Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНа сегодняшний день мы, как педагоги, ориентированы на становление определенных личностных характеристик наших выпускников, таких как: заинтересованность в познании мира; умение разбираться в многообразии профессий; способность осознавать значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества и природы.
В связи с этим, по моему мнению, самым важным требованием к подготовке наших обучающихся становится формирование у них широкого мировоззрения, основанного на прочных знаниях и практическом опыте, готовности к применению полученных знаний и умений в процессе своей дальнейшей жизни. Будущий специалист должен понимать взрослую жизнь, ориентироваться в обществе, суметь найти свое место в этом обществе в соответствии с индивидуальными особенностями, интересами и возможностями. Следовательно, наша основная задача, как преподавателей, состоит именно в том, чтобы помочь студенту стать свободной, творческой и ответственной личностью.
Большими возможностями для достижения этих целей обладает технология практико-ориентированного обучения. Сущность такого обучения состоит в обеспечении единства приобретения знаний и одновременно в формировании практического опыта их использования при решении жизненно важных задач. То есть наши обучающиеся должны научиться решать те задачи, которые возникают у них сейчас или возникнут в их будущей жизни. Мы должны сформировать у наших студентов готовность к применению знаний и умений на практике.
В своей педагогической деятельности я достаточно давно использую практико-ориентированные задания на своих занятиях по различным экономическим дисциплинам. Новый курс для меня – это «Основы финансовой грамотности». Я думаю, что для овладения данной дисциплиной практико-ориентированные задания очень актуальны.
Это объясняется тем, что сам предмет достаточно сложный. Большинство учащихся не проявляют познавательного интереса ко многим курсам, «Основы финансовой грамотности» не станут, я думаю, исключением.
Кроме того, этот предмет имеет огромную прикладную направленность. Разве достаточно рассказать студентам, например, о банках и видах кредитов? Нет, конечно. Рассказать и объяснить, конечно нужно. Но не менее важно научить студентов рассчитывать эти кредиты, понимать разницу между различными схемами погашения этих кредитов. Они должны уметь обходить различные «подводные» камни в случае кредитования, понимать какие дополнительные, кроме процентов, платежи взимают банки. А ведь можно воспользоваться не только банковским кредитом, есть и другие источники пополнения своих финансовых средств.
И в таком же ключе можно говорить и о депозитах, и о страховании, и о будущей пенсии, даже о семейных сбережениях и семейном бюджете…
И еще одно наблюдение. Конечно, нам быстрее и легче показать и объяснить, чем позволить студентам самим открывать знания и способы действия, самостоятельно ставить цели, анализировать, сопоставлять, оценивать, а главное – не бояться ошибаться в поисках нового пути. Именно этому необходимо учить в любом учебном заведении и на любом занятии.
Мы с вами часто сталкиваемся с тем, что наши обучающиеся справляются с теоретическими заданиями, а вот когда дело доходит до реальных ситуаций, допускают ошибки. Это говорит о том, что студенты могут хорошо и на достаточно высоком уровне овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных жизненных задач. И вот для разрешения именно таких проблем перед учителем встает задача по усилению практико-ориентированной направленности в изучении любого предмета.
Если при обучении систематически и целенаправленно использовать жизненные ситуации, то повысится интерес к предмету, и, как следствие, качество подготовки наших будущих специалистов. Практико-ориентированные задания базируются на знаниях и умениях, но требуют еще умения применять накопленные знания в практической деятельности. Назначение практико-ориентированных заданий – «окунуть» студента в решение реальной задачи.
По собственному опыту я могу выделить преимущества выполнения практико-ориентированных заданий. Это высокая мотивация, заинтересованность обучающихся, связь полученных знаний с реальной жизнью, самоконтроль, лучшее закрепление полученных знаний, сознательная дисциплинированность.
Теперь хотелось бы поделиться с коллегами своими наработками при составления практико-ориентированных заданий. Здесь есть некоторые особенности по сравнению с обычными задачами.
