Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Социальное партнерство как форма повышения качества профессионального образования

21.04.2013 2259 5304
Кардакова Виктория Михайловна
Кардакова Виктория Михайловна, методист, старший мастер

Североуральский политехникум
В условиях перехода к рыночной экономике профессиональное образование все больше ориентируется на удовлетворение потребностей рынка труда, конкретных запросов работодателей, становится инструментом решения, в первую очередь, экономических проблем общества. В тоже время, меняется характер действия экономических и социальных факторов на состояние профессионального образования.

 

Тенденции развития экономики страны, реализация ФГОС ставят перед образовательными учреждениями СПО стратегическую задачу – осуществить подготовку высококвалифицированных специалистов в соответствии с запросами работодателей и требованиями рынка труда. Решение данной задачи позволит повысить социальный статус, социальную защищенность выпускников политехникума,  обеспечить их профессиональное и личностное развитие. В этих условиях особую значимость приобретают вопросы выявления актуальных направлений образовательных учреждений СПО и социального партнерства, оказывающего существенное влияние на подготовку конкурентоспособного выпускника.

 

Социальное партнерство в сфере образования – социально-правовое явление, возникшее в нашей стране относительно недавно и требующее теоретического и прикладного изучения, а также нормативно-правового оформления. Исторически идея партнерского типа общественных отношений сфор­мировалась и реализовывалась с развитием капиталистических отношений, прежде всего, в производственной сфере с целью урегулирования конфликтов между собственниками и рабочими, достижения между ними определенного баланса интересов. Эксперты Международной организации труда опре­деляют суть социального партнерства как «механизм, посредством ко­торого предприниматели, представители трудящихся и правительства разрабатывают комплекс согласованных многосторонних действий для решения всех важнейших во­просов экономической и социальной политики в национальном масштабе путем по­иска компромиссов».

 

Очевидно, что без совместной работы с широким кругом предприятий и организаций различных организационно-правовых форм, муниципальными, социально-экономическими структурами, службой занятости населения, органами управления организация практического обучения студентов просто невозможна, и что от взаимодействия социальных партнеров во многом зависит решение основной задачи – повышения качества образования, подготовки высококвалифицированных рабочих и специалистов конкурентоспособных и мобильных на рынке труда.

 

Наш политехникум готовит для города и региона рабочих и специалистов и в настоящее время реализует образовательные программы по направлениям: «Документационное обеспечение управления и архивоведение», «Экономика и бухгалтерский учет», «Коммерция (в торговле)»,  «Повар, кондитер», «Технология продукции общественного питания», «Автомеханик», «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», «Ремонтник горного оборудования», «Сварщик»,  «Техническая эксплуатация и обслуживание электрического и электромеханического оборудования в горной промышленности» и другие.

 

За эти годы сложилась определенная система работы с социальными партнерами, в числе которых производственные, горнодобывающие и торговые предприятия, предприятия общественного питания, муниципальные организации, взаимодействие с которыми осуществляется в различных формах и охватывает основные аспекты учебного процесса от содержания до контроля качества образования.

 

На сегодня политехникум взаимодействует с социальными партнерами по следующим направлениям:

  • участие представителей предприятий в образовательном процессе и выдвижение своих требований к выпускнику еще на этапе подготовки;
  • производственное обучение и производственная практика обучающихся на реальных рабочих местах;
  • участие работодателей (представителей) в процессе проведения ГИА;
  • участие работодателей в процессе аккредитации, лицензировании новых образовательных профессиональных программ, востребованных для города и региона;
  • участие работодателей в профессиональных конкурсах мастерства, студенческих конференциях, неделях по специальностям, профессиям, заседаниях «круглых столов»;
  • совместное участие в выставках;
  • краткосрочная стажировка преподавателей и мастеров п/о политехникума на профильных предприятиях и в организациях;
  • повышение квалификации работников предприятий и организаций в политехникуме;
  • расширение возможности получения в политехникуме дополнительного образования в соответствии с запросами населения;
  • психологическая поддержка выпускников при трудоустройстве, формирование банка вакансий.

 

Примером плодотворного социального партнерства является многолетнее сотрудничество политехникума с ОАО «СУБР» – одним из ведущих предприятий горнодобывающей промышленности региона и России.

 

Ежегодно руководство предприятия предоставляет условия для организации полноценной производственной практики и стажировки  обучающихся, а также краткосрочной стажировки преподавателей политехникума с целью ознакомления с новыми технологическими процессами.

 

Учитывая тот факт, что в современных условиях  в подготовке рабочих и специалистов на первый план выдвигается не готовый набор профессиональных навыков, а деятельностно-организационная способность человека «расти» в профессии, умение анализировать свой профессиональный уровень, обнаруживать и осваивать знания, педагогический коллектив политехникума широко использует  в учебном процессе практиориентированные методы обучения: решение конкретных профессионально-практических ситуаций, моделирование проблемных ситуаций будущей специальности, производственных задач, курсовое проектирование по конкретной производственной тематике, студенческие научно-исследовательские работы и т. д.

 

Рассматривая постоянную взаимосвязь с работодателями как одно из важных оснований для обеспечения стабильности и гибкости образовательного учреждения, его готовности своевременно и адекватно реагировать на внешние изменения окружающей среды как возможность обеспечения и совершенствования качества профессионального образования, в своей программе по развитию социального партнерства мы предусматриваем наряду с совершенствованием вышеназванных направлений сотрудничества с предприятиями и организациями и реализацию таких внутренних возможностей, как:

  • целевая подготовка специалистов под конкретные рабочие места;
  • стимулирование деятельности предприятий и организаций по планированию и конкретизации потребности в кадрах;
  • привлечение дополнительных материальных и интеллектуальных ресурсов социальных партнеров;
  • оказание техникумом исследовательских и консультационных услуг по заказам работодателей;
  • расширение возможности трудоустройства выпускников.

 

Реализация всего многообразия форм и направлений социального партнерства несомненно зависит от ряда объективных и субъективных причин, в частности от состояния и специфики отрасли, социально-экономической обстановки в регионе, творческого и профессионального потенциала педагогического коллектива, которые мы стремимся учитывать при выстраивании плодотворных взаимоотношений с предприятиями, организациями и органами управления, как одного из важных условий профессиональной подготовки выпускников политехникума.

 

Список использованных источников

  1. Анисимов П.Ф. Развитие среднего профессионального образования в контексте модернизации российского образования // Среднее профессиональное образование – 2004. - №2. –С. 10-14.
  2. Васина Е.В. Социальное партнерство и содержание профессионального образования. // Инновация в российском образовании. Среднее профессиональное  образование 2000. – М.: Изд-во МГУП, 2000. – 80 с. – С. 28-32.
  3. Корчагин Е.А. Концепция практикоориентированной технологии обучения. // Среднее профессиональное образование. – 2004. - № 10. – С. 2-6
  4. Модель И. М., Модель Б. С. Социальное партнерство в России//Социс 2000. № 9. С. 43.
  5. Никулина И.Л. Реализация модели социального партнерства ССУЗА как условие совершенствования профессиональной подготовки  специалистов. // Приложение к ежемесячному теоретическому и научно-методическому журналу «Среднее профессиональное образование». - 2005. - №1. – С. 55-60.
  6. Программа по профессиональной ориентации, содействию трудоустройству обучающихся ГБОУ СПО СО «Североуральский политехникум» на 2012-2017 годы.
  7. Целевая Программа развития ГБОУ СПО СО «Североуральский политехникум» до 2017 года.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*