Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация образовательного процесса в контексте развития когнитивных возможностей обучаемых

21.03.2013 3893 10871
Пасько Лариса Васильевна
Пасько Лариса Васильевна, заместитель директора по УМР, преподаватель

Тарко-Салинский профессиональный колледж
Современный человек живет в сложном социальном и научно-техническом мире. Чтобы выжить в нем, разобраться и, тем более, добиться успеха, необходим достаточно высокий уровень интеллекта и входящих в него когнитивных способностей.

Проблема разработки эффективной системы развития интеллектуальных способностей особенно актуальна для образовательной сферы, для области профессиональной деятельности, особенно для профессий, требующих от специалиста быстроты и точности мышления, хорошей памяти, креативности, и, наконец, для области самосовершенствования.


Современная образовательная система, наряду с обучением основам знаний, одновременно выполняет дополнительную функцию – функцию развития у обучающихся памяти, внимания, мышления и других познавательных способностей. Для решения возникающих в процессе учения, достижения поставленных целей недостаточно их осознать, необходимо наличие воли, желания  их преодолеть и достичь. Поэтому для обучающихся должны быть характерны не только осознание необходимости получения среднего образования и профессии, но и наличие познавательных мотивов и интеллектуальных возможностей.


Особенностью современного этапа развития образования в мире является ведущая роль умственной деятельности, переход к когнитивному обществу.


Как же подготовить обучающихся к жизни в когнитивном обществе? Каковы когнитивные причины учебных затруднений?


Многолетний опыт работы в  образовательном учреждении дает право утверждать, что центральной проблемой обучения является поиск таких инновационных методов, форм и приемов обучения, которые направлены прежде всего на достижение обучающимся понимания изучаемого учебного материала. Вне понимания учебный процесс лишен всякого смысла. Поэтому создание когнитивной технологии, обеспечивающей понимание учебной информации, обеспечивает положительную динамику интеллектуального развития обучающихся и позволяет управлять процессом формирования информационной компетентности, адаптируя методы, формы и средства обучения к когнитивным возможностям каждого обучающегося.


Приоритетными целями этой технологии являются:

- формирование способов деятельности в соответствии с требованиями стандарта обучения;

- формирование информационной компетентности, включающей в себя умение осуществлять сбор информации, умение конспектировать, аннотировать, обнаруживать проблемы и противоречия в воспринимаемой информации;

- умение выделять логические виды связи.


Когнитивная образовательная технология является технологией алгоритмического типа. Структуру этой технологии можно представить следующим образом (рис.1):

 


 Рис. 1. Структура когнитивной технологии

 

Под когнитивными компонентами подразумеваются образы, понятия, представления как средства отражения в сознании человека содержания задачи, предмета его деятельности.


Согласно статистике, далеко не все обучающиеся полностью овладевают предусмотренной для них учебной программой. Среди неуспевающих большое количество обучающихся с низким уровнем развития  когнитивных функций. Низкий уровень произвольного внимания и мышления, плохая память ведут к тому, что обучающемуся трудно усваивать обязательные для них учебные дисциплины. Профессиональный опыт показывает, что  при организации учебного процесса необходимо учитывать уровень когнитивного развития каждого обучающегося. Человек воспринимает информацию с помощью доступных ему когнитивных схем, а если они отсутствуют, то информация либо не воспринимается, либо частично искажается. В результате информационный обмен на уроке очень часто непродуктивен.


Исследование структуры процесса принятия цели во время урока позволяет выявить наличие таких составляющих, как сосредоточение на учебной инструкции, на формулировке задания, определение смысла задания, появление интереса к нему, поиск информации о способах выполнения задания, использование схем решений, формирование представления о конечном результате деятельности, осознание готовности выполнить действия по достижению конечного результата.


Как же обеспечить на занятиях положительную динамику интеллектуального развития обучаемых?

Главное, на наш взгляд, это:

1. Проектирование учебного процесса, который начинается с диагностики исходного состояния обучающихся, определения системы обучающих воздействий (выбираются методы, приемы, формы и средства обучения).

2. Отбор и структурирование содержания обучения.

3. Применение средств диагностики, фиксирующих достижения обучающихся и позволяющих увидеть затруднения обучающихся при усвоении новой информации.

4. Модификация модели обучения, изменяя методы, формы, приемы и средства обучения, и приведение ее в соответствии с изменившимся состоянием обучающихся.


Процесс продолжается до тех пор, пока не будут достигнуты запланированные результаты обучения. Такая структура базируется на принципах проектирования процесса с непрерывной обратной связью.


Когнитивная технология обучения имеет модульную структуру. Модуль представляет собой систему уроков, объединенных общей дидактической целью. Он имеет блочную структуру, и каждый блок решает отдельную дидактическую задачу:

  • блок входного мониторинга;
  • теоретический блок (изучение определений, понятий, фактов, законов, дат);
  • процессуальный блок (способы, приемы, методы, правила).

