Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Педагогические инновации при освоении программ профессиональных модулей в среднем медицинском образовании

23.09.2019 302 575
Кравцова Наталья Николаевна
Кравцова Наталья Николаевна, преподаватель

Рубцовский медицинский колледж

Реформы, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов в организации и структуре медицинской помощи. Появляются новые направления медицинской деятельности, изменяются требования разных профессиональных сообществ, обусловленные, в свою очередь, развитием медицинской науки, технического оснащения больниц и поликлиник.  Все эти изменения ставят перед средним медицинским образованием новые  сложные задачи по обучению, воспитанию и наставничеству будущих специалистов и инициируют создание современных технологий и новых методических подходов к ним.

При ориентации на структурно-количественный «знаниевый» подход  реализуется представление о том, что студенты должны быть обеспечены разнообразными знаниями, а под усвоением учебного материала принято понимать запоминание определенного объема информации. Формирование умений применять полученные сведения происходит по мере осуществления реальных действий. Таким образом, упор делается в основном на практическую составляющую обучения.

Основную проблему при подобном алгоритме усвоения знаний для студента составляет «потеря информации» по ходу обучения, что психологически вполне оправданно.  Причинами этого явления являются, во-первых, абстрактные теоретические положения, не связанные с личным опытом и практикой, которые не всегда бывают понятны студенту. Во-вторых, приобретаемые знания до их сопоставления с реальным объектом, отраженным в теоретических представлениях, иногда можно запомнить только «механическим путем».  В-третьих, важно учитывать такой фактор, как забывание, что ведет к потере логики процессов, нарушает целостную взаимосвязь уже приобретенных знаний. Следует также учитывать неумение студентов практически пользоваться теоретическими знаниями, которые  иногда оказываются очень  далеки от реальной практики общения с пациентом.

В человеческом плане высочайшее достижение профессионала-медика - уметь обращаться с чужим страданием, оставаться понимающим, твердым, спокойным, но не равнодушным. Это умение по своей сути является чем-то большим, чем психологический навык: до него нужно дорасти в личностном плане.

Таким образом, обучение, значимое для личности, связано с тем, как человек сам в соответствии с собственным решением меняется в процессе обучения. Нужно хорошо знать себя, чтобы понимать, что и как в самом себе можно изменить и следует изменить. Образовывает себя каждый человек сам путем организации собственной деятельности на основе личных потребностей, интересов, стремлений, используя индивидуально выработанные способы учебной работы.

Нужно помнить, что не каждый студент колледжа в силу особенностей возраста или личности  изначально ориентирован на познание себя, оценку своих возможностей, способностей, определение смысла и путей творческого саморазвития. Зачастую побуждение к самообразованию и саморазвитию активизируется уже в процессе обучения у отдельных студентов в разные сроки под влиянием личностного подхода преподавателя к обучаемым.  Следует учитывать при дифференциации учебной работы обучаемость студентов (умственные и специальные способности), обученность, которая состоит из программных и внепрограммных знаний, умений, навыков, мотивационную сферу (потребности, интересы, мотивы, эмоции).

Заинтересованный педагог в своей деятельности будет способствовать самопознанию студента и его развитию в следующих направлениях:

-«Саморазвитие личности студента через учебную дисциплину»;                                                

-«Саморазвитие личности студента через внеаудиторную деятельность»;                                   

- «Саморазвитие личности студента через погружение в  профессиональную деятельность»; 

- «Психолого-педагогическая поддержка студента в самоопределении»;

- «Информационно-методическое обеспечение деятельности преподавателя-экспериментатора и обучаемых». 

Для повышения качества знаний студентов более прочного формирования у них профессиональных компетенций в своей работе мне как педагогу приходится учитывать все выше перечисленные аспекты, использовать как традиционные, так и нетрадиционные формы проведения занятий,  отдельные из которых в общем-то для преподавателя-клинициста и ранее являлись достаточно часто применяемыми и эффективными.

