Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Профессиональное становление и самоопределение инвалидов и обучающихся с особыми образовательными потребностями в ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж питания»

31.10.2019 152 256
Кучерова Ирина Владимировна
Кучерова Ирина Владимировна, преподаватель

Новосибирский технологический колледж питания

В данной статье рассмотрены основные идеи и направления профориентационной работы в ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж питания», выявлены основные проблемы студентов ОВЗ и инвалидов, определена нормативно-правовая база определяющая организацию профессионального обучения студентов с ОВЗ и инвалидов в колледже.

Закон регулирует вопросы образования лиц с ограниченными возможностями и содержит ряд статей (42,55,59,79 закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ), закрепляющих право детей с ограниченными возможностями здоровья, в т.ч. детей-инвалидов, на получения качественного образования в соответствии с имеющимися у них потребностями и возможностями. В том числе на дальнейшее самоопределение в жизни. Трудовая деятельность является неотъемлемой частью жизни любого человека, а особенно детей с ОВЗ и инвалидностью т к является основой социализации в обществе. В колледж ребята с ОВЗ и инвалидностью поступают, чтобы выбранная профессия в будущем помогала им жить и работать самостоятельно. Но у этой категории обучающихся возникает ряд проблем. Они обладают низкой самооценкой, не уверены в себе и своих способностях, имеют высокий эмоциональный фон, общую пассивность. Ежегодно студенты колледжа участвуют в конкурсах: Worldskills Russia и «Абилимпикс». Непосредственное участие ребят в подобных мероприятиях серьезно влияет на культуру, улучшает отношение одногруппников к обучающимся с ОВЗ и влияет на их дальнейшее самоопределение. Основными формами профориентационной работы в колледже являются: Дни открытых дверей, академические субботы, профориентация по школам, гимназиям, лицеям города. Одна из таких школ- Социальная школа - интернат №152 , где обучаются ребята переболевшие полиомиелитом в рамках социального проекта по социализации и адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья «Сам себе шеф-повар». Результатом совместной деятельности обучающихся ГБПОУ НСО «Новосибирский технологический колледж питания» и ребят из коррекционной школы является праздничное оформление тематических столов к таким праздникам как: Новый год, 23 февраля, 8 Марта, Масленица, проведение Дня именинника и т.д. В специальной коррекционной школе № 152 г. Новосибирска обучаются дети инвалиды переболевшие полиомиелитом и ДЦП, поэтому методы и формы обучения ребят с особыми образовательными потребностями будут определятся структурой нарушений и уровнем развития детей. Соотношение методов, приемов, форм работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата на каждом этапе обучения и воспитания определяется структурой нарушений, уровнем развития. С целью подбора наиболее эффективных и адекватных приемов коррекции будут учитывать взаимосвязь двигательных, психических и речевых расстройств при ДЦП, общность поражения общей моторики, функции рук и артикуляционной моторики. При этом необходимо одновременное развитие и коррекция нарушений общей моторики, функциональных возможностей кистей и пальцев рук, артикуляционной моторики детей. Цель совместной работы научить воспитанников специальной коррекционной школы № 152, приготовлению простых блюд: изделиям из пресного теста, вкусных блинчиков, супов, вторых блюд, морсов, несложных коктейлей и т.д. В дальнейшем ребята смогут быть на рынке труда конкурентоспособными овладев несколькими смежными специальностями

Формы работы с детьми с нарушениями опорно-двигательного аппарата: индивидуальные, подгрупповые и фронтальные; возможен лабильный подход к уровню усвоения материала разными детьми.

Студенты не только демонстрируют приготовление изделий из сдобного теста, но и учат ребят стряпать дорожные булочки, рулеты с маком, булочки с абрикосовым повидлом, а также вырезать из теста розочки и журавликов и лебедей. Ребята из школы с интернат повторяют за студентами колледжа лепить и вырезать из теста. Возможно ребята из коррекционной школы, встанут на путь профессионального становления и самоопределения. В нашем колледже можно, освоить профессии: техника-технолога, повара-кондитера, официанта, бармена, администратора зала. Обучение ребят специальной коррекционной школы проходит в рамках урока «Технология», студенты колледжа проводят мастер классы и показывают различные способы приготовления несложных блюд. Обучающиеся из коррекционной школы с большим интересом наблюдают, повторяют не сложные манипуляции и вместе будут готовить повседневные блюда что, безусловно, расширяет возможности особенного ребенка и позволит ему быть самостоятельным. В колледже профориентационная работа ведется по следующим направлениям: диагностическое - выявление индивидуальных возможностей и способностей к освоению профессиональной деятельности и формирующая - развитие у студентов мотивации и содействие в осуществлении адекватного профессионального выбора. Современный рынок труда требует от рабочих широкий спектр профессиональной подготовки, в колледже обучающиеся получают несколько смежных специальностей техник-технолог и повар-кондитер. Таким образом, самоопределение обучающихся является серьезным социально-личностным выбором, который должен поддерживаться взрослыми: родителями, педагогами-психологами и социумом.

 

Нормативно-правовая база определяющая организацию профессионального обучения студентов с ОВЗ и инвалидов в колледже.

 1. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 29.12.2012 № 273- ФЗ.

2. Федеральный закон «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании) от 29 июня 1999г.

3. «Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования» (Приказ Министерства образования и науки РФ от 28 июля 2014г).

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 14 июня2013 г №464 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам среднего профессионального образования.

5. Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях Утверждено Департаментом государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России 26 декабря 2013 года № 06-24-12вн

Литература:

6. Романова Е.С., Коган Б.М., Свистунова Е.В., Ананьева Е.В. Учимся сотрудничать: Комплексный подход к профориентации и профконсультированию подростков с ограниченными возможностями здоровья – М.: Издательский центр «Академия», 2012. – С. 16-23.

7."Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ)

[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399

(дата обращения: 09.11.2016).

8. О социальной защите инвалидов в Российской Федерации: Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28399

( дата обращения: 09.11.2016).

9. Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования. Утверждено директором Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 20 апреля 2015г № 06-830вн.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*