Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала(Д.А. Луначарский)
В настоящее время роль самостоятельной работы в образовательном процессе повышается, ей отводится все больше времени. Самостоятельная работа играет важную роль в воспитании сознательного отношения студентов к овладению теоретическими и практическими знаниями, привитии им привычки к направленному интеллектуальному труду.Самостоятельность – это способность человека без посторонней помощи ставить цели, мыслить, действовать, ориентироваться в ситуации.
Самостоятельная работа всегда вызывает у студентов, особенно первых курсов, ряд трудностей. Главная трудность связана с необходимостью самостоятельной организации своей работы. Многие первокурсники испытывают затруднения, связанные с отсутствием навыков анализа, конспектирования, работы с первоисточниками, умением четко и ясно излагать свои мысли, планировать свое время, учитывать индивидуальные особенности своей умственной деятельности и физиологические возможности, практически полным отсутствием психологической готовности к самостоятельной работе, незнанием общих правил ее организации [1].
Поэтому, одной из основных задач преподавателя является помощь студентам в организации их самостоятельной работы. Самостоятельная работа студентов может быть как в аудитории, так и вне ее. Как и всякая форма образовательного процесса, самостоятельная работа выполняет следующие функции: образовательную (усвоение знаний и умений, их систематизация и закрепление), развивающую (развитие памяти, мышления, речи), воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда качеств личности – трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.) [4].
Самостоятельная работа студентов включает в себя [3]:
- проработку лекционного материала перед практическими и лабораторными занятиями, а также изучение рекомендованной литературы;
- подготовку к лабораторным занятиям: изучение теории по теме лабораторной работы, устройства лабораторной установки или стенда, порядка выполнения работы, оформление отчета по выполненной лабораторной работе;
- подготовку к практическим занятиям: изучение теоретических вопросов, законов и формул по теме практического занятия по решению задач;
- самостоятельное изучение разделов, тем и отдельных вопросов рабочей программы дисциплины;
- выполнение контрольных работ;
- выполнение реферативных работ по заданной теме;
- подготовку докладов на семинары и конференции по заданной теме;
- подготовку к зачетам или экзаменам по дисциплине.
При изучении дисциплины «Физика» аудиторная самостоятельная работа студентов может реализовываться на лабораторно-практических занятиях и во время чтения лекций.
Практические занятия по решению задач существенно дополняют лекции по физике. Цели практических занятий [4]:
- систематизация, закрепление и углубление теоретических знаний студентов;
- научить студентов приемам решения практических задач, способствовать овладению умениями и навыками в выполнении расчетов, графических и других видов заданий;
- научить студентов работать с учебником, документацией, схемами, пользоваться справочной литературой и прикладными программами;
- формировать умения учиться самостоятельно, т.е. овладевать способами и приемами самообразования и самоконтроля.
В процессе анализа и решения задач студенты расширяют и углубляют знания, полученные из лекционного курса и учебников, учатся глубже понимать физические законы и формулы, разбираться в их особенностях, границах применения, приобретают умение применять общие закономерности к конкретным случаям. В процессе решения задач вырабатываются навыки вычислений, работы со справочной литературой, таблицами [2].
Решение задач не только способствует закреплению знаний и тренировке в применении изучаемых законов, но и формирует особый стиль умственной деятельности, особый метод подхода к физическим явлениям. Последнее тесным образом связано с методологией физики как науки. Когда студенты решают задачи по определённой теме, очень важно, чтобы в результате знакомства с конкретными задачами они усвоили принципиальный подход к познанию достаточно широкого класса явлений. Приведём примеры из раздела «Механика».
При изучении темы «Кинематика материальной точки», очень важно, чтобы студенты, решая задачи, убедились в том, что для данной системы точек, зная закон движения, можно определить кинематические величины и характер движения точки (положение в пространстве в данный момент времени; время, когда точка будет находиться в данном положении; скорость и ускорение; равномерное и равнопеременное движение) не имея никаких дополнительных сведений о системе. При изучении темы «Динамика материальной точки» преподавателю следует обратить внимание студентов на то, что второй закон Ньютона является основным законом динамики. Такой методологический подход обеспечивает правильное понимание студентами основ механики с самого начала ее изучения. При решении задач по кинематике теории относительности нужно обратить внимание на то, чтобы студенты четко понимали, когда целесообразно пользоваться преобразованиями Лоренца для перехода от одной инерциальной системы отсчёта к другой.
Также и в других разделах физики очень важно подводить студентов к методологическому осмыслению задач, а не останавливаться лишь на технике их решения.
