Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Конкурс профессионального мастерства по геодезии «Уральский Меридиан» - опыт проведения, проблемы, перспективы

21.02.2013 2191 6157
Лобанова Ирина Александровна
Лобанова Ирина Александровна, преподаватель

Исовский геологоразведочный техникум
Конкурсы профессионального мастерства среди учащейся молодёжи СПО в настоящее время являются особенно актуальными. Практикоориентированный подход к подготовке специалистов, установленный Федеральным Государственным Образовательным Стандартом  нового поколения, требует не только существенного изменения подходов к обучению профессии на занятиях, но и совершенствования внеклассной работы. Одной из форм такой работы являются профессиональные конкурсы.

 

Уже 10 лет мы ежегодно проводим конкурс «Уральский меридиан» на базе нашего техникума. Изначально было задумано, что участвовать в конкурсе могут все желающие. Со временем определился состав участников конкурса:

  1. Команды техникумов и колледжей Уральского региона и Казахстана,  где изучаются предметы  «Геодезия» и «Маркшейдерское дело».
  2. Команды ВУЗов. К сожалению, на многих кафедрах без энтузиазма относятся к подобным мероприятиям. Хорошие отношения, в смысле участия в нашем конкурсе, сложились пока только с кафедрами Уральского Государственного Горного Университета. Нам интересно видеть у себя на конкурсе студентов ВУЗов, и мы будем продолжать налаживать связи с университетами нашего профиля, в том числе и через своих выпускников, продолжающих образование в этих ВУЗах.
  3. Команды молодых специалистов от производственных организаций. Пока в конкурсе участвует 2-3 команды из молодых специалистов – наших же выпускников.
  4. Сборные команды преподавателей. Такие команды формируются на каждом конкурсе.

На первый взгляд кажется не корректным соединение в одном конкурсе команд, участники которых имеют разный уровень подготовки и опыт. Но практика показывает: продуманные задания и хорошая организация соревнований позволяют каждой команде  проявить себя и получить вознаграждение за успешную профессиональную работу.

 

В некоторых положениях о конкурсах профессионального мастерства организаторам запрещается принимать участие в соревнованиях. Мы наоборот стараемся привлечь к конкурсу как можно больше своих студентов, они соревнуются между собой. На следующем конкурсе мы предложим включить одну из наших команд в общий зачёт, так как все команды находятся в равных условиях (заранее ознакомлены с заданием, могут выбрать и подготовить приборы, а содержание заданий таково, что ответ никому не известен, его определяют судьи после завершения соревнований).

 

Разрабатывая содержание конкурса профессионального мастерства, мы стремимся реализовать основные функции компетентностного подхода в образовании: операционную (выявление знаний, умений, навыков и готовности к практической деятельности), деятельностно-технологическую (приближение заданий к сфере будущей профессии), воспитательную. Отсюда вытекают задачи конкурса:

  1. Выявление уровня практической подготовки студентов.
  2. Обмен опытом внедрения в учебный процесс новых технологий, современных геодезических приборов и программ.
  3. Повышение интереса  студентов к будущей специальности.

Для решения поставленных задач в составе конкурса «Уральский меридиан» выделяется три модуля: соревновательный, познавательный и профориентационный.

 

Соревновательный модуль требует самой тщательной подготовки и организации. В нашем варианте конкурса командам предлагается три задания:

1. Основное конкурсное задание определяет уровень подготовки команды в решении комплекса задач, относящихся к основным профессиональным умениям и навыкам в данной специальности. Задание должно быть простым, понятным и заранее известным всем участникам конкурса. На протяжении нескольких лет таким универсальным заданием является задача по определению неприступного расстояния.


Неприступное расстояние задаётся двумя вешками с дециметровыми делениями, установленными перед началом соревнований. Соревнующиеся команды находятся в аудитории и наблюдают вешки через окна. Команды последовательно определяют расстояние между вешками:

- простейшим способом (в распоряжении команды имеется только калькулятор для расчётов);

- способом измерения углов теодолитом с базиса, создаваемого в аудитории, длина базиса измеряется рулеткой, расчёты выполняются с помощью калькулятора;

- электронным тахеометром в безотражательном режиме с одной точки. Организаторы обучают при необходимости участников соревнований работе с тахеометрами и предоставляют приборы для тренировки.

 

Для каждого способа измерений на собрании представителей команд утверждается допустимая погрешность измерений неприступного расстояния в конкретных условиях. Результаты, не выходящие за пределы допустимой погрешности, считаются равнозначными. При подведении итогов соревнований учитывается время, затраченное на решение задачи.


2. Второе конкурсное задание - решение задачи в нестандартной ситуации. Выполняя его, команды должны проявить сообразительность, физическую выносливость, взаимопомощь. В условиях нашего конкурса одним из вариантов такого задания является ориентирование по компасу в районе магнитной аномалии (буссольный ход в аномальной зоне). Выезжая с участниками соревнований на несколько часов в живописный горно-таёжный уголок уральской природы, мы придаём конкурсу оживление, превращаем соревнование в небольшое приключение.


