения искусствоведов, краеведов, историков, и даже запрет на использование названия «Вятская роспись. Возрождение» от художественно-экспертного Совета Кировской области, членом которого является автор данной статьи, результата не дали. Для борьбы с этим агрессивным явлением требовалась последовательная и серьёзная программа по подготовке квалифицированных кадров, имеющих глубокую теоретическую базу.
В 2013 году, в рамках оптимизации профессионального образования Кировской области, произошло слияние Кировского технологического колледжа и профессионального училища №19, где готовили рабочую профессию исполнителей росписи по дереву.
Новая специальность среднего профессионального образования 54.02.02 «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» потребовала пересмотра всех программ начального профессионального образования и перевода их на уровень среднего профессионального образования. Понадобилось создание новых программ обучения, которые должны были соответствовать всем требованиям ФГОС и носить в себе региональный компонент.
В рамках профессионального модуля ПМ.01 «Творческая и исполнительская деятельность» и междисциплинарного курса МДК.01.01 «Художественное проектирование изделий декоративно-прикладного и народного искусства» (далее - МДК.01.01) я, имея профильное художественное образование и большой опыт работы на крупном предприятии народных художественных промыслов в должности главного художника, использовала этот опыт и написала программу, а опробовав её и сделав выводы о её работоспособности, неоднократно корректировала, подстраиваясь под реалии сегодняшнего дня и неутешительный уровень подготовки современной молодёжи.
Помимо этого, в рамках профессионального модуля ПМ.02 «Производственно-технологическая деятельность» и МДК.02.01 «Технология исполнения изделий декоративно-прикладного и народного искусства» (далее – МДК.02.01) была произведена синхронизация заданий с учебными задачами МДК.01.01, что позволило сделать учебный процесс более качественным, т.к. все профессиональные задачи решаются комплексно.
По ФГОС прием на данную специальность ведется на базе основного общего образования (база 9 классов), а значит, в наше учебное заведение поступают люди, обладающие довольно низким образно-эмоциональным уровнем развития, слабо мотивированные на учёбу, не способные выдерживать высокий эмоциональный темп творческой деятельности и не имеющие чёткого представления о планах на дальнейшую жизнь. Поэтому, наряду с постижением профессиональных компетенций (ПК), необходимо было усиленно помогать студентам овладевать общими компетенциями (ОК).
Особый упор необходимо было сделать на формирование понимания социальной значимости выбранной профессии и проявление к ней устойчивого интереса (ОК.1), умение работать в коллективе (ОК.6) и брать на себя ответственность за всех остальных членов команды (ОК.7).
Именно эти составляющие общих компетенций для современных подростков, являющихся индивидуалистами, имеющими слабую мотивацию к получению профессии, сформировать всего сложнее. Поэтому в задачи обучения, помимо всего прочего, входит возбуждение искреннего интереса к работе на уроках (и, безусловно, к будущей профессии - тоже), без которого успешное освоение специальности «Декоративно-прикладное искусство и народные промыслы» практически невозможно.
Необходимо отметить, что работа над приведением программы МДК.01.01 в окончательный вид производилась мною уже совместно с преподавателем Кириковой С.А., влившейся в процесс со вторым набором студентов. Накопленный опыт помог нам сделать программу курса наиболее функциональной и работоспособной.
МДК.01.01 вводится на втором году обучения и длится 1,5 года. Параллельно с ним студенты изучают МДК.02.01, проходят практики, включая пленэр. Завершаются оба модуля выполнением курсового проекта и квалификационным экзаменом в форме защиты курсового проекта. При большом объеме часов и заданий, для недопущения перенапряжения или творческого выгорания у студентов, нельзя было использовать только традиционные формы ведения уроков. Мы искали и нашли формы и приёмы, вызывающие максимальный интерес и живое участие в проектах и дисциплинах не только обязательного учебного цикла, но и во внеклассных мероприятиях. Это - и мастер-классы именитых художников, и посещение выставок, и приглашение к участию в общих творческих мероприятиях обладателей звания «Мастер народных художественных промыслов Кировской области», под руководством которых студенты пробуют свои силы в создании собственных изделий в других видах народных художественных промыслов.
Помимо этого, в ходе тестирования программы мы выделили еще несколько важных пунктов, позволяющих добиться от подростков творческой отдачи и заинтересованности в конечном результате, а именно:
- задания усложняются постепенно, начиная от игры и, незаметно, доводятся до постановки и решения сложных задач;
- на первых занятиях студенты имеют материальный интерес в создании подарочных вещей потому, что изделия отдаются самим исполнителям, а последующие, более сложные и удачные вещи, остающиеся колледжу, участвуют в выставках под именем авторов, и награды достаются самим студентам. Кроме того, каждый студент знает, что даже после завершения учёбы, изделие остаётся в фондах как авторская вещь студента, и продолжит экспонироваться под его именем;
- участие в выставках является и целью, и поощрением, вызывают желание сделать следующее задание ещё лучше. У студентов появляется мотивация, они начинают охотно учиться, перестают пропускать занятия;
- большое значение имеет работа в коллективе: она позволяет создавать масштабные проекты в короткие сроки, и эти работы имеют большой резонанс на областном уровне: их показывают на ТВ, о них пишут в интернете и ссылки на эти новости студенты помещают на своих страницах в социальных сетях. В социальной сети «В контакте» мною была создана группа «Клуб любителей вятской росписи», имеющая к настоящему моменту 750 подписчиков из всех уголков страны, где мы рассказываем не только о вятской росписи и ведём искусствоведческий разбор творческих достижений наших соседей по территории, но и знакомим всю страну с достижениями наших студентов. Поэтому за масштабные коллективные проекты подростки берутся с большим воодушевлением и работают плечом к плечу.
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Методические аспекты подготовки специалистов для возрождения вятского промысла свободно-кистевой росписи в Кировском технологическом колледже
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.