Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаВ мире технологий, компьютеризации,
информатизации все более ценится творческий подход в решении проблем общества,
и в обучении в частности. Обучение не может быть сведено лишь к приобретению
знаний; хочется, чтобы эти знания студенты проявили и на практике, активизируя
свои творческие способности и личностные качества: активность, ответственность,
самостоятельность, уровень развития интеллекта, умение ясно выражать свои мысли
и др.
Известен ряд факторов, которые влияют на формирование творческого потенциала обучаемых:
С давних времен творчество
связывалось с особым состоянием индивидуального сознания, выражением своего Я!
Каким же образом можно научить творчеству, и возможно ли это вообще? И
пригодится ли это качество в профессии? И как сделать учебу увлекательной для студентов?
Как научить испытывать радость при
получении знаний, их осмыслении и применении в практике?
Хочу поделиться своими мыслями и
опытом в этом направлении. На своих занятиях часто использую лекции-дискуссии.
При изложении лекционного материала не только слушаю ответы на свои вопросы, но
и организую свободный обмен мнениями. Дискуссия – это взаимодействие
преподавателя и студента. Это оживляет учебный процесс, активизирует
познавательную деятельность аудитории. Так же можно предложить студентам
проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу
лекции-дискуссии привожу отдельные примеры в виде ситуаций или кратко
сформулированных проблем и предлагаю студентам коротко обсудить и проанализировать.
Позволяют
раскрыться творческим способностям и семинарские занятия. На одном из них мы
знакомились со стилем управления, который называется в Великобритании «тетчеризм».
Этим термином характеризуют определенные политические, идеологические и
моральные установки, которые проводила или стремилась провести в жизнь Маргарет
Тетчер. Вопрос о мотивации человеческой активности — один из центральных в
философии тетчеризма. "Ничего плохого нет в том, чтобы создавать
богатство, достойна осуждения только страсть к деньгам ради денег" —
говорит М. Тетчер. ”Погоня за равенством — мираж. Возможности ничего не значат,
если за ними не стоит право на неравенство, слобода выделяться из всех". «Познакомившись
с биографией этой женщины, с результатами её деятельности, я многое усвоила для
себя». Это откровение студентки переросло
в дискуссию, которая не состоялась бы без глубокого проникновения в
проблему. А вот еще отзыв студентов « Очень хочется побольше таких уроков,
много нового; интересно, нескучно, возможность проявить себя и выразить свое
мнение».
Есть такое учебное пособие «Основы предпринимательской деятельности» под редакцией доктора экономических наук, профессора В.М. Власовой. (Москва, «Финансы и статистика», 1997 год). В этом учебнике материал представлен в интересной и легкой форме. Например, на идее сказки «Колобок», рассматривается тема «Ресурсы производства». Это натолкнуло меня на мысль: надо использовать творческий потенциал студентов для их же пользы. Общаясь со студентами, всегда говорю, что «зубрить» материал не надо, его надо понять. А для этого использовать любые средства и методы. Может быть, мне повезло, что среди студентов много творческих личностей, которые с удовольствием прислушиваются к моим идеям и у нас появляются своего рода шедевры. С их помощью легче освоить знания следующим поколениям студентов.
И таким образом появилось «Сказание о профессии теплотехник». (Автор Шатлова Тамара). Приведу небольшой отрывок, в котором отражено и творчество, и знание предмета, и социальные проблемы…
Водяной размышляет: Пришла к нам лихая беда: в озере есть вода,
Вроде насосы в работе, напора лишь нет отчего-то.
Может где воздух попал?Нет.Клапан обратный запал?Нет.
Мощность насосов не та?Та.Где же тогда вода?!
Иван: Тебе, Водяной, невдомек: рядом бежит ручеек,
Название есть этой речке?
Водяной: Эврика!!! Напора нет из-за утечки! Утечку чтоб залатать,
Надо сварщика ждать - это недели три…
Потом за водой приходи…
А другая студентка Рудакова Вера, используя компьютерные технологии, создала мультипликационный фильм, и мы показываем его новичкам студентам – теплотехникам. И вот таким образом, через сказки, они впервые сталкиваются с основной миссией своей профессии.
А какой замечательный БУКВАРЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ был создан студентами. Они на каждую букву алфавита нашли название стройматериала и придумали стихотворение. А затем еще и нарисовали этот материал. Эта работа удостоена специального диплома в региональном этапе Всероссийской программы «АРТ-ПРОФИ-ФОРУМ».
В этом году начали работу по составлению ребусов по дисциплине «Управление персоналом». В перспективе хочется создать брошюру, в которой с помощью ребусов будут представлены основные темы, понятия, изучаемые в данной дисциплине. И работа уже закипела…
Студентка колледжа Сафина Татьяна написала «Притчу про Ивана», в которой описан весь его жизненный путь: безоблачное детство, годы учебы, попытки найти хорошую работу, и вот чем заканчивается притча:
Время шло – Иван работал,
Адаптацию прошел
И в своем карьерном росте
До БОССА главного дошел.
Мораль сей притчи такова:
Ни когда не валяй дурака.
Ты учись, не ленись,
На вершину жизни заберись!
Студент - это человек, стремящийся к новому и неизвестному. Решение новых, нестандартных проблем, разработка креативных проектов, рождение новых идей – все эти условия стимулируют студентов, имеющих потребность в творчестве. Их привлекает неизведанное, они испытывают прилив энергии, осваивая новое интеллектуальное пространство и расширяя свои возможности. Творческий полет – истинное наслаждение для таких студентов и им не заменить сладость творчества никакими бонусами. Задача преподавателя – создать условия для проявления творческих задатков у студентов, тем самым дать возможность самостоятельно, более глубоко, с интересом освоить свою будущую профессию. Это дает надежду на то, что наши выпускники, полюбившие профессию еще в колледже, будут востребованы на рынке труда.
Список литературы.
1. Основы предпринимательской деятельности, учебное пособие под редакцией д.э.н. В.М. Власовой, М., «Финансы и статистика», 1997.-526с.
2. Самоукина Н.В.Эффективная мотивация персонала, М., Вершина, 2008.-224с.
3. Пинчук С.Д., Личность и политика,
М., Проспект, 2004. -624с.
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.