Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формирование альтиста .Психологические аспекты, проблемы преемственности.

09.09.2019 860 1446
Строкова Софья Игоревна
Строкова Софья Игоревна, преподаватель

Новомосковский музыкальный колледж имени М.И. Глинки

Интерес к альту, ещё сравнительно недавно занимавшему скромное место среди инструментов скрипичного семейства, всё больше растёт. Для альта пишутся концерты, сонаты, многочисленные пьесы в разных жанрах и формах; усложнились его партии в ансамблевых и оркестровых сочинениях. Альт оценивается как инструмент богатейших художественных ресурсов и привлекает к себе внимание крупнейших современных композиторов – Б.Бартока, Д. Мийо, И.Стравинского, Дж. Энеску, П.Хиндемита, Б.Бриттена, Д.Шостаковича, А.Шнитке и др., создавших великолепные альтовые произведения.

Интенсивно развивается и сольное альтовое исполнительство. В утверждении альта как сольного концертного инструмента большой вклад внесли такие выдающиеся современные исполнители как: основатель советской альтовой школы В.В.Борисовский, английский альтист Л.Тертис, немецкий композитор и альтист П.Хиндемит, шотландский альтист У.Примроз.

Но и по сей день много проблем как в отношении методики обучения, так и в инструментарии. Особую остроту приобретают вопросы начального обучения, формирования альтиста. Этот этап формирования альтиста в корне отличается от первоначальной стадии обучения на любом другом музыкальном инструменте. Это отличие состоит в том, что базовые исполнительские навыки, основы альтовой техники закладываются в ходе обучения игре на скрипке. В. В.Борисовский считал сложившуюся практику первоначального обучения альтистов на скрипке «целесообразной, более того, единственно возможной…». Тот факт, что большинство известных альтистов именно так начали свой творческий путь, служит доказательством правоты этой точки зрения.
Важным моментом является возраст ученика при переводе со скрипки на альт. В. Юзефович в книге о В.В. Борисовском пишет: «оптимальным для начала занятий на альте Вадим Васильевич считал возраст, соответствующий окончательному сложению размера и конфигурации рук, т.е. 14-16 лет. Разумеется, верхней возрастной границы перехода на альт не существует, но необходимость знания альтового репертуара, а также специфичность альтовых навыков говорят о пользе своевременного, не очень позднего перехода.

Проблема начального обучения на альте тесно связана с учебно-педагогическим репертуаром альтиста. Скрипачи обладают замечательным инструктивным материалом. От первого движения ( или звука) до освоения всех основных видов техники существует стройная система прогрессивного накопления игровых приёмов. К сожалению, в инструктивном альтовом репертуаре ничего подобного не наблюдается. Хорошие этюды Б.Кампаньоли, трудные и полезные этюды Ф.Хофмейстера, И.Палашко,М.Тэриана, несколько хрестоматий – вот и всё, чем располагает педагог –альтист.

При сравнении учебно-концертного репертуара скрипача и альтиста наблюдается аналогичная картина. Собственно учебных концертов и сонат,служащих педагогическим целям, у альтистов нет. Концерты Г.Телемана,И.К.Баха, К.Стамица, Г.Ф.Генделя и другие – репертуар концертный. Конечно, он может быть приспособлен и для учебных целей. Но, чтобы хорошо или хотя бы с пользой для себя их исполнить, ученик все же должен предварительно изучить произведения Ш.О. Берио, Дж.Б.Виотти, А.Вьетана и т.д. Также легко обнаружить в альтовой литературе значительный пробел:композиторы XIX века крайне мало писали для альта. Романтический «пласт» музыки в альтовой литературе почти не представлен. Сонаты А.Оннегера, П.Хиндемита, концерт Б.Бартока многие другие произведения, несущие в своей основе романтическое начало, альтист не сможет убедительно передать не имея навыков игры романтической музыки.

Альтовая педагогика для начинающих делится на два этапа.

ПЕРВЫЙ ЭТАП – обучение на скрипке. Ошибочным будет, если педагог, занимаясь с маленьким скрипачом и уже представляя его «альтовые перспективы», начнёт искать методику, несущую специфические альтовые черты, надеясь, что она создаст более естественные условия для перевода со скрипки на альт.