3. Третье задание завершает конкурс и проводится на сцене в формате динамичного шоу, связанного с применением геодезии в различных сферах деятельности человека. В качестве примера приведём краткий сценарий конкурса-шоу посвящённого применению геодезии в военном деле. Команды соревнуются в подготовке исходных данных для стрельбы наземной артиллерии. С помощью теодолита по заданным координатам пушки, ориентира и цели необходимо определить направление и дальность стрельбы, навести пушку на цель. Изготовленные специально для конкурса маленькие пушки стреляют достаточно «страшно», но совершенно безопасно (зарядом является углекислый газ из огнетушителя, а снарядом - детский резиновый мячик). После геодезических измерений и расчётов команда «стреляет» из пушки по цели, которая появляется в зале. Судьи и зрители оценивают скорость подготовки исходных данных и точность выстрела.


Познавательный модуль в нашем конкурсе представлен студенческой научно-практической конференцией. На конференции заслушиваются краткие доклады студентов о результатах исследовательских работ, разработке и внедрению учебных наглядных пособий, макетов, презентаций и видеофильмов. Конференция по времени длится не более 2-х часов. Если выступающих много, организуется несколько аудиторий для ее проведения. Для выявления лучших работ, планируем привлекать студентов и использовать для оценки видеозапись выступлений участников конференции. В состав конференции целесообразно вводить короткие мастер-классы по применению современного оборудования и приборов, по методике практического обучения и т п. Проводить мастер-классы могут студенты, преподаватели, специалисты производственники. Это позволит оживить атмосферу, которая обычно сопровождает череду докладов и презентаций.


Профориентационный модуль в составе конкурса профессионального мастерства включает в себя следующие мероприятия:

1. Торжественное открытие конкурса и представление командами своих учебных заведений и специальностей. Представления команд, оформленные в виде презентаций и видеосюжетов, демонстрируются в течение конкурса в фойе на большом экране.

2. Выступления специалистов-производственников перед студенческими группами и участниками конкурса. Содержание выступлений не регламентируется. Обычно это рассказ о своём предприятии, условиях и оплате труда. Наши выпускники-производственники рассказывают о своей карьере, дают советы по трудоустройству и продолжению учёбы.

3. Выступления преподавателей ВУЗов. Представители ВУЗов рассказывают о перспективах развития данной области знания и данной профессии, а также приглашают продолжить обучение по данной специальности. Есть примеры проведения полноценных установочных лекций по специальности профессорами выпускающих кафедр.

4. Выступления специалистов компаний, занимающих продажей и техническим обслуживанием приборов, прикладных программных продуктов, технологий. Выступления сопровождаются демонстрацией новейших приборов, поступивших на рынок. Бывает, что мы устраиваем небольшие соревнования приборов разных фирм производителей. Поскольку участие торговых компаний в нашем конкурсе является для них рекламой своих товаров, мы предлагаем им выступить в качестве спонсора и предоставить для награждения победителей недорогие приборы, инструменты, программы.

 

Ежегодно мы рассылаем приглашения принять участие в конкурсе профессионального мастерства в 30-40 организаций СПО, а участвует в конкурсе не более 10. Основная проблема, на наш взгляд, – дефицит в учебных заведениях активных преподавателей, заинтересованных в своём деле и готовых потратить время на подготовку своих учеников. Большое значение имеет престиж конкурса, определяемый в конечном итоге бюджетом данного мероприятия. Сейчас мы тратим на проведение конкурса с участием 5 -8 приглашённых команд около 20 тыс. рублей, призовой фонд в этой сумме не превышает 10 тыс. рублей, главный приз за первое место – геодезическая рейка стоимостью 1,5 тыс. рублей. Нужны средства на порядок превышающие указанные выше цифры. К сожалению,  для наших уникальных специальностей: геолог, маркшейдер, геофизик, не представляется возможным найти генерального работодателя-спонсора. Если фирма берёт на работу по одному нашему выпускнику один раз в 2-4 года, завязывать с ней спонсорские взаимоотношения проблематично. Для повышения престижности профессионального конкурса желательно располагать финансовыми средствами в расчёте не менее 10 тыс. рублей на одну участвующую команду. Большая часть этих средств должна тратиться на призы победителям в различных номинациях конкурса, призами должны быть приборы, инструменты, наглядные пособия для пополнения материальной базы учебного заведения, командировавшего команду на конкурс. Часть средств должна быть потрачена на мероприятия (экскурсии, культурно-массовые мероприятия), направленные на поощрение всех участников конкурса. Команды, принимающие участие в конкурсе, желательно освободить от организационного взноса.

 

Без целевой финансовой поддержки со стороны областного Министерства образования или спонсоров-работодателей организовывать и проводить профессиональные конкурсы на должном уровне невозможно. Мы рассчитываем, что в ближайшее время Областное министерство образования запустит программу проведения конкурсов проф. мастерства  для учащейся молодёжи, наметит на основе конкурсного отбора базовые учебные заведения для проведения этих мероприятий и определится с финансированием.

 

Приглашаем принять участие в конкурсе профессионального мастерства по геодезии и маркшейдерскому делу «Уральский меридиан», который традиционно проходит в марте в ГБОУ СПО СО Исовский геологоразведочный техникум по адресу Свердловская обл., г. Нижняя Тура, ул. Береговая, д.3.

 

Список литературы

  1. Макарова В.Л Использование деловых игр при повышении квалификации работников профессионального образования М.,2005г.
  2. Рудик Г.А. Игровые ситуации на уроках специальных предметов. М.,1991г.
  3. Скакун В.А. Методика производственного обучения в схемах и таблицах. М.,1995г



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*