Так как и на «Лечебном» и на «Сестринском» отделениях практикуются лекционно-семинарский метод проведения теоретических занятий, лекции читаются для достаточно широкой (60-70 человек) аудитории. С целью активизации внимания и мыслительных процессов студентов я в своих лекциях часто применяю метод проблемного обучения, т.е. после изложения темы и плана лекции, формулирую какой-либо вопрос, ситуационную клиническую задачу, на решение которой и будет направлена тема лекции. Чтобы найти решение поставленной задачи, студенты более сосредоточенно вникают в новую для них информацию, а затем дома чтение ими конспекта происходит более осмысленно, ассоциируясь с  заданным на лекции клиническим примером.  Иногда подобная проблемная ситуация формулируется в качестве домашнего задания для студентов по теме следующей лекции. Студенты могут предложить вероятные решения только ознакомившись с материалом следующей лекции по учебной литературе, высказать в аудитории ответы, что очень оживляет восприятие нового материала. Также для улучшения усвоения нового материала студентами на части лекционных занятий я использую метод мультимедийного сопровождения с подготовленными мною текстовыми, иллюстративными слайдами, видеовставками. В течение ряда  лет  в качестве сопроводительного материала к лекциям мною используются подготовленные студентами старших курсов минипрезентации, выдержки из дипломных проектов выпускников со ссылками на их авторство. Ориентируясь на восприятие аудитории, иногда я предлагаю слушателям расширить круг вопросов последующих  семинарских занятий,  становясь моими соавторами и содокладчиками.

На семинарско-практических  занятиях я обязательно мотивирую работу студенческой бригады на изучение темы, акцентирую ее актуальность, использую раздаточный материал в виде  схем – конспектов, алгоритмов практических навыков, ситуационных задач, рубежного и итогового тест-эталонного контроля с разноуровневой сложностью заданий. Репродуктивные методики ведения занятий  все же используются мною с целью воспитания у студентов коммуникативной компетентности:  умения выслушивать  и анализировать информацию, защищать свою позицию, владеть речевой культурой; информационно-предметной компетентности: умение работать с литературой, обрабатывать информацию, систематизировать, пользоваться нормативными документами. Такие семинары построены по типу конференций, индивидуального и фронтального опросов.

 Важнейшую роль в освоении профессиональных компетенций, отработке автоматизма   медицинских манипуляций  играет  проведение практических занятий на базе организованного в КГБПОУ "Рубцовский медицинский колледж"  в 2018 году "Симуляционного центра".  Такой тип занятий обеспечивает четкую отработку навыков  в формах разноуровневого тренинга и  контроль их освоения  с оценкой по квалификационным чек-листам, позволяющим провести глубокую рефлексию и дебрифинг для выявления ошибок, обдуманного их исправления.  

 Наряду с вышеперечисленными формами во время проведения семинарских занятий, мною часто используется метод диалога, полилога  между студентами, преподавателем и студентами, метод рецензий, метод блиц-опроса, метод «мозгового штурма», просмотр видеоматериала с дальнейшей имитационной отработкой практических навыков в пределах учебной комнаты (иногда вследствие насыщенности занятия  используется метод парацентрических технологий), просмотр видеофильмов – ошибок, которые студенты  должны выявить и исправить на занятии. Высокую эффективность для прочного формирования профессиональных компетенций, воспитания дает применение метода работы «малыми группами», где над решением поставленной задачи  должен работать каждый студент, так как именно его оценка может стать оценкой работы всех членов группы. Ответственность студентов за подготовку к занятиям повышает также взаимопроверка тестовых заданий промежуточного контроля, что  тоже положительно сказывается на итоговом усвоении знаний.

Очень важна для отработки практических навыков на догоспитальном этапе  работа с манекенами и фантомами различных уровней реалистичности на базе "Симуляционного центра",  использование игрового диска «Скорая помощь» с разработкой тактики медработника среднего звена в различных нестандартных ситуациях, других электронных образовательных программ по отдельным темам междисциплинарных курсов.  Свою эффективность неоднократно подтвердили ролевые игры, в которых студенты выступают в качестве различных звеньев лечебного процесса: пациент, медицинская сестра различных подразделений, фельдшер участка, ФАПа, «Скорой помощи» и т.д.. Данный вид деловых игр  также рациональнее всего организовать в учебных комнатах "Симуляционного центра".

   Информационные технологии, без которых невозможно в настоящее время провести аккредитацию студентов выпускных курсов и последующий допуск к профессиональной деятельности,   активно используются мною для проведения итоговых контролей по отдельным  темам междисциплинарных курсов. При проведении квалификационных экзаменов также предусмотрен  этап тест-эталонного программированного контроля по вопросам каждого профессионального модуля.