Это неверно. Со скрипачом нужно заниматься по скрипичной методике до перевода его на альт. Альтовая методика на первом этапе обучения совершенно не отличается от скрипичной.

ВТОРОЙ ЭТАП – обучение на альте. Хотя программа Детской музыкальной школы предусматривает перевод некоторых учащихся – скрипачей в класс альта, однако практически это осуществляется гораздо позже – в училище, в ВУЗе. Трудности перевоспитания сформированных навыков игры на скрипке сообразно их альтовой специфике усугубляются такими обстоятельствами, что на альт часто переводятся недостаточно профессионально обученные скрипачи, страдающие серьезными недостатками в постановке рук, отсутствием двигательной свободы, плохой координацией игровых приёмов со слуховой сферой и т.д.

Поэтому актуальная для музыкального образования проблема преемственности в обучении инструменталиста по-особому выглядит в альтовом классе музыкального училища. Педагог сталкивается не только с задачей перестройки скрипичных навыков сообразно требованиям альтового исполнительства, но и с необходимостью сохранить и развить базовые элементы мастерства, которые являются общими для скрипачей и альтистов. И здесь возникает потребность борьбы с «негативной» преемственностью, т.е. искоренением «пороков» скрипичного обучения. Следовательно, преемственность в обучении исполнителя между классами скрипки и альта можно считать одной из центральных проблем альтовой методики.

Прежде чем перейти к изучению некоторых проблем характерных для альтовой педагогики, нужно рассмотреть вопрос о размере инструмента, оказывающий влияние на постановку альтиста и развитие всех видов техники. По величине альты делятся на три группы : мелкие 370-400 мм., средние 400-430 мм., крупные 430-470 мм.. Мелкие альты крайне редко используются в концертно-исполнительской практике. Они не обладают полным, глубоким тоном и уступают инструментам более крупного размера. Что касается области альтовой педагогики, то на начальном этапе обучения можно использовать подобные альты, т.к. они являются как бы «промежуточными» в процессе приспособления к инструменту. Однако следует учесть, что иногда разумно сразу предложить студенту инструмент более крупного размера.

Основные споры ведутся вокруг проблемы преимуществ средних или крупных альтов. Крупные альты имеют значительные звуковые преимущества перед средними. В.В.Борисовский был страстным и решительным поклонником крупных альтов. Однако преимущества крупных инструментов перечеркиваются неудобством игры на них. Еще в 1893 году известный русский скрипичный мастер А.Леман рекомендовал размер корпуса альта -420 мм.-как наиболее удобный. В 1960 году Международная конференция по выработке стандартного альта в г.Риме тоже остановилась на размере «не менее 420 мм.». Ученик-скрипач отстает от сверстников. У него накапливается раздражение, направленное на все, что окружает скрипку. Такого студента не стоит переводить со скрипки на альт, используя «промежуточный» инструмент. Педагог должен «выбить» у него привычные отрицательные ощущения, предложив инструмент не похожий на скрипку. Все, что связано с неудавшимся скрипичным обучением целесообразно исключить. В дальнейшем, если дело пойдет на лад, можно будет без особой опасности вернуться к скрипичному инструктивному материалу. В переходном периоде обучения альтиста, в момент формирования альтиста, не должен быть упущен основопологающий принцип единства художественного и технического развития исполнителя. Работа над исполнительским аппаратом альтиста не должна сводиться к исправлению дефектов скрипичной постановки и приспособлению к новому инструменту. Формирование альтовой техники нужно связывать с постижением особых выразительных возможностей альта. Выявлять и воспитывать склонность студента к альтовой специфике мелодического интонирования.

Учебную деятельность начинающего альтиста нужно направлять на изучение истории альтового искусства. В.В.Борисовский подчеркивал, что «для изучающих альт как сольный инструмент совершенно необходимо хорошо знать историю его возникновения, развитие исполнительского мастерства на нем и его литературу». Важно и воспитание творческого отношения к овладению основами игры на альте. Т.е. для обеспечения необходимой преемственности нужен комплексный подход к этому сложному процессу.

 

Оригинал работы: Формирование альтиста .Психологические аспекты, проблемы преемственности.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*