Используя понятие модуля, можно схематически представить структуру учебного процесса по изучению определенной темы курса в виде последовательности модулей.


Завершается изучение темы блоком, включающим уроки обобщающего повторения, контроля и коррекции (см. рис. 2).

 


 Рис. 2. Структура учебного процесса

 

В ходе когнитивного мониторинга изучается:

  • структура интеллекта обучающихся;
  • уровень развития памяти;
  • уровень развития дедуктивного мышления;
  • удержание произвольного внимания и другие характеристики.

На основе полученных результатов создается так называемая когнитивная модель обучающегося, служащая основой для проектирования учебного процесса:

  • прогнозирование уровня учебных достижений в различных предметных областях;
  • определение причин учебных затруднений и разработка корректирующих упражнений;
  • адаптация содержания обучения к когнитивным возможностям обучающихся;
  • определение скорости усвоения учебной информации;
  • выбор активных методов, средств и приемов обучения;
  • уровень детализации при предоставлении новой информации;
  • возможность выполнения креативных заданий.

 

Приведем несколько примеров, подчеркивающих значимость данных когнитивного мониторинга для прогноза успешности обучения в разных  предметных областях.


В соответствии с новыми стандартами результат обучения описывается через учебные  действия. Это означает, что в плане урока должны быть помимо целей сформулированы конкретные учебные действия, которые к его окончанию сможет выполнить каждый обучающийся. Приведем алгоритм примера, как может быть описан ожидаемый результат: каждый обучающийся к окончанию урока знает определение, умеет находить, правильно пишет, устанавливает взаимосвязь, объясняет значение.


При планировании урока преподавателю необходимо не только конкретизировать новое действие, но и уточнить, какая речевая формулировка будет нужна для его выполнения. Для предметов гуманитарного цикла речевой основой могут служить:

  • формулировки понятий;
  • алгоритмы суждений;
  • планы ответов.

Для предметов профессионального цикла, предполагающих освоение практических действий, необходима формулировка, которая управляет действием, например:

  • формулировка последовательности действий;
  • алгоритм выполнения действий;
  • правило.

Речевой компонент представляет собой не только способ действия или рассуждения, но и устойчивые речевые обороты – клише, которые можно использовать при изучении любого предмета. Являясь компонентом содержания обучения на уроке, устойчивые речевые формы обуславливают более высокое качество процессов запоминания учебного материала и выполнения базовых учебных операций и действий, а значит, способствуют когнитивному развитию обучающихся.


Чтобы повысить эффективность урока, нужно посмотреть на его организацию с точки зрения этапов усвоения учебного материала: восприятия, осознания, запоминания, применения. Например, диалог эффективен там, где у обучающихся возникают затруднения в качественном воспроизведении изученного материала, уяснении нового или его применении. При планировании диалога на этапе актуализации знаний необходимо опираться на ряд последовательных вопросов:

  • что конкретно должен вспомнить обучающийся, выполняя то или иное задание;
  • что должен вспомнить каждый, чтобы быть успешным на этом уроке;
  • каким может быть задание, обеспечивающее гарантированное припоминание материала каждым обучающимся.

При планировании этапа изучения нового материала преподавателю полезно ответить на вопросы, включающие корректировку:

  • Какова ожидаемая включенность каждого обучающегося?
  • Что из нового материала будет воспринято каждым?
  • Какие задания помогут каждому обучающемуся уточнить смысл, привести примеры, сформулировать выводы?

 

Такой подход способствует развитию познавательных функций, а все обучение можно рассматривать как педагогический тренинг, развивающий когнитивные функции обучающихся.


Так, уроки литературы (чтение и пересказ текста, заучивание наизусть) – это упражнения по развитию памяти. Уроки математики, физики, химии (доказательство, решение задач) – это упражнения по развитию наглядно-образного мышления. Преобладание такого мышления говорит о направленности интеллекта на восприятие и решение технических проблем. Такие обучающиеся с удовольствием будут выполнять практические и лабораторные работы, им следует поручать изготовление макетов различных приборов, ремонт оборудования. О таких людях говорят, что у них «золотые» руки.


Высокий уровень развития пространственного интеллекта является необходимым условием успешного обучения физике и геометрии. Такой обучающийся обладает ярко выраженной интуицией, помогающей ему успешно усваивать эти учебные предметы.


Для прогноза успешности обучения необходим мониторинг общеучебных умений для восприятия и переработки учебной информации. На уроках языка и литературы это могут быть:

  • составление плана текста;
  • обнаружение в тексте оценочных суждений;
  • письменное и устное изложение текста;
  • постановка дополнительных вопросов;
  • участие в дискуссии;
  • поиск информации в справочной литературе;
  • умение трансформировать эту информацию.


Это, на наш взгляд, очень эффективные подходы, ибо, как известно, за время обучения обучающиеся получают не только некую сумму знаний, но и развивают произвольную и непроизвольную память, логическое мышление, то есть развиваются когнитивные функции.