Текст задания, кок правило, описывает реальную ситуацию, она должна быть знакома обучающемуся. Здесь происходит ориентация студента в области практического приложения своих знаний.
Например, следующая ситуация: «Два студента решили положить в определенный банк свои денежные средства». Это могут быть их накопления, заработанные, например, летом деньги. Или это деньги, которые ребятам дали родители и т.д. Текст часто содержит излишнюю информацию, то есть имеет ряд подробностей, не относящихся к основному требованию задачи (например, источник получения денег в данном случае).
Далее идет непосредственно само задание, но оно имеет разные альтернативные варианты развития событий. «Одна студентка положила деньги под простые проценты, а вторая – под сложные». Ребята, разбирая эту ситуацию, должны определить, чем отличаются простые и сложные проценты в случае с депозитами. Как их рассчитать? И, конечно, они должны пояснить, кто из инвесторов получит наибольшую выгоду от вложения своих денег. Причем исходные условия должны быть совершенно одинаковыми – срок инвестиций, процент, под который они сделаны.
Разрешение ситуации должно быть личностно значимо для студента, ему должно быть интересно понять, оценить и разрешить эту ситуацию. При этом формируется потребность практического использования знаний.
Кроме того, проблема или ситуация должна быть адаптирована к возрастным и психологическим особенностям студента, мотивировать его познавательный интерес.
Еще, на мой взгляд, очень важным является то, что вопрос задачи должен быть поставлен так, чтобы отсутствовал эталон «правильности», вопрос должен предполагать множественность правильных ответов. В этом случае деятельность студента освобождается от ориентации на внешние критерии правильности (критерии взрослого). И только в этом случае формируются внутренние критерии правильности у самого обучающегося.
Не менее важно соблюдать и организационные требования. Задача должна содержать открытую цепочку последовательных заданий. Каждое отдельное задание общей задаче должно содержать требование и набор необходимых (и избыточных) данных. Предложенные задания должны быть тесно связаны между собой (не обязательно линейно, возможно последующее с предыдущим). С этой точки зрения можно с большой пользой для изучения определенной темы использовать кейсы.
Например, при изучении темы «Личные финансы» можно использовать практико-ориентированную задачу, составленную в виде кейс-задания.
«В семье Петровых двое детей. Михаил мечтает о велосипеде, его сестра Настя увлекается музыкой и хочет создать свою музыкальную группу. Родители ребят мечтают совершить поездку на Байкал».
А далее эту ситуацию можно развивать, решая вопросы ценообразования, накопления денежных средств, способов покупки, экономии денег и элементов инвестирования средств и элементов их кредитования.
Ребята могут рассмотреть следующие вопросы по расходованию денег: «На что лучше потратить и почему? Хватит ли средств? Сколько я смогу купить материальных ценностей в различных жизненных ситуациях? Рассмотреть особенности покупки в Интернет-магазинах». Или проблемы сбережения средств: «Определить время накопления необходимой суммы денег. Сколько денег можно сэкономить, например, на скидке? Или сколько денег получится накопить, если отказаться от каких-то мелких расходов».
То есть у этой простой ситуации множество вариантов развития.
Такие кейсы можно использовать на уроке, работа с кейсом может происходить как в мини-группах, так и при работе со всем классом, также кейс может быть выделен в виде домашнего задания.
Таким образом, при работе с кейсом (в виде практико-ориентированного задания) обучающиеся приобретают опыт финансового мышления, отрабатывают такие навыки, как решение задач по частям, действия над многозначными числами, а также учатся мыслить шире привычных рамок, анализировать информацию и выявлять ключевые проблемы.
В заключении хочется отметить, что развитие у студентов умений решать практико-ориентированные задания в процессе обучения основам финансовой грамотности, да и многих других дисциплин, следует рассматривать как один из способов формирования у них определенных компетенций. Такой подход к обучению позволяет в дальнейшем нашему выпускнику решать проблемы, возникающие в его жизни и в его профессиональной деятельности.
Оригинал работы: Использование практико-ориентированных задач при преподавании курса «Основы финансовой грамотности»
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.