Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Основы философии»

07.03.2013 2373 6989
Мищенко Наталья Владимировна
Мищенко Наталья Владимировна , преподаватель гуманитарных дисциплин

Биробиджанский медицинский колледж
«Напрасно обучение без мысли»

Конфуций

 

Активизация познавательной деятельности студентов в современном процессе образования имеет огромное значение, так как способствует воспитанию коммуникабельного, квалифицированного специалиста в соответствии с требованиями социально-экономической действительности. Исследованием данной проблемы занимались многие ученые. Совместная учебно-познавательная деятельность студентов в группе, ее влияние на мотивацию и продуктивность интересовала ученых: М.Д. Виноградову,  Г.А. Китайгородскую, В.В. Котову, Х.Й. Лийметс, Е.Д. Маргулис, А.К. Маркову и других. Возможности групповой работы для решения основных дидактических задач (формирование новых знаний и умений, повторение и закрепление учебного материала, систематизация знаний и их контроль) разрабатывали педагоги: Н.В. Петрова, А.Е. Рысенкова, Г.В. Сорвачева, Н.М. Яковлева. Но и в настоящее время эта тема является актуальной и перспективной для изучения и педагогической деятельности. Важное значение в активизации познавательной деятельности студентов принадлежит гуманитарным дисциплинам, которые формируют нравственную культуру, гражданское самосознание и политическую позицию. Особую роль  в процессе образования играет дисциплина «основы философии».

 

Философия – одна из древних и увлекательных областей человеческого знания, связанного с осознанием и постижением человеком природного и социального мира. Осуществляя рефлексию, она формирует мировоззрение, духовно-нравственные ценности, способствует социализации личности, являясь способом бытия свободной, сомневающейся и самокритичной мысли.

 

В соответствии с ФГОС СПО в результате освоения дисциплины студент должен уметь ориентироваться в общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

 

Студент должен знать:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, о свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием
  • достижений науки, техники и технологий.

 

Изначально студенты  не всегда осознают значение данной дисциплины в процессе обучения, так как «основы философии» – обязательная, но не специальная дисциплина. Поэтому задачами преподавателя являются: продемонстрировать, что «философия – наука мудрости»; организовать диалог, в ходе которого студенты самостоятельно откроют для себя истину; способствовать усвоению специального философского знания и умения в рамках дисциплины; способствовать  формированию общих компетенций. Например, ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития. ОК 5.Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.  ОК 10. Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия. ОК 11. Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к  природе, обществу, человеку.

 

Целью философского образования должно стать не только получение знаний, но и формирование гуманистических ценностных ориентаций личности. Важнейшая ценность философии - отстаивать право человека на самореализацию, утверждать в нем его собственное достоинство. Философское образование является важнейшим условием формирования духовной культуры личности.

 

В преподавании философии считаю эффективным использовать культурно-информационный подход, ориентированный на изучение истории философии. Поскольку история философии –  школа теоретической мысли, позволяющая формировать  толерантное отношение к разным точкам зрения, способствующая осуществлению свободы выбора и развитию умения оценивать, критически мыслить.

 

В учебном процессе применяю следующие формы:лекция (вводная, обзорная, проблемная, лекция-беседа), семинары-дискуссии, семинары-конференции, дебаты, которые активизируют познавательную деятельность студентов, способствуют расширению кругозора, формируют умение вести дискуссию, работать в команде, осознавать ответственность за принятые решения.

 

Лекционная форма позволяет систематизировать материал блока, раздела, проблемы курса. Для философии панорамный взгляд имеет особую ценность. Обзорная лекция отличается большой информационной емкостью.

Проблемная лекция - содержит различные противоположные взгляды на один и тот же объект.Студенты должны усвоить не только результаты познания, но и понять сам процесс, ведущий к результатам, осознать генезис знания. Например, при изучении древнегреческой философии, предлагаются  проблемные вопросы, на которые искали ответы античные мыслители: «Как устроен мир?», «Возможно ли создание идеального государства?» «Чем отличается мировоззрение современного человека и от мировоззрения жителя древнегреческого полиса?». На лекции: «Природа человека и смысл его существования» предлагается ответить на проблемный вопрос: Почему Ж.-П. Сартр утверждал: «Будучи заброшенным в ту или иную историческую ситуацию, человек  обречен на постоянный выбор себя»? Вовлечение студентов в решение проблем способствует формированию эмоционального и интеллектуального интереса.

 

Важную роль для развития познавательной активности студентов, осознанного восприятия материала играет семинар. Это характерная форма для преподавания гуманитарных дисциплин, а для  философии особенно, так как способствует:

  1. осознанному восприятию учебного материала;
  2. овладению умением аргументации, публичной речи;
  3. формированию умения вести диалог;
  4. воспитанию толерантного отношения к позиции другого;
  5. реконструкции проблемы, находящейся за философскими позициями;
  6. формированию навыка работы в коллективе;
  7. развитию способности выполнять нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку.

 

Типы используемых семинаров:

Семинар – дискуссия;

Семинар – изучение нового материала;

Семинар – конференция

Подготовка докладов, рефератов, сообщений, мультимедийные презентации.

Работа над рефератом предполагает исследовательскую деятельность.

Семинар – дебаты.

 

Студенты при подготовке к семинарам занимаются поиском информации для решения проблем, задач. Таким образом, они формируют компетенции – способность к самообразованию, совершенствованию умений, навыков. Умение обосновывать свою позицию – важное условие формирования самостоятельности мышления. Каждый семинарпредставление различных философских концепций, которые выражают  культурную, социальную среду эпохи.