В качестве важного условия развития когнитивных возможностей обучающихся рассматривается внутренняя мотивация, связанная с интересом к изучаемому предмету.


Сегодня мы говорим о низкой читательской компетенции у молодежи. Падает значимость чтения как аспекта формирования не только мировоззренческих и эстетических установок, когда чтение книг приобретает сугубо  информационный и  развлекательный характер, но и не получает развития когнитивная технология обучения, ориентированная на развитие у обучающихся восприятия, памяти, воображения.


Научить обучающихся понимать художественное произведение, воспитать вдумчивых читателей – одна из важных задач обучения на уроках литературы. Однако практика показывает, что обучающиеся слабо разбираются в смысловом содержании материала, не умеют выявить основную идею художественного произведения, то есть не обеспечивается  достаточное проникновение в глубинный смысл текста. Это приводит к мысли, что современная методика работы с литературными произведениями недостаточно психологически обоснована. Необходимо научить осмысливать произведение до начала чтения. На этой ступени идет работа по актуализации у обучающихся имеющихся в связи с данным заголовком знаний. При первичном восприятии правомерен вопрос: «Подтвердились ли наши предположения о содержании текста?» В понимании главной мысли произведения большая роль принадлежит когнитивному развитию: умению формировать, обобщать и конкретизировать понятия.


Формирование внутренней мотивации не обеспечивается автоматически пусть даже самым передовым методом обучения. Отсюда следует вывод о том, что влияние знаний является необходимым, но недостаточным условием для возникновения мотивации.


Потребность в познании и понимании является когнитивной потребностью человека и тесно связана с мотивацией обучения. Именно мотивация – основное средство, которое дает возможность повысить уровень заинтересованности обучающихся к учебному процессу, позволяет повышать их творческий потенциал.


Когнитивно - лингвистический подход к формированию иноязычных навыков и умений является сегодня одним из самых эффективных подходов  при обучении иностранному языку. Система иностранного, также как и родного, языка представляет собой набор названий предметов и явлений (в области лексики) и набор наименований способов связи этих явлений (в области грамматики). Применительно к особенностям обучения иностранному языку существует метод выявления когнитивной модели значения, именуемый мыслительной картиной. Пользуясь данным приемом, обучающийся, даже не зная точных соответствий, по выделению основного признака может дать английское название любому предмету. Анализ семантики слов позволяет сделать вывод о том, что является основным признаком предмета. Умение распознавать указанный признак, то есть когнитивную модель, составляет основу лингвистической компетенции обучающихся. Этот метод создания мыслительных образов на уроках изучения иностранного языка может варьироваться в зависимости от ситуации обучения, возраста обучающихся, уровня их обученности. Раскрытие мыслительных образов позволяет закрепить в сознании обучающихся основные закономерности лексической сочетаемости, а также использование грамматических правил в практике иноязычного общения.


Благодаря развитию когнитивной психологии сделан значительный шаг вперед по сравнению с предыдущими периодами развития общей психологии. Сегодня центральным становится вопрос об организации знания в памяти субъекта. Когнитивная память – процесс сохранения знаний. А знания, получаемые в процессе обучения, выступают сначала как нечто внешнее по отношению к личности, затем превращаются в опыт и убеждения человека.


Применение когнитивных образовательных технологий в учебном процессе открывает множество новых аспектов анализа традиционных психологических проблем, позволяет выполнить  мониторинг структуры познавательных действий обучающихся. Кроме того, они чрезвычайно расширили диапазон применяемых на уроке методических средств.


Следует отметить, что эффективность самого обучения в большей мере зависит от того, как учащийся эмоционально относится к обучающему, к предложенному заданию, какие чувства вызывает у него сложившаяся ситуация, как он переживает свои успехи и неудачи при достижении требуемого учебного результата. Активация отдельных эмоций становится возможной только с развитием когнитивных функций.


Таким образом, когнитивная образовательная технология является индивидуально ориентированной и обеспечивает понимание обучающимся окружающего мира путем формирования системы когнитивных схем, необходимых для успешной адаптации в современном информационном обществе.


Очевидно, что организация образовательного процесса в контексте развития когнитивных возможностей обучающихся обеспечивает положительную динамику их интеллектуального развития. А в этом состоит сущность успешной социализации человека.

 

Список литературы:

  1. Маркова Т.В. Этика деловых отношений. Феникс. - 2009. - 252 с.
  2. «Методист». Научно-методический журнал. – 2011. - № 7. - С.44-50.
  3. Плотинский Ю.М. Проблемы развития общества знаний: социокогнитивный подход. Информационное общество. -2008.- Вып. 5-6. - С. 43-50.
  4. Справочник заместителя директора школы. – 2011- № 9. - С. 36-43.
  5. Министерство образования Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.ed.gov.ru;
  6. Национальный портал "Российский общеобразовательный портал». - Режим доступа: http://www.school.edu.ru;
  7. Естественно-научный образовательный портал. - Режим доступа: http://en.edu.ru;



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*