Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Организация дуального обучения проблемы и перспективы

16.08.2019 1379 2251
Демин Олег Викторович
Демин Олег Викторович, преподаватель

Липецкий металлургический колледж

В данной статье поднимаются три вопроса:

- зачем это нужно;

-как это сделать;

-как решить проблемы, возникающие при организации дуального обучения.

Зачем это нужно?

Казалось бы, за время прошедшее после распада СССР и многочисленных преобразований в сфере образования и науки, многочисленных трансформаций высшей школы, в том числе и просто невероятных по своей глупости, трансформаций профессионального образования, должна была бы быть выстроена работоспособная, стройная система. Однако хотели как лучше, а получилось как всегда: система есть, работоспособности нет. Не касаясь образования в средней школе, высшего образования рассмотрим образование в образовательных учреждениях среднего профессионального образования (СПО). Само определение учебных заведений СПО говорит о том, что студенты, обучающиеся в этих учебных заведениях за время учебы должны приобрести профессиональные компетенции необходимые им для последующей трудовой деятельности. Выпускники учебных заведений СПО должны либо продолжить образование в высшей школе, либо работать по специальности, применяя полученные знания на практике. В действительности же процент выпускников учебных заведений СПО трудоустроившихся по профессии невелик.Почему? Ответ прост. Работодателю, в современных реалиях требуются работники как подкованные теоретически, так и имеющие практические навыки в области избранной профессии. Возникает парадокс: знания есть, навыков нет. Современное производство это производство высокотехнологичное, требующее от персонала всех уровней хорошей практической подготовки. Работодатель, принимая такого работника должен вместо встраивания его в систему производства организовывать обучение, закрепить за ним наставника, контролировать процесс. Зачастую предприятие, испытывающее кадровый голод так и делает, но это не решает проблему. Решение проблемы подготовки студентов имеющих практические навыки работы - во внедрении практико-ориентированной дуальной системы обучения. О назревшей необходимости введения в России системы дуального образования, которое широко распространено в мире, неоднократно заявлял президент России Владимир Путин. Утвержденный Распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р «Комплекс мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, на 2015-2020 годы», предусматривает «последовательное внедрение в среднем профессиональном образовании практико - ориентированной (дуальной) модели обучения». 

Как известно все новое – это хорошо забытое старое. Профессиональное образование в СССР начало развиваться с принятием декрета Совнаркома РСФСР «О мерах по распространению профессионально - технических знаний». В 1920 году утверждается Положения о профессионально - технических школах. Стали создаваться школы фабрично-заводского ученичества (ФЗУ). В школах фабрично – заводского ученичества применялись три системы производственного обучения: предметная, операционная, комбинированная. Школы ФЗУ существовали в период с 1920 по 1940 годы. За это время в них было подготовлено два с половиной миллиона квалифицированных рабочих кадров. В 1940году была создана система Государственных резервов СССР. В эту систему были переданы и школы ФЗУ, которые были реорганизованы в ремесленные училища и школы фабрично- заводского обучения. В 1958 году Государственные трудовые резервы были преобразованы в Государственную систему профессионально - технического образования. В новой системе - профессионально- технические училища (ПТУ).

В 70-е годы система профессионального образования начала явно деградировать. Правительство СССР стремилось обеспечить всеобщую занятость, поэтому в ПТУ массово принимались дети не зависимо от уровня знаний, в том числе и с уголовным прошлым. Контингент ПТУ ассоциировался с хулиганством, пьянством и низким уровнем развития.

Развитие технологий и культуры производства потребовали квалифицированного рабочего персонала, обладающего знаниями и профессиональными компетенциями. Здесь и кроется ответ на вопрос «зачем это нужно». Это нужно чтобы обеспечить современное технологичное производство рабочим персоналом, имеющим теоретические знания и опыт работы в сфере данного производства.

Как это сделать?

Дуальное обучение в классическом его понимании предполагает часть учебного времени проводить на предприятии – работодателе, для получения практических навыков работы.

Учебное заведение, внедряя дуальное обучение должно ответить на вопрос: кому это нужно, есть ли работодатели, готовые обеспечить студентов рабочими местами для обучения, готовые предоставить специалистов – наставников и готовые в последующем трудоустроить выпускников. Также необходимо проанализировать готовность студентов к трудоустройству.Обращаясь к мировому опыту дуального обучения, например в Германии, можно сделать вывод о популярности такого вида обучения как среди учебных заведений так и среди студентов. Наталия Куделя (Гейдельберг) в статье «Дуальное образование в Германии: плюсы и минусы» пишет: «Всего в Германии существует около 1.500 дуальных программ, что соответствует примерно 4% всех специальностей в стране» По мнению автора статьи, дуальное обучение в Германии достаточно конкурентно, за место у больших известных компаний приходится бороться, так например в 2016 году в фирме Адидас на одно дуальное место претендовали 113 соискателей. Студенты, обучающиеся дуально получают зарплату с первых дней причем, не зависимо проходит ли студент практику или теоретическое обучение. В соответствии с программами время теоретического и практического обучения распределяется по-разному. Конечно, по мнению автора статьи, есть и минусы. В первую очередь большая нагрузка, например дуальные студенты не имеют каникул, а только отпуск. Однако высокие карьерные перспективы привлекают многих. Такая учеба для людей целеустремленных заинтересованных в своем будущем.

Взяв все положительное из мирового опыта, и адаптировав этот опыт к реалиям нашей страны, получаем работоспособную на первый взгляд систему дуального обучения. Ключевым является словосочетание «на первый взгляд». Почему? Казалось бы: система дуального обучения нужна, ситема дуального обучения важна, назрела потребность в дуальном обучении. И вот тут то возникает целый букет как проблем. В первую очередь для организации дуального обучения необходимо участие работодателя в процессе подготовки специалистов среднего звена. Зачастую принимая студентов на производственную практику, не говоря уже об организации процесса дуального обучения, работодатель видит в них дворников, маляров и подсобных рабочих. Во вторую очередь потенциальный работодатель не видит в студентах-практикантах своих будущих работников, полагая что их уровень подготовки не соответствует требованиям предприятия. И наконец, зачастую студенты не видят себя в профессии, стремясь только получить диплом.

Как же решить эти проблемы.

Одним из путей решения является создание конкурентной среды для организации дуального обучения. Со стороны потенциальных работодателей это конкуренция предоставления ресурсов для дуального обучения как производственных, так и человеческих. Работодатель, желая получить студентов для дуального обучения должен на конкурсной основе отобрать стдуентов соответствующих требованиям предприятия, обеспечить студентов наставниками, рабочими местами и программой обучения. Для возникновения такого желания работодателя должно поддержать государство. В таком случае по окнчании обучения работодатель получит для своего предприятия грамотного и обученного практическим навыкам работника. В свою очередь студент желающий обучаться по дуальной программе, должен быть заинтересован в этом. Основой такого интереса должно быть гарантированное трудоустройство на данном предприятии. Таким образом, можно выделить три направления в достижени качественной организации дуального обучения в среднем профессиональном образовании (СПО) первое - борьба работодателей за студентов, с отбором кандидатов для дуального обучения, второе - государственная поддержка предприятий участвующих в организации дуального обучения и третье – максимальная заинтересованность студента.

 

Оригинал работы: Организация дуального обучения проблемы и перспективы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*