Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Современные тенденции в сфере образования. Взгляд эксперта - Юлия Байер.

12.11.2019 814 1484
Байер Юлия Паулевна
Байер Юлия Паулевна, кандидат социологических наук, доцент

Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации

Корреспондент рубрики

Жигулин Вячеслав Сергеевич - кандидат социологических наук, начальник отдела мониторинга СМИ, ООО «Центр исследований Гортис», Санкт-Петербург 

Приглашенный внешний эксперт

Байер Юлия Паулевна - кандидат социологических  наук, доцент кафедры социальных технологий СЗИУ РАНХиГС (Санкт-Петербург), консультант-практик в сфере HR и стратегирования, куратор Школы юных стратегов Владимира Квинта, независимый HR-эксперт,  член Испанской ассоциации политических наук и общественного управления.

В.Ж. – Юлия, прошлый раз мы говорили о том, что обучать стратегированию необходимо чем раньше, тем лучше и Вы рассказали о проекте, который реализуете с коллегами в одной из гимназий Санкт-Петербурга. Давайте поговорим более масштабно: знаем ли мы, чему учить старшеклассников, студентов, учитывая, что они будут в самом расцвете сил в 2050 году, и, при удачном стечении обстоятельств, встретят 22 век?

 

Ю.Б. –  Мы должны признать, что сейчас, учитывая стремительное развитие технологий, мы понятия не имеем, как мы будем жить в 2050, и, тем более, в 2100 годах. Очевидно, что также сейчас нет проблемы получить любую информацию в один клик. Поэтому в таком измененном мире преподаватель вуза должен давать не столько информацию, сколько учить способности (компетенции) ее выбирать/отбирать, дифференцировать, различать что важно, а что нет, и, самое главное – на основе этой информации обучать умению самостоятельных выводов, умению принимать тактические и стратегические решения и нести ответственность за них.

 

В.Ж. – Чему же тогда надо учить студентов?

Ю.Б. – Мне кажется, надо смещать акцент с того, что учить цифры, даты и факты на то, чтобы приобретать практические компетенции, которые пригодятся в течение всей жизни, как бы ни менялась (а меняется она стремительно) внешняя среда. Вот эти компетенции, что называется, на вскидку:

-  Умение мыслить творчески,

- Умение мыслить критически, отличать источники информации. Я говорю своим студентам, что так же, как они смотрят на состав и производителя продуктов (очень надеюсь, что смотрят), которые они едят, они должны смотреть на производителя информации, которой они кормят свой мозг и душу.

- Умение сотрудничать в социуме,

- Умение жить в условиях неопределенности, принимать неопределенность.

Кстати, некоторые из перечисленных компетенций как обязательные для освоения также указывает Юваль Харари в одном из своих бестселлеров, также можно сослаться на выдающегося ученого и автора многих бестселлеров Джо Диспензу, а об умении сотрудничать в социуме очень много сейчас пишет Даниел Гоулман. Наука разворачивается на наших глазах, требования внешней среды меняются соответственно.  

 

В.Ж. – И все-таки, с незапамятных времен жизнь делилась на несколько этапов: обучение, работа, пенсия. Вы считаете, что это уже ушло в прошлое?

Ю.Б. – Да, безусловно. В настоящее время мы должны признать, что мы не можем себе позволить обучиться чему-то и дальше эксплуатировать знания, полученные нами в вузе всю жизнь. Нам важно принять и признать тот факт, что учиться надо будет всю жизнь, как бы с годами нам ни не хотелось меняться. Это уже научно доказанный факт, что как только наша жизнь, наши знания о жизни становятся рутинными и предсказуемыми, наши нейронные связи в мозгу устаревают, а вместе с ними – и наше тело, которое, привыкая к рутине, стареет. Поэтому так важно эти нейронные связи постоянно обновлять, обучаясь новому, путешествуя и выводя себя из зоны привычного рутинного комфорта. 21 век уже предоставляет и еще предоставит очень много возможностей для этого. Мы не можем себе позволить НЕ учиться постоянно, живя в 21 веке.  

 

В.Ж. – А кто же научит преподавателей это преподавать?

Ю.Б. – Да, это, пожалуй, один из самых сложных вопросов. Часто преподаватели сами не обладают необходимой гибкостью мышления, способностями и желанием меняться, т.к. сами являются своего рода продуктом классической системы образования. Тем не менее, я думаю, рано или поздно, придет общее понимание того, что для того, чтобы преуспеть в этом и наступающем мире, не надо знать четкую дату начала Первой мировой войны (например), гораздо важнее обладать теми перечисленными мною компетенциями, которые помогут сохранить и развить себя, какой бы сбывшейся научной фантастикой ни стал наш мир через 30-40-50 лет.   

 

В.Ж. – Значит ли это, что не надо изучать историю, физику, литературу?

Ю.Б. – Конечно же, нет, не значит. Акцент в изучении истории, социологии, психологии я бы делала на понимание общих тенденций и процессов, на формирование умения интегрировать факты в систему, самим делать выводы, экстраполировать тенденции. Сейчас же в ЕГЭ мы зачем-то натаскиваем школьников на краткосрочное запоминание дат и фактов. Зачем?

Важно, чтобы школьники, студенты научились  синтезировать и обобщать знания, умели самостоятельно мыслить, не боялись стратегически планировать свою жизнь и нести за нее ответственность. А запоминать точные даты – это сейчас может “OK, Google” и голосовой помощник «Алиса», представьте, сколько таких помощников будет в 2050 году. 

 

В.Ж. – Спасибо за такое интересное освещение темы! Ждем следующего интервью и продолжения разговора об образовании!

Ю.Б. – Спасибо Вам за интересные вопросы! До встречи!




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*