Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материала«Историческое значение каждого человека измеряется его заслугами Родине, а человеческое достоинство – силою его патриотизма».
Н.Г. Чернышевский.
Главная цель воспитательной работы в колледже - воспитание студента как гражданина и патриота России. Формирование социально-активных студентов – граждан России, осуществляемое в системе гражданско-правового образования в колледже, является важнейшим направлением воспитания и развития у студентов гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, патриотического и национального самосознания, благодаря чему обеспечивается тесная взаимосвязь среднего профессионального образования с социально-экономическими и духовными преобразованиями в стране и мире.
Под воспитанием студента понимается, прежде всего, комплексное свойство личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности общественно значимых качеств, отражающих его всестороннее развитие.
Нами разработаны критерии патриотической воспитанности студентов:
Поступающие в наш колледж студенты, как правило, имеют разный уровень патриотической воспитанности: либо для молодёжи целенаправленность жизни не является главной определяющей (молодые люди пассивно или отрицательно относятся к военной службе, в случае столкновения с ситуациями, требующими морального и физического напряжения, нередко проявляется желание отступить от достижения цели), либо молодые люди имеют цель в жизни (серьёзно относятся к выполнению своего долга перед Отчеством; имеют понятие о патриотизме, но не проявляют высокую активность при выполнении общественных поручений; склонны игнорировать мнение коллектива), либо патриотизм и интернационализм для молодых людей являются главными определяющими в их жизни (они имеют активную жизненную позицию и правильное представление о своём предназначении в обществе; молодёжь осознаёт необходимость выполнения своего долга перед Отечеством; мнение коллектива играет важную роль; здоровый образ жизни является определяющим дела и поступки). Исходя из этого, определены пути совершенствования системы патриотического воспитания студентов в нашем колледже.
Воспитание должно подготовить человека к одной из главной роли в жизни – к роли гражданина, которая предусматривает выполнение гражданских обязанностей – чувства долга перед страной, обществом, родителями, чувство национальной гордости и патриотизма, уважение Конституции государства, государственной символики, ответственность за судьбу страны, бережное отношение к национальным и природным богатствам государства. Ситуация развития современного общества на данный момент создаёт хорошие предпосылки для формирования активной гражданской позиции молодого поколения.
Патриотизм – это чувство, понятное и присущее каждому разумному человеку. Патриотизм наших студентов наглядно проявляется в коллективных настроениях (общий настрой группы на уроках, во внеклассных мероприятиях, в общественной и спортивной жизни колледжа), в родственных чувствах к своей семье: маме, папе, бабушке, дедушке, ближним и дальним родственникам, в оценках к образу их жизни, к истории, к культуре, к государству, к системе основополагающих ценностей.
На протяжении всего образовательного периода в нашем колледже студенты вовлечены в процесс патриотического воспитания через привлечение к участию в различных конкурсах и мероприятиях, так например, в конкурсе презентаций «Щедра талантами земля Вятская», «Презентация к Победе в ВОВ». Безусловно, воспитание личности – патриота в студенческий период осуществляется в течение всего учебно–воспитательного процесса: и во время учебной деятельности (в рамках изучения дисциплин) и во внеклассной деятельности.
Естественно, при планировании мероприятий по патриотическому воспитанию возникают трудности. В частности, до сих пор в организациях образования недостаточно качественных, эффективных по содержанию материалов по культуре мышления и толерантности, мало книг для подростков, способных пробудить в их сознании чувство патриотизма, любви к своей Родине, вызвать стремление принести пользу Отечеству. Одной из эффективных форм методической работы является открытые внеклассные мероприятия, которые позволяют осуществить поиск и апробацию новых форм воспитательной работы, направленных на формирование патриотизма. Проекты к Дням воинской славы, исследовательские рефераты, творческие работы, презентации – вот далеко не полный перечень форм патриотической работы, которые используются со студентами.
Творческие проекты – вот, пожалуй, главный элемент, который мне хочется выделить в проводимой воспитательной работе. В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков студентов, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления. Работая в тесном сотрудничестве с преподавателями истории, литературы, обществознания, экологии и биологии, с преподавателями спецдисциплин по той или иной профессии, которую получают студенты нашего колледжа, мы приходим к идеям создания совместных проектов. Предметники отвечают за содержательную составляющую проекта, информатики за поиск и обработку информации, а также за должный уровень оформления результатов работы. Так появляются интерактивные проекты, посвященные различным страницам в истории нашей страны, и в истории родного края, например, исследовательская работа, посвященная каповому промыслу на Вятской земле.
Информатика - наука об информации, а именно: о получении, о хранении, о преобразовании, о передаче, об использовании её. Так пришла идея об интеграции в работе с информацией студенческих проектов и информатики, электронных экскурсий в профессиональную направляющую студентов, курсовых и дипломных проектов значимых для развития отраслей в нашей области. В процессе работы над проектом студенты обрабатывают материал, осуществляют поиск дополнительной информации в Интернете, работают с Интернет источниками. Параллельно они изучают возможности и методы работы в электронной среде, а именно с программным обеспечением, знакомятся с правилами оформления и стандартами применениями. Например, наши студенты приняли участие в областном конкурсе творческих проектов по информационным технологиям «Славные вехи родной земли» и заняли призовые места в номинациях «Сайты» и «Презентации».
Воспитание патриотических чувств студентов нашего колледжа происходит через приобщение к культурным и историческим ценностям, процессам сохранения природы, охраны исторических памятников, народных ремесел, фольклора, через различные формы вовлечения студенческой молодежи в различного рода творческую деятельность: научные и экспериментальные исследования, художественная самодеятельность, праздники, спортивные игры, соревнования, фестивали и конкурсы.
Принципиально новые условия социальной жизни выдвигают дополнительные требования к подготовке на всех уровнях профессионального образования. Образование является ценностью, целью, средством и результатом истинно человеческой жизни, главным инструментом преемственности поколений. Будущее цивилизации всё больше связывается с внутренним преобразованием самого человека. В решении проблемы формирования патриотизма будущего специалиста значительную роль играет среда образовательного учреждения, где значительное место отводится патриотическому воспитанию с высоким содержанием.
В заключении хотелось бы отметить, что патриотизм был и остаётся нравственным и политическим принципом, социальным чувством, содержание которого выражается в любви к своему Отечеству, преданности ему, в гордости за его прошлое и настоящее, стремление и готовности его защитить. Патриотизм - одно из наиболее глубоких чувств, закреплённых веками борьбы за свободу и независимость Родины, поэтому насколько педагог сможет развить в каждом студенте данное чувство, настолько будет сплочённым и толерантным в целом наше общество, зависит от самого педагога. Заложенные в студенческом возрасте взгляды, мировоззрения, установки и идеалы укрепят и помогут развить патриотическую направленность личности нового человека-созидателя, активного участника общественных преобразований. Проблемы патриотического воспитания важны, в том числе, и для педагогического самосовершенствования преподавателя, здесь, несомненно, важен метод личного примера педагогов по патриотическому отношению к Родине и её ценностям.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.