Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Приемы повышения мотивации студентов при изучении профессиональных дисциплин

10.12.2019 192 297
Ветошкина Алена Васильевна
Ветошкина Алена Васильевна, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие её направление. Она основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие действовать и совершать поступки. В качестве мотивов могут выступать эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки.

Мотивация для студентов является наиболее эффективным способом улучшить процесс обучения. Мотивы являются движущими силами процесса обучения и усвоения материала.

Изменения, происходящие в различных сферах деятельности человека, выдвигают все более новые требования к организации и качеству профессионального образования. Современный выпускник профессионального образовательного учреждения должен не только владеть специальными знаниями, умениями и навыками, но и знать, что он будет востребован на рынке труда. Необходимо прививать учащимся профессиональных образовательных учреждений интерес к накоплению знаний, самостоятельной деятельности и непрерывному самообразованию. Чтобы достичь этих целей, у студентов должна быть мотивация учения. Поэтому особенно важным становится вопрос о стимулах и мотивах учебно-профессиональной деятельности студентов. Мотивы — это мобильная система, на которую можно влиять. Формируя устойчивую систему мотивов деятельности, можно помочь будущему специалисту в  профессиональном становлении. Эффективность учебного процесса непосредственно связана с тем, насколько высока мотивация и высок стимул овладения будущей профессией.

Существуют следующая классификация учебной мотивации студентов:   познавательные мотивы; широкие социальные мотивы;     прагматические мотивы; профессионально-ценностные мотивы; эстетические мотивы; статусно-позиционные мотивы; коммуникативные мотивы; традиционно-исторические мотивы; утилитарно-практические мотивы; учебно-познавательные мотивы; мотивы социального и личностного престижа; неосознанные мотивы. Эти мотивы могут сливаться, образуя общую мотивацию для обучения.

Как же повысить мотивацию студентов? Рассмотрим некоторые способы повышения мотивации на уроках профессиональных дисциплин.

1.Мотивация личным примером. Интерес студента к изучаемой дисциплине должен быть вызван не только профессиональностью преподнесения учебного материала, но и личными качествами преподавателя. Педагог, который не опаздывает, доброжелательно относится, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет работы студентов ценится.

2.Создание положительного микроклимата в группе. Положительный, приветливый настрой, ровный доброжелательный тон – залог эффективного труда.

3.Формирование положительного отношения к профессии. Необходимо акцентировать внимание на важных профессиональных компетенциях и специфических вопросах.

4.Заинтересованность личным опытом студентов в профессиональной деятельности. Интерес преподавателя к студентам должен быть взаимным. Обсуждение каких-либо вопросов, совместное решение возникающих проблем, организация дискуссий и рассмотрение ситуационных задач.

5.Наличие связки  студент-преподаватель. Студенту очень важно, что бы педагог был его наставником, что бы к нему можно было обратиться за помощью  по любому вопросу.

6.Уважение к студентам. Какой бы ни был студент, он в любом случае личность, которая хочет к себе соответствующего отношения

7.Четко выработанная система организации учебного процесса является залогом успешной мотивации. Студенты «привыкшие» к преподавателю, к его требованиям будут тратить меньше времени на организационные моменты и осмысление происходящего на уроке.

8.Обязательное сообщение целей урока. Информирование в начале занятия о том, чему студенты научатся, внимательно слушая и выполняя задания, направленно на формирование внутренних стимулов мотивации.

9.Акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний. Должна прослеживаться «связь теории с жизнью», которая повышает интерес и внимание студентов к своей будущей профессии.

10.Применение различных форм организации деятельности студентов, чередование различных форм деятельности. С момента понижения внимания, сменить вид деятельности: предложить задание для самостоятельной работы, попросить студентов высказать свою точку зрения, переключить внимание на иллюстративный материал.

11.Дифференцированная система заданий позволяет каждому студенту соизмерить собственный уровень овладения материалом со сложностью предлагаемых заданий. Так, возможен выбор карточек с заданиями, за выполнение которых предполагается получение оценки «3», «4» или «5». Преподаватель видит, как студенты оценивают собственную подготовку.

12.Посильные учебные задачи. Слишком простые или слишком сложные задания вызывают понижение мотивации и интереса к освоению новых компетенций. Сложность заданий должна быть примерно равна уровню знаний аудитории или немножечко выше, чтобы дать возможность студентам возможность анализировать и искать информацию самостоятельно.

13.Нарушающие дисциплину готовят доклады. Неуемное желание студентов поговорить во время занятий тоже можно «поощрить», направив их энергию в позитивное русло. Такие студенты записывают себе темы докладов по текущей или будущей теме, получая уникальную возможность рассказать о чем-либо всей аудитории.

14.Использование учебных фильмов в процессе обучения, составление таблиц, схем, графиков. Преподавателю необходимо комбинировать различные средства обучения.

15.Регулярная и непрерывная система контроля со стороны преподавателя. Чрезвычайно важен систематический контроль знаний учащихся. Система среднего профессионального образования подразумевает проведение большинства занятий в форме комбинированных. Задача преподавателя проводить регулярную проверку уровня усвоения знаний студентов для поддержания мотивации.

16.Разбирать ошибки тестов, самостоятельных, практических и контрольных работ. Хорошая привычка преподавателя – подробно останавливаться на распространенных ошибках студентов, обсуждать недочеты и совместными усилиями находить верные решения.        

17.Информирование студентов о результатах их деятельности. Необходимо проводить самую элементарную статистику уровня обучения, успешности студентов после написания ими каких-либо контрольных работ. Аудитория всегда желает знать о результатах своей работы.

18.Использование современных методов обучения (проектный, проблемный, исследовательский, обучение в сотрудничестве и другие). Разнообразие современных форм и методов организации учебной деятельности повышает мотивацию студентов.

 

Список литературы:

  1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирования личности / В.Г. Авсеев.– М.: Академия, 2013.– 266с.
  2. Бакшаева Н. А. Психология мотивации студентов / Н.А. Бекшаева, А.А.Вербицкий. – М.: Академия, 2013 – 325с.
  3. Варчев А.Э. Социально-психологические особенности современной студенческой учебной группы: Автореферат диссертации. – М., 2011
  4. Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика. 2013 -348 с.

 

 

Оригинал публикации:  Приемы повышения мотивации студентов при изучении профессиональных дисциплин




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*