Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация исследовательской деятельности студентов, обучающихся по программам специальности 33.02.01 «Фармация»

20.11.2019 142 214
Морозова Елена Юрьевна
Морозова Елена Юрьевна, преподаватель

Мурманский медицинский колледж

Происходящие перемены в экономической и социальной жизни страны диктуют необходимость качественных изменений характера и содержания труда, повышения уровня академической и социально-профессиональной мобильности, роста конкурентоспособности специалистов.

В динамичных социально-экономических условиях к современному специалисту предъявляют новые требования. Современному специалисту необходимо:

свободно владеть своей профессией;
быть способным к эффективной работе по специальности;

быть конкурентным на рынке труда;

быть способным к постоянному профессиональному росту, социальной и профессиональной мобильности. 

В последнее время профессиональное обучение и образование становятся все более гибкими, отвечающими потребностям личности. Быстрая смена технологий в разных сферах производства и изменения в социальном мире требуют, чтобы профессиональная подготовка обеспечила возможность дальнейшего саморазвития молодого специалиста, успешную адаптацию к изменяющемуся миру. Меняются задачи образования, ими становятся не только усвоение готовой суммы минимально необходимых профессиональных знаний и умений, но и усвоение приемов самостоятельного поиска информации, решение неизвестных ранее и нестандартных профессиональных задач приемов [3].

В ходе профессиональной подготовки происходит постоянное обогащение содержания деятельности на основе модели деятельности специалиста, включающей описание системы его основных функций, проблем и задач, предметных и социальных компетентностей [1].

Сегодня основной целью профессионального образования является обеспечение социальной защиты молодежи в условиях рыночной экономики. Для реализации, которой в образовании внедряется компетентностный подход, задача которого – формирование ключевых компетенций выпускника. Необходимость подготовки конкурентоспособных специалистов, удовлетворение образовательных запросов личности ставят перед учреждениями СПО задачи по совершенствованию, как содержания образования, так и технологий самого образовательного процесса.

Формирование профессионально значимых качеств у студентов, обучающихся по программам специальности 33.02.01 «Фармация», осуществляется в процессе изучения как общеобразовательных, так и специальных дисциплин согласно рабочей программе подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 33.02.01 «Фармация».
Одним из наиболее важных направлений формирования профессионально значимых качеств у специалистов является организация исследовательской деятельности студентов, которая способствует формированию когнитивной компетенции.

Современному работнику фармацевтического кластера российской экономики для того чтобы стать полноценным работником на фармпроизводстве или в фармкомпании кроме базового фармацевтического образования, необходимо иметь соответствующие навыки, умения и опыт, а способность применения их в трудовой деятельности – это и есть компетенция.

Анализ компетенций, которые указаны в требованиях к результатам освоения программы фармацевта базовой подготовки по профессиональному модулю ПМ.03 «Организация деятельности структурных подразделений аптеки и руководство аптечной организацией при отсутствии специалиста с высшим образованием», показал, что в настоящее время задачей управленческого звена является не реализация сформулированных руководством аптечной сети готовых концепций и инструкций, а интерпретация и адаптация стратегических задач для собственной аптеки, а также при необходимости обеспечение реализации этих задач собственными инновационными идеями и решениями. А этому способствует формирование когнитивной компетенции.
Когнитивная компетенция – это способность (готовность) к осуществлению различных видов познавательной деятельности и решению разнообразных житейских и профессиональных проблем на основе саморазвития, оценки своих знаний и возможностей их применения. Таким образом, когнитивная компетенция, являясь продуктом обучения студента, представляет следствие его развития и саморазвития[4].

В философском словаре указано, что научное исследование – это процесс выработки новых научных знаний и является одним из видов познавательной деятельности, которая определяет впоследствии профессиональную компетентность любого специалиста.
Научно-исследовательская деятельность представляет собой совокупность учебно-познавательных процессов, которые позволяют решать педагогические проблемы в результате совместной деятельности педагога и студентов с обязательным достижением конечных результатов и их последующую публичную защиту и презентацию. В этих условиях роль преподавателя сводится к консультированию, помощи, направлению деятельности студентов [2].

Исследовательская деятельность, как и творчество, характеризуется получением нового результата. Студенты на практических занятиях осуществляют этапы исследования:

постановка проблемы;
постановка цели и задач;
выдвижение гипотезы;
выбор методики исследования;
получение маркетинговой информации;
планирование и организация сбора информации;
обязательное условие – анализ, статистическая обработка и собственное заключение.

