Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие социального партнерства предприятий индустрии туризма и профессионального образования в подготовке специалистов

12.12.2019 582 1003
Бизюкина Татьяна Александровна
Бизюкина Татьяна Александровна, методист, преподаватель

Северо-Осетинский государственный торгово-экономический колледж

В современной модели профессионального образования актуальным условием ее реализации является социальное партнерство как важный аспект развития профессионального образования в современной социально-экономической ситуации.

Формирование системы социального партнерства считается достаточно длительным и сложным процессом, зависящим от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти, желания и возможности руководителей учебных заведений. Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами, прежде всего, определяется степенью реализации своих интересов и заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, а также оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции [1, с. 82].

В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование больше стало ориентироваться на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретные требования работодателей и становится инструментом решения экономических проблем общества. Также меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние профессионального образования.

Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса[3].

Образование и подготовка к профессиональной деятельности взаимосвязанные, но принципиально разные процессы. Если образование решает фундаментальные задачи, связанные с овладением обучающихся основами научных знаний, мировоззрения, культуры, становлением и развитием целостного человека, имеющего свой индивидуальный образ, то профессиональная подготовка вводит их в мир профессии, имеет прикладной, изменчивый характер.

Стратегическое направление социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания обуславливает существенные перемены в системе профессионального образования. Профессиональная подготовка рабочих, служащих, специалистов является основой не только успешного функционирования традиционных секторов экономики, но и основой для реформирования и модернизации производств в соответствии с инновационным технологическим оснащением.

Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года на территории республики одной из приоритетных отраслей экономики является туристско-рекреационный кластер. Поэтому предприятия сферы туризма и гостеприимства вынуждены уделять все большее внимание вопросам профессиональной подготовки, которая становится стратегическим фактором, обеспечивающим требуемые структурные изменения. В связи, с чем становится актуальной проблема развития социального партнерства предприятий индустрии туризма и профессионального туристского образования. В рамках данной стратегической и конкурентоспособной отрасли Владикавказский торгово-экономический техникум оказывает образовательные услуги по направлениям отраслей: Туризм, Гостиничное дело, Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров,  Экономика и управление по программам СПО. В настоящее время основная задача заключается в том, чтобы создать такие профессиональные образовательные программы, которые стали бы максимально точной матрицей потребностей работодателей. Интенсивность обучения будет связана с расширением объёма практико-ориентированных методов обучения (обучение на рабочем месте, наставничество, обучение в контексте профессиональной деятельности).

На современном этапе в сферу интересов социальных партнеров входят такие вопросы профессионального общения:

  • разработка новых профессиональных образовательных программ на основе модульного принципа представления содержания;
  • регулярная корректировка профессиональных модулей действующих образовательных программ;
  • развитие моделей обучения на рабочем месте в структурных подразделениях на предприятиях;
  • систематическое повышение квалификации педагогических работников в форме стажировок на предприятиях;
  • реализация по заказу предприятий программ профессионального обучения;
  • внедрение и реализация сетевых форм обучения (в том числе с использованием ресурсов организаций, входящих в кластер);
  • оценка качества подготовки обучающихся и выпускников;
  • обеспечение занятости, в особенности содействие трудоустройству молодежи.

Учитывая современные потребности рынка труда, техникумом подписаны партнёрские соглашения в практической подготовке обучающихся с такими компаниями и предприятиями туристской отрасли и сферы обслуживания Республики Северная Осетия-Алания, как ЗАО «Альплагерь-Цей», ОАО «Интурист-Осетия», ООО «Реал Эстейт», ООО «Бюро путешествий и экскурсий», ООО «Курорты Осетии», спортивно-туристическая база «Барс», ООО «Меркада», ООО «Премьер-Крю», с Московской круизной компанией ООО «Водоходъ». Эти предприятия принимают участие в формировании контрольных цифр приёма, заключают договоры на подготовку специалистов, предоставляют производственные площади и оборудование для прохождения производственных практик; участвуют в разработке и согласовывают профессиональные образовательные программы с учетом особенностей развития региона. Работодатели привлекаются к участию в экзаменах после прохождения практики. По результатам практики обучающиеся готовят отчеты в форме презентаций, на которые приглашаются руководители практик от предприятий, что создаёт условия не только для объективной оценки качества прохождения практики, но и для более эффективного поиска путей подготовки специалистов.

Наши партнеры принимают активное участие в проведении конференций, конкурсах профессионального мастерства, организации стажировок педагогов, рецензировании дипломных работ. С предприятиями-партнёрами техникум работает на постоянной основе, что даёт возможность адаптировать подготовку специалистов к требованиям работодателей. Многие обучающиеся по окончании практики остаются работать на этих предприятиях. Взаимодействие с работодателями позволяет во многом устранить противоречия между требованиями работодателей и качеством профессионального образования.

Администрацией и инженерно-педагогическим коллективом ГБПОУ «ВТЭТ»  проводится большая работа в этом направлении, так как каждый понимает, что несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Ведь успех в деле формирования системы социального партнёрства в значительной степени зависит от самого учебного заведения среднего профессионального образования, инициативы и понимания всей важности этого дела не только инженерно-педагогическим коллективом, но и самими выпускниками.

Практика показывает, что укреплению сотрудничества между социальными партнерами в области профессионального образования способствует создание совместных органов и структур на национальном и региональном уровнях, а также на уровне отраслей, которые занимаются разработкой и реализацией инициатив в области обучения как в учебных заведениях, так и в сфере непрерывного обучения [2, с. 94].

Социальное партнерство в системе туризма и гостеприимства - это важный элемент в формировании современного подхода к отрасли туризма, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.

 

Список литературы

1. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6. – С. 80-83.

2. Квартальнов А.В. Социальное партнерство в сфере профессионального туристского образования // Вестник РМАТ. – 2011. – № 2. – С. 90-94.

3. Пупенкова Т.П. Социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс]. 

 

Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие социального партнерства предприятий индустрии туризма и профессионального образования в подготовке специалистов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*