Формированию творческой коммуникативной личности, способной брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку способствуют семинарские занятия, проводимые в форме «сократических бесед», где преподаватель и студенты образуют некое неформальное общество, ведут дискуссию, беседу в рамках темы. Такая форма проведения занятия удается, например, по темам: «Становление и основные проблемы социальной философии», «Природа человека и смысл его существования», Философия экзистенциализма в творчестве А. Камю, Ж.П. Сартра», «Философия и этические проблемы медицины».


Активизации познавательной деятельности на занятии способствуют проблемные задачи. В педагогическом процессе задача - средство овладения системой научных знаний, формирования умений решать жизненные, производственные задачи. Решение каждой задачи, в особенности познавательной, требует от обучающихся не только актуализации, систематизации и воспроизведения ранее усвоенных знаний. В этом процессе обучающийся, опираясь на известное ему, ведет дальнейший поиск и усвоение новых знаний, неизвестных ему ранее способов и средств решения задачи. Задача стимулирует мышление студентов, сближает их учебную деятельность с научным поиском, в определенной степени знакомит с этапами, методам средствами научного познания и, безусловно, готовит обучающихся к их будущей практической деятельности.


Например, при изучении философской категории «движение» - любого изменения, развития, можно предложить проблемную задачу для актуализации познавательного интереса и целенаправленного усвоения материала: «Диоген объяснял ученику, почему элеаты не соглашались признать факт движения. Дело было на берегу моря, ученик сидел на песке, а учитель расхаживал перед ним. Вдруг ученик  захлопал в ладоши и ответил  Диогену, что видит его движение (движение Диогена), глаза не могут обмануть. Диоген  побил ученика палкой.  За что?»


Философия – дисциплина, позволяющая акцентировать внимание на нравственных ценностях, качествах будущего специалиста. Этические принципы и вопросы медицинской этики рассматриваются  на многих занятиях. Семинар по теме: «Философия и этические проблемы медицины» включает рассмотрение проблем ятрогении. Дилеммы профессиональных ошибок, ответственности медработника, причинение вреда здоровью пациента – актуальны во  все времена. Проблемы справедливости в здравоохранении, вмешательства в репродукцию человека  - острые философские, религиозные, этические, не имеющие однозначного решения. Семинары, поднимающие эти сложные проблемы, способствуют не только активизации познавательной активности студентов, но и развитию устойчивого интереса, осознанию социальной значимости своей будущей специальности.


Одна из интересных форм семинара – дебаты. Эта педагогическая технология стимулирует познавательную активность студентов, развивает коммуникативные способности, навык аргументировать отстаиваемую позицию, формирует умение прислушиваться к позиции оппонента, учит быть толерантным к мнению другого, развивает способность обозначить и усвоить главное и второстепенное в теоретическом материале, увидеть акценты в речи оппонента. Дебаты как один из видов обсуждения, представляет собой свернутую форму дискуссии. Такие обсуждения имели место в российской системе образования еще в 17 веке и назывались диспутами. В настоящее время дебаты широко распространены в школах и университетах всего мира: в Западной и Восточной Европе, США, Японии, Юго-Восточной Азии. Создана Международная образовательная ассоциация «Дебаты». Существуют различные стили и типы дебатов: парламентские, политические и другие.


Дебаты по дисциплине «основы философии» проводились по темам: «Эвтаназия: за и против», «ВИЧ - угроза человеческим отношениям», «Быть избирателем – влиять на будущее России». Как образовательная стратегия эта форма занятий основывается на умениях:  анализировать актуальные социально-политические события, концентрировать внимание на проблеме, организовать собственную деятельность для подбора информации выбора достоверных фактов, аргументов. Студенты, готовясь к семинару по теме, занимаются поиском необходимого теоретического материала, формулируют доказательства, используя  логические основания в построении умозаключений, обретают собственную позицию рассматриваемой проблемы. Дебаты способствуют развитию критического мышления, этике защиты противоположных мнений. Познавательная деятельность активизируется при подготовке к дебатам, при формулировании опровергающих  и утверждающих позиций, в момент перекрестного состязания. Так формируются стратегия , тактика убеждения, ораторские навыки. Необходимо отметить, что правильная формулировка и трансформация проблемы в цепочку четких и конкретных проблемных задач - это очень весомый вклад в решение проблемы. Поэтому следует верно ставить задачу-проблему. «Правильно сформулировать проблему - значит наполовину ее решить».

 

Таким образом, изучение дисциплины основы философии – это неотъемлемый этап в процессе образования будущего специалиста с освоенным багажом общих компетенций, востребованного современной реальностью.

 

Литература

  1. Баканова Г.В.,  Суркова И.И. Технология «Дебаты» как средство развития коммуникативных универсальных учебных действий студентов при изучении общественных дисциплин // Среднее профессиональное образование 2013, № 1. Приложение. С. 119-123.
  2. Досов Н.М. Проблемное обучение на практике // Среднее специальное образование, 1990, № 9. С. 53.
  3. Каптерев П. Ф. Избранные педагогические сочинения. М.: АСМО,1999. - С. 572-573.
  4. Филиппов А. В., РомановаН.Н. Риторика. Понятия и упражения.2-е изд. М., 2005.
  5. Харламов И. Ф. Педагогика М., 2000, С .183.



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*