Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОбщепризнанно, что информационные технологии быстро развиваются, а каждые 3-5 лет происходят значительные изменения как в технологиях, так и в требованиях к специалистам.
Дефицит кадров в сфере IT велик, но требования к сотрудникам работодатели практически не снижают, слишком высока ответственность и цена ошибки этих специалистов. Спрос на специалистов сферы информационных технологий в среднем превышает предложение на 25 % (например, недельная статистика на одном из сайтов в секторе ИТ: размещено 545 вакансий и 180 резюме).
Особенность профессии IT – специалиста состоит в том, что, как правило, в компании больше никто не разбирается в данной теме. Никто не может проверить качество работы, выступить в качестве советчика и помощника, обсудить вопрос профессионально.
Развитие современного образования должно быть направлено на получение высококлассного специалиста. Его компетентность определяется наличием знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области, а также совокупностью компетенций.
Компетенция – это личная способность специалиста решать определенный класс профессиональных задач.
Ключевыми компетенциями будущего специалиста в области информационных технологий являются:
Профессиональные компетенции будущего специалиста в области информационных технологий развиваются за счет включения в различные виды деятельности:
Неотъемлемой частью развития профессиональных компетенций является научно-исследовательская деятельность. Поэтому, вовлечение студентов в научно-исследовательскую работу считаю важным и необходимым условием развития ключевых компетенций выпускника специальностей «Программное обеспечение ВТ и АС», «Вычислительные машины, комплексы, системы и сети», «Программирование в компьютерных системах», «Компьютерные комплексы и системы».
Исследовательский подход к процессу обучения будущих специалистов по компьютерным дисциплинам является одним из актуальных направлений организации самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений в рамках внедрения ФГОС 3 поколения, а также позволяет подготовить их к самореализации в современных условиях автоматизации рабочего места и дальнейшему самообразованию.
Исследовательская работа организуется с целью:
Целью организации научно-исследовательской работы студентов является углубленное изучение учебного материала, овладение исследовательскими методами познания, современной методикой научных исследований.
Основными задачами организации научно-исследовательской деятельности являются:
а) широкое привлечение студентов к участию в научно-исследовательской работе;
б) развитие всех форм научно-исследовательской работы, распространение положительного опыта организации этой работы;
в) активное участие в интеллектуальной жизни колледжа, достойное представление ее в конференциях, смотрах и конкурсах научно-исследовательских работ.
Научно-исследовательская работа студентов организуется в следующих направлениях:
- Разработка электронных средств обучения с целью повышения качества образования студентов;
- Разработка программных продуктов для автоматизации организации учебного процесса;
- Разработка программного сопровождения различных внеклассных мероприятий;
- Изучение различных программных продуктов, не включенных в образовательный стандарт и создание различных проектов с их использованием.
Результативность исследовательской работы повышается в зависимости от уровня, качества ее организации и, прежде всего, широкой и продуманной программы учебно- и научно-исследовательской работы студентов, и дифференциации по курсам, целенаправленного планирования самостоятельной работы. Применяемые мною формы организации научно-исследовательской деятельности отражают системный подход к включению студентов в исследовательскую работу, обеспечивают индивидуальный подход к обучающимся.
Основу моей педагогической технологии, моделирующей процесс научного исследования, составляет система понятий, определений, правил, дидактических средств и методических приемов. Реализация технологии идет через проведение уроков-исследований, исследовательских практикумов, домашних практических работ и внеурочной исследовательской работы.
Для организации научно-исследовательской деятельности студентов используются разнообразные формы, методы, средства и технологии учебно-воспитательного процесса, такие как:
а) уроки-исследования;
б) выполнение индивидуальных научно-исследовательских работ под руководством преподавателей;
в) участие в предметных олимпиадах;
г) написание курсовых работ;
д) участие в ежегодной научной конференции колледжа;
е) участие в краевых конференциях и конкурсах научно-исследовательских работ.