Анализируя полученные результаты, обучающиеся определяют практическую значимость своего исследования, приобретают навыки саморазвития и умелого их использования для повышения личной конкурентоспособности.

Проблемы и подходы к исследовательской работе у студентов разные. Как известно студенты это народ пытливый, любопытный и творческий, поэтому и темы исследовательских работ очень разнообразны и непредсказуемы. Одна из них, «Роль шпаргалок в жизни студента» показала, что большинство студентов (84% отделения «Фармация» Мурманского медицинского колледжа) часто пользуются шпаргалками для того, чтобы лучше запомнить большое количество учебного материала, а так же для того, чтобы не волноваться при сдаче экзамена. По результатам исследования сформулированы рекомендации, в качестве которых были предложены доступные способы и методы тренировки памяти, а также поливитаминные комплексы (межпредметная связь с фармакологией).

С целью выяснения отношения населения к вопросу безопасности пищевых продуктов было проведено исследование на тему «Пищевая безопасность». Здоровое питание – это здоровая нация, а здоровая нация – это сильное государство! Предмет исследования: отношение населения к выбору пищевых продуктов. Всего было опрошено 50 человек. Результаты и выводы показали, что целевая аудитория имеет высокую удовлетворенность ассортиментом продуктов питания и доверие к отечественному производителю. С целью практической значимости исследования были разработаны рекомендации с учетом нормативной документации по выбору качественных и безопасных продуктов питания.

Проблема правильного питания, ежегодный рост среди населения заболеваний органов пищеварения заинтересовали автора исследовательской работы. При написании курсовой работы было проведено маркетинговое исследование спроса и предложения гепатопротекторов в аптеке. В ходе, которого студенткой были изучены причины развития заболеваний печени и классификация современных гепатопротекторов. Опрос посетителей аптек определил высокую потребность в гепатопротекторных средствах среди населения, а проведенный анализ полноты, глубины, широты ассортимента гепатопротекторных средств показал, что в аптечных организациях города Мурманск гепатопротекторы представлены в полном объеме для полного и своевременного обеспечения населения, нуждающегося в данных лекарственных препаратах.

Следующим этапом для студентки стало исследование, проведенное при написании дипломной работы на тему «Изучение принципов фармацевтического консультирования больных с заболеваниями печени».

По результатам исследования был разработан алгоритм фармацевтического консультирования посетителей аптек, обратившихся за приобретение гепатопротекторов. Увеличение социальной роли фармацевтических работников связано, прежде всего, с их участием в лекарственной терапии, что в последние годы привело к изменению концепции фармацевтического обслуживания. Цель каждого контакта с посетителем – предупреждение, выявление и решение проблем лекарственной терапии. Внедрение алгоритма фармацевтического консультирования в практику аптечных организаций призвано упорядочить и систематизировать работу фармацевта с покупателем.

В заключении можно сказать, что профессиональная компетенция является ситуационной категорией, так как проявляется у субъекта в его способности успешно решать профессиональные задачи в различных ситуациях производственной деятельности, поэтому в качестве необходимых условий ее формирования следует выделить ситуации, моделирующие будущую профессиональную деятельность субъекта обучения.

Так, А. А. Скамницкий подчеркивает, что «суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода – создание ситуаций и поддержка действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции» [2]. Задачей научно-исследовательской деятельности является создание оптимальной среды для воспитания гибкого многогранного мышления, освоения научно-информационной базы и современной методологии осмысления действительности, формирование внутренней потребности в непрерывном саморазвитии и самообразования [4].

Организация исследовательской деятельности студентов позволяет специалисту «на выходе» не только соответствовать определенным рыночным ожиданиям, но и быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе, уметь сочетать рыночные и социальные принципы работы в фармацевтической деятельности.

Библиографический список

1. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. – М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. – 84 с.
2. Модульно-компетентностный подход и его реализация в среднем профессиональном образовании/ Учебное пособие /Под общ. ред. докт. пед. наук, профессора А. А. Скамницкого. – М., 2006. – 247 с.
3. «Психология профессионализма»/учебное пособие/А.К. Маркова/ М.,1996. – 312с.
4. Пантелеева З. В. Технология измерения уровней сформированности когнитивных и профессиональных компетенций студента по дисциплине «Экономика организации» // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1446-1450.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*