При проведении занятия необходимо иметь большой банк заданий и задач для самостоятельного решения, причем эти задания могут быть дифференцированы по степени сложности. По результатам самостоятельного решения задач выставляется оценка [2].
Методику проведения практических занятий по физике можно организовать следующим образом [1]:
1. Организационный момент (цели занятия, основные вопросы, которые должны быть рассмотрены).
2. Фронтальный опрос по закреплению пройденного материала.
3. Экспресс-тестирование или физический диктант.
4. Решение и разбор типовых задач у доски.
5. Самостоятельное решение задач.
6. Анализ типовых ошибок при решении задач.
Некоторые практические занятия по физике можно проводить в виде деловой игры, например, выполнение творческих проектных работ («Суд над сопротивлением», «Энергетические проблемы человечества и пути ихрешения на примере солнечной энергетики» и т.д.). В этом случае самостоятельная работа студентов может быть как индивидуальная, так и групповая. Публичное обсуждение и защита своего проекта повышает роль самостоятельной работы студентов и усиливает стремление к ее качественному выполнению. Творческие проекты по физике позволяют максимально активизировать познавательную деятельность студентов, способствуют эффективной выработке навыков первоначальной обработке информации, работы с документами, умении обобщать и интегрировать полученную информацию. Такие творческие задания развивают у студентов мировоззренческие и методологические знания, проективные умения, а также являются одним этапов к научно-исследовательской деятельности студентов [4].
Лабораторные занятия – одна из форм практической работы студентов, в которой путем проведения эксперимента осуществляются углубление и закрепление теоретических знаний, формирование умений и навыков в интересах профессиональной подготовки.
Физический эксперимент на занятиях физики формирует у студентов накопленные ранее представления о физических явлениях и процессах, пополняет и расширяет кругозор студентов. При выполнении лабораторных работ студенты познают закономерности физических явлений, знакомятся с методами их исследования, учатся работать с физическими приборами и установками.
Основные задачи лабораторных занятий по физике таковы:
1) экспериментальная проверка физических законов;
2) освоение методики измерений и приобретение навыков физического эксперимента;
3) изучение принципов работы физических приборов;
4) приобретения умения обработки результатов эксперимента.
Прежде чем приступить к выполнению эксперимента, студенту необходимо внимательно ознакомиться с методическим описанием лабораторной работы. Методические описания содержат [1]:
1) название работы, ее цель;
2) перечень приборов и принадлежностей;
3) общую часть (справочные сведения о сути изучаемого явления или эффекта);
4) методику проведения работы;
5) описание измерений;
6) обработку результатов измерений;
7) контрольные вопросы.
Основная часть времени, выделенная на выполнение лабораторной работы, затрачивается на самостоятельную подготовку. Студент должен понимать, что методическое описание – это только основа для выполнения работы, что навыки экспериментирования зависят не от качества описания, а от отношения студента к работе и что формально, бездумно проделанные измерения – это потраченное впустую время [2].
При проведении лабораторных занятий по физике самостоятельная работа студентов может быть организована следующим образом [1]:
Любая лабораторная работа должна включать глубокую самостоятельную проработку теоретического материала, изучение методик проведения и планирование эксперимента, освоение измерительных средств, обработку и интерпретацию экспериментальных данных.
Успех лабораторных занятий зависит от многих слагаемых: от научной квалификации и педагогического мастерства преподавателя, от подготовленности (планирования и организации) занятия, от состояния лабораторной базы и методического обеспечения, а также от уровня знаний и познавательной активности студентов.
Условием эффективности самостоятельной работы студентов является разработка комплекса методического обеспечения учебного процесса (конспект лекций по дисциплине, учебно-методические пособия, методические указания к выполнению лабораторных работ, комплекты заданий и задач, тематика проектных работ, рефератов, вопросы для самоконтроля).
Результаты самостоятельной работы студента должны контролироваться преподавателем. При этом соотношение совместной деятельности преподавателя и студента должно постепенно меняться. Преподаватель должен работать над тем, чтобы побуждать студента работать более самостоятельно.
Самостоятельная работа студента носит не всегда строгий академический характер. Она интересна тем, что позволяет непрерывно развивать процесс самосовершенствования и преподавателю, и студенту. Профессиональная компетентность педагога формируется при активном участии студента в самообразовании, а задача педагога – заинтересовать студента, обозначив нестандартную проблему, актуальную для современника, но преломленную сквозь призму другой эпохи.
Список литературы
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.