Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ современной модели профессионального образования актуальным условием ее реализации является социальное партнерство как важный аспект развития профессионального образования в современной социально-экономической ситуации.
Формирование системы социального партнерства считается достаточно длительным и сложным процессом, зависящим от целого ряда субъективных и объективных причин: состояния экономики, социальной обстановки, готовности включиться в него органов власти, желания и возможности руководителей учебных заведений. Результативность и эффективность работы учебного заведения с социальными партнерами, прежде всего, определяется степенью реализации своих интересов и заключается в подготовке высококвалифицированных специалистов, а также оценивается по степени выполнения своей основной социальной функции [1, с. 82].
В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование больше стало ориентироваться на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретные требования работодателей и становится инструментом решения экономических проблем общества. Также меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние профессионального образования.
Социальное партнерство в профессиональном образовании - это особый тип взаимодействия образовательного учреждения с субъектами и институтами рынка труда, государственными и местными органами власти, общественными организациями, нацеленный на максимальное согласование и учет интересов всех участников этого процесса[3].
Образование и подготовка к профессиональной деятельности взаимосвязанные, но принципиально разные процессы. Если образование решает фундаментальные задачи, связанные с овладением обучающихся основами научных знаний, мировоззрения, культуры, становлением и развитием целостного человека, имеющего свой индивидуальный образ, то профессиональная подготовка вводит их в мир профессии, имеет прикладной, изменчивый характер.
Стратегическое направление социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания обуславливает существенные перемены в системе профессионального образования. Профессиональная подготовка рабочих, служащих, специалистов является основой не только успешного функционирования традиционных секторов экономики, но и основой для реформирования и модернизации производств в соответствии с инновационным технологическим оснащением.
Согласно Стратегии социально-экономического развития Республики Северная Осетия-Алания до 2025 года на территории республики одной из приоритетных отраслей экономики является туристско-рекреационный кластер. Поэтому предприятия сферы туризма и гостеприимства вынуждены уделять все большее внимание вопросам профессиональной подготовки, которая становится стратегическим фактором, обеспечивающим требуемые структурные изменения. В связи, с чем становится актуальной проблема развития социального партнерства предприятий индустрии туризма и профессионального туристского образования. В рамках данной стратегической и конкурентоспособной отрасли Владикавказский торгово-экономический техникум оказывает образовательные услуги по направлениям отраслей: Туризм, Гостиничное дело, Технология продовольственных продуктов и потребительских товаров, Экономика и управление по программам СПО. В настоящее время основная задача заключается в том, чтобы создать такие профессиональные образовательные программы, которые стали бы максимально точной матрицей потребностей работодателей. Интенсивность обучения будет связана с расширением объёма практико-ориентированных методов обучения (обучение на рабочем месте, наставничество, обучение в контексте профессиональной деятельности).
На современном этапе в сферу интересов социальных партнеров входят такие вопросы профессионального общения:
Учитывая современные потребности рынка труда, техникумом подписаны партнёрские соглашения в практической подготовке обучающихся с такими компаниями и предприятиями туристской отрасли и сферы обслуживания Республики Северная Осетия-Алания, как ЗАО «Альплагерь-Цей», ОАО «Интурист-Осетия», ООО «Реал Эстейт», ООО «Бюро путешествий и экскурсий», ООО «Курорты Осетии», спортивно-туристическая база «Барс», ООО «Меркада», ООО «Премьер-Крю», с Московской круизной компанией ООО «Водоходъ». Эти предприятия принимают участие в формировании контрольных цифр приёма, заключают договоры на подготовку специалистов, предоставляют производственные площади и оборудование для прохождения производственных практик; участвуют в разработке и согласовывают профессиональные образовательные программы с учетом особенностей развития региона. Работодатели привлекаются к участию в экзаменах после прохождения практики. По результатам практики обучающиеся готовят отчеты в форме презентаций, на которые приглашаются руководители практик от предприятий, что создаёт условия не только для объективной оценки качества прохождения практики, но и для более эффективного поиска путей подготовки специалистов.
Наши партнеры принимают активное участие в проведении конференций, конкурсах профессионального мастерства, организации стажировок педагогов, рецензировании дипломных работ. С предприятиями-партнёрами техникум работает на постоянной основе, что даёт возможность адаптировать подготовку специалистов к требованиям работодателей. Многие обучающиеся по окончании практики остаются работать на этих предприятиях. Взаимодействие с работодателями позволяет во многом устранить противоречия между требованиями работодателей и качеством профессионального образования.
Администрацией и инженерно-педагогическим коллективом ГБПОУ «ВТЭТ» проводится большая работа в этом направлении, так как каждый понимает, что несоответствие требованиям рынка труда, низкая квалификация приводят выпускников на биржу труда. Ведь успех в деле формирования системы социального партнёрства в значительной степени зависит от самого учебного заведения среднего профессионального образования, инициативы и понимания всей важности этого дела не только инженерно-педагогическим коллективом, но и самими выпускниками.
Практика показывает, что укреплению сотрудничества между социальными партнерами в области профессионального образования способствует создание совместных органов и структур на национальном и региональном уровнях, а также на уровне отраслей, которые занимаются разработкой и реализацией инициатив в области обучения как в учебных заведениях, так и в сфере непрерывного обучения [2, с. 94].
Социальное партнерство в системе туризма и гостеприимства - это важный элемент в формировании современного подхода к отрасли туризма, показатель реальной заинтересованности общества и государства в ее дальнейшем развитии с целью повышения прибыльности и конкурентоспособности в целом.
Список литературы
1. Глушанок Т.М. Социальное партнерство как средство повышения качества профессионального образования // Современные проблемы науки и образования. – 2008. – № 6. – С. 80-83.
2. Квартальнов А.В. Социальное партнерство в сфере профессионального туристского образования // Вестник РМАТ. – 2011. – № 2. – С. 90-94.
3. Пупенкова Т.П. Социальное партнёрство в среднем профессиональном образовании // Гуманитарные научные исследования. 2013. № 5 [Электронный ресурс].
Оригинал публикации (Читать работу полностью): Развитие социального партнерства предприятий индустрии туризма и профессионального образования в подготовке специалистов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.