Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Развитие творческого потенциала, как основа формирования общих и профессиональных компетенций студентов

12.02.2013 2066 5131
Чечулина Екатерина Игнатьевна, заведующая отделением

Краснотурьинский индустриальный колледж

Потребность в эффективных приемах и методах активизации творческого мышления возникла очень давно, хотя до недавнего времени труд рассматривался как процесс, носящий исключительно рациональный характер, лишенный эмоциональной окраски. Вместе с тем, эффективность работника определяется не только уровнем знаний и опыта (необходимое условие), но и богатством воображения, фантазии, умением абстрагироваться, видеть в обычном необычное. Развитие творчества, разработка методик активизации творческого процесса, создание в образовательных учреждениях благоприятных условий для творчества студентов стало в настоящее время настоятельной необходимостью

В мире технологий, компьютеризации, информатизации все более ценится творческий подход в решении проблем общества, и в обучении в частности. Обучение не может быть сведено лишь к приобретению знаний; хочется, чтобы эти знания студенты проявили и на практике, активизируя свои творческие способности и личностные качества: активность, ответственность, самостоятельность, уровень развития интеллекта, умение ясно выражать свои мысли и др.


Известен ряд факторов, которые влияют на формирование творческого потенциала обучаемых:

  1. уверенность в своих силах, в способности решить поставленную проблему;
  2. стремление к самостоятельности в выборе целей, задач и путей их решения;
  3. возбуждение положительных эмоций (радость, удивление, переживание успеха и др.), стимулирующих процесс творчества;
  4. формирование критического мышления и чувствительности к противоречиям; склонность к фантазированию и развитию воображения;
  5. использование методов обучения, которые стимулируют установку на самостоятельное открытие нового знания.

С давних времен творчество связывалось с особым состоянием индивидуального сознания, выражением своего Я! Каким же образом можно научить творчеству, и возможно ли это вообще? И пригодится ли это качество в профессии? И как сделать учебу увлекательной для студентов? Как научить испытывать радость  при получении знаний, их осмыслении и применении в практике?


Хочу поделиться своими мыслями и опытом в этом направлении. На своих занятиях часто использую лекции-дискуссии. При изложении лекционного материала не только слушаю ответы на свои вопросы, но и организую свободный обмен мнениями. Дискуссия – это взаимодействие преподавателя и студента. Это оживляет учебный процесс, активизирует познавательную деятельность аудитории. Так же можно предложить студентам проанализировать и обсудить конкретные ситуации, материал. По ходу лекции-дискуссии привожу отдельные примеры в виде ситуаций или кратко сформулированных проблем и предлагаю студентам коротко обсудить  и проанализировать.


Позволяют раскрыться творческим способностям и семинарские занятия. На одном из них мы знакомились со стилем управления, который называется в Великобритании «тетчеризм». Этим термином характеризуют определенные политические, идеологические и моральные установки, которые проводила или стремилась провести в жизнь Маргарет Тетчер. Вопрос о мотивации человеческой активности — один из центральных в философии тетчеризма. "Ничего плохого нет в том, чтобы создавать богатство, достойна осуждения только страсть к деньгам ради денег" — говорит М. Тетчер. ”Погоня за равенством — мираж. Возможности ничего не значат, если за ними не стоит право на неравенство, слобода выделяться из всех". «Познакомившись с биографией этой женщины, с результатами её деятельности, я многое усвоила для себя». Это откровение студентки переросло  в дискуссию, которая не состоялась бы без глубокого проникновения в проблему. А вот еще отзыв студентов « Очень хочется побольше таких уроков, много нового; интересно, нескучно, возможность проявить себя и выразить свое мнение».


Есть такое учебное пособие «Основы предпринимательской деятельности» под редакцией доктора экономических наук, профессора В.М. Власовой. (Москва, «Финансы и статистика», 1997 год). В этом учебнике материал представлен в интересной и легкой форме. Например, на идее сказки «Колобок», рассматривается тема «Ресурсы производства». Это натолкнуло меня на мысль: надо использовать творческий потенциал студентов для их же пользы. Общаясь со студентами, всегда говорю, что «зубрить» материал не надо, его надо понять. А для этого использовать любые средства и методы. Может быть, мне повезло, что среди студентов много творческих личностей, которые с удовольствием  прислушиваются к моим идеям и у нас появляются своего рода шедевры. С их помощью  легче освоить знания следующим поколениям студентов.


И таким образом появилось «Сказание о профессии теплотехник». (Автор Шатлова Тамара). Приведу небольшой отрывок, в котором отражено и творчество, и знание предмета, и социальные проблемы…

   Водяной размышляет: Пришла к нам лихая беда: в озере есть вода,

   Вроде насосы в работе, напора лишь нет отчего-то.

   Может где воздух попал?Нет.Клапан обратный запал?Нет.

    Мощность насосов не та?Та.Где же тогда вода?!

   Иван: Тебе, Водяной, невдомек: рядом бежит ручеек,

   Название есть этой речке?

   Водяной: Эврика!!! Напора нет из-за утечки! Утечку чтоб залатать,

   Надо сварщика ждать - это недели три…

   Потом за водой приходи…


А другая студентка Рудакова Вера, используя компьютерные технологии, создала мультипликационный фильм, и мы показываем его новичкам студентам – теплотехникам. И вот таким образом, через сказки, они впервые сталкиваются с основной миссией своей профессии.


А какой замечательный БУКВАРЬ ДЛЯ СТРОИТЕЛЕЙ был создан студентами. Они на каждую букву алфавита нашли название стройматериала и придумали стихотворение. А затем еще и нарисовали этот материал. Эта работа удостоена специального диплома в региональном этапе Всероссийской программы «АРТ-ПРОФИ-ФОРУМ».


В этом году начали работу по составлению ребусов по дисциплине «Управление персоналом». В перспективе хочется создать брошюру, в которой с помощью ребусов будут представлены основные темы, понятия, изучаемые в данной дисциплине. И работа уже закипела…


Студентка колледжа Сафина Татьяна написала «Притчу про Ивана», в которой описан весь его жизненный путь: безоблачное детство, годы учебы, попытки найти хорошую работу, и вот чем заканчивается притча:

Время шло – Иван работал,

Адаптацию прошел

И в своем карьерном росте

До БОССА главного дошел.

Мораль сей притчи такова:

Ни когда не валяй дурака.

Ты учись, не ленись,

На вершину жизни заберись!


Студент - это человек, стремящийся к новому и неизвестному. Решение новых, нестандартных проблем, разработка креативных проектов, рождение новых идей – все эти условия стимулируют студентов, имеющих потребность в творчестве. Их привлекает неизведанное, они испытывают прилив энергии, осваивая новое интеллектуальное пространство и расширяя свои возможности. Творческий полет – истинное наслаждение для таких студентов и им не заменить сладость творчества никакими бонусами. Задача преподавателя – создать условия для проявления творческих задатков у студентов, тем самым дать возможность самостоятельно, более глубоко, с интересом освоить свою будущую профессию. Это дает надежду на то, что наши выпускники, полюбившие профессию еще в колледже, будут востребованы на рынке труда.

 

Список литературы.

 

1. Основы предпринимательской деятельности, учебное пособие под редакцией д.э.н. В.М. Власовой, М.,  «Финансы и статистика», 1997.-526с.

2. Самоукина Н.В.Эффективная мотивация персонала, М., Вершина, 2008.-224с.

3. Пинчук С.Д., Личность и политика, М., Проспект, 2004. -624с.




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*