На уроках-исследованиях ставятся две цели: обучение предмету (дидактическая) и обучение исследовательской деятельности (педагогическая). Поставленные цели достигаются в ходе решения конкретных задач, способствующих формированию компетенций (таблица 1):
Таблица №1
Задачи |
Умения, навыки |
Формируемые компетенции |
Приобретение учащимися общеучебных умений |
Работать с учебником, составлять таблицы, оформлять наблюдения, формулировать мысли во внутренней и внешней речи, осуществлять самоконтроль, проводить самоанализ и т.д. |
Аналитические компетенции, социально-личностные компетенции |
Приобретение учащимися специальных умений |
Усвоение фактического материала по предмету |
Аналитические компетенции |
Приобретение учащимися интеллектуальных умений |
Анализировать, сравнивать, обобщать, и т.д. |
Социально-личностные компетенции |
Приобретение учащимися исследовательских знаний и умений |
Выделять проблемы, формулировать гипотезы, планировать эксперимент в соответствии с гипотезой, интегрировать данные, делать выводы |
Профессиональные компетенции |
По объему осваиваемой методики научного исследования провожу уроки-исследования и уроки с элементами исследования. На уроке-исследовании ребята овладевают методикой научного исследования, усваивают этапы научного познания. По уровню самостоятельности студентов, проявленной в исследовательской деятельности на уроке, уроки-исследования соответствуют начальному (1 уровень), продвинутому (2 уровень) или высшему (3 уровень) уровню. Собственный опыт использования данной технологии позволил мне соотнести возрастные группы студентов с уровнями уроков-исследований (таблица 2).
Таблица №2
Уровень урока, вид исследования, возрастная группа |
Деятельность учителя |
Деятельность студентов |
Начальный 1 уровень 1 курс Обучение исследованию |
Повторение основных ступеней исследовательской деятельности. Формулировка проблемы, сообщение темы и цели исследования. Учебный процесс строится с использованием терминов «проблема», «гипотеза», «вывод» и т.д. Проблемные вопросы: · Каковы этапы деятельности исследования? · Что такое гипотеза? · Какое можно выдвинуть предположение? · Данное высказывание предполагаемое или доказанное? |
Отвечают на поставленные вопросы. Работают по алгоритму. Сверяют свои действия с образцом исследования, используя информацию, записанную на доске (уроки-исследования) |
Продвинутый 2 уровень 2 курс Обучающее исследование |
Повторение основных ступеней исследовательской деятельности. Формулировка проблемы. Подведение студентов к пониманию темы и цели исследования. Возвращение к схеме исследовательской деятельности по необходимости. Проблемные вопросы: · С чего необходимо начать исследование? · Что нужно выяснить? · Как это сделать? · Как поступил бы исследователь на этом этапе работы? · Верный ли вы сделали выбор? |
Самостоятельно планируют и выполняют исследовательскую работу. При необходимости консультируются с преподавателем. Получают оценку (правильно или не правильно) за каждый этап работы. |
Высший 3 уровень 3-4 курс Творческое исследование |
Формулировка проблемы. Самостоятельное формулирование студентами темы и цели исследования. Создание условий для исследовательской деятельности: обеспечение учебного процесса дидактическим материалом, организация индивидуальной работы и деловое общение студентов в группах или парах. Проблемные вопросы: · Ясна ли цель работы? · Все ли понятно в выданных материалах? · На каком этапе работы находитесь? · Уложитесь ли по времени? · Каков итог работы? Оценка результатов работы. |
Планируют и проводят исследовательскую деятельность самостоятельно, без помощи преподавателя (творческие проекты, курсовые работы) |
Таким образом, освоение студентами исследовательских знаний и умений происходит поэтапно, с постоянным увеличением степени самостоятельности в их исследовательской учебной деятельности.
Внеурочная деятельность студентов только тогда будет влиять на развитие их компетенций, если она тесно взаимосвязана с ведущей деятельностью – учебно-познавательной. Ребята, имеющие повышенный уровень мотивации к учению, изучают различные информационные технологии и разрабатывают программные продукты. Продукт такого взаимодействия – научные работы моих учащихся, представленные на научно-практические конференции разного уровня.
Таким образом, исследовательский подход к
процессу обучения будущих IT специалистов является одним из актуальных направлений организации учебной и внеучебной
работы студентов средних специальных учебных заведений и позволяет:
При этом исследовательский подход к процессу обучения будущих специалистов по компьютерным дисциплинам станет одним из актуальных направлений организации самостоятельной работы студентов средних специальных учебных заведений, а также позволит подготовить их к самореализации в современных условиях автоматизации рабочего места и дальнейшему самообразованию.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.