В преподавательской практике в качестве экспериментальных методик мною совместно с коллегами  достаточно успешно были использованы семинарско-практические занятия с участием двух преподавателей: например, совместный урок  педиатра (Кравцова Н.Н.),  и инфециониста (Сапоненко Л.Г.) по теме «Менингококковая инфекция»  в рамках циклов «Проведение обследования и диагностика пациентов детского возраста» и «Проведение обследования и диагностика пациентов  при инфекционных заболеваниях» для студентов отделения «Лечебное дело», позволяющий обучаемым  осмыслить важность овладения профессиональными компетенциями модуля "Диагностическая деятельность" в отношении  применения их к пациентам разных клинических профилей и возрастных групп. Подобные  занятия  проводились  также клиницистами совместно с преподавателями информационных технологий, микробиологии, дисциплины "Сестринские услуги здоровым детям" и др..  На таких  уроках у обучаемых появляется возможность интегрировать знания, полученные на обеспечивающих дисциплинах,   применять информационное моделирование  для более глубокого  уровня освоения профессиональных компетенций .

Как уже говорилось, цели среднего медицинского образования заключаются не только в подготовке высококвалифицированных работников, но и формировании личности специалиста милосердного и сострадающего, ответственного, способного оказывать помощь конкретным людям в определении и достижении ими как физического и умственного, так и социального здоровья в условиях той среды, в которой они живут и работают.

В большей мере на достижение данных целей через освоение общих компетенций, предусматривающих уважительное отношение к пациентам и родственникам, умение работать в команде и перестраиваться в процессе работы в зависимости от изменения условий клинической ситуации можно рассчитывать при проведении практических занятий на базе стационарных  и поликлинических отделений ЛПУ, особенно в условиях современного кадрового  "голода". Такие занятия по своей сути  все являются нетрадиционными, так как предполагают в процессе проведения контакт с пациентами и персоналом лечебных учреждений : это уроки-экскурсии в отделения патологии новорожденных и выхаживания недоношенных детей, отделение гемодиализа и др., уроки-демонстрации больных, уроки - самостоятельные курации пациентов с взаимопроверкой обучаемыми  навыков пропедевтики, уроки-анализы медицинской документации,  уроки-патронажи под руководством преподавателя, где студенты в какой-то мере  уже чувствуют себя профессионалами. Именно такие технологии обучения необходимы  для формирования не только профессиональных, но и общих  компетенций, они вариабельны в зависимости от конкретной ситуации в лечебном учреждении.

Нельзя  все же забывать о важнейшей роли в формировании профессиональных  и общих компетенций практики по профилю специальности, при прохождении которой студенты под руководством медицинских работников лечебных учреждений осваивают практические навыки непосредственно в подразделениях, что является по своей сути  не только еще более глубоким внедрением в учебный процесс имитационной методики обучения, но и  технологией  психологического наблюдения и последующей рефлексии  собственных действий,  работы  других обучаемых, медработников в практических, зачастую неординарных ситуациях. Преподаватель колледжа в качестве методического руководителя, тьютора и грамотного посредника при общении обучаемого с пациентами обязан профессионально и психологически грамотно контролировать данный процесс, предотвращая  конфликты и поощряя сотрудничество.

Поэтапное и рациональное внедрение инновационных методик в преподавание  профессиональных модулей вносит позитивное качественное изменение в протекание процессов самообразования, самоопределения, самореализации у студентов, что является слагаемыми их саморазвития и конечно же отражается на формировании нужных для дальнейшей работы умений и компетенций.          

 

Список литературы:

1. Абрамова И.Г. Активные методы обучения в системе высшего образования.–М.: Гардарика, 2008.–368 с.

2. Буданова Е.В., Хорошко Н.В., Несвижский Ю.В., Давыдова Н.В., Богданова Е.А., Пашков Е.П., Зверев В.В. Применение активных методов обучения для повышения качества преподавания микробиологии. Сборник тезисов. М.: Медицинское образование. – 484 с.

3. Касимовская Н.А., Несвижский Ю.В. Основные формы и методы активного обучения: методические материалы для преподавателей.– М.: Изд-во Первого МГМУ, 2014.

4. Кравцова М.А. Использование экономических знаний в неэкономической сфере деятельности. Н. р-ли: к. э. н, доцент М. В. Ласкина, к. э. н, доцент А. С. Выскребенцева//Сборник научных статей по материалам Всероссийского научного конвента с международным участием "Бухгалтерский учет, анализ и аудит: прошлое, настоящее, будущее", Новосибирск, 2018.

 

Ориинал статьи: Педагогические инновации при освоении программ профессиональных модулей в среднем медицинском образовании




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*