Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Применение на уроках групповой работы как способ формирования общих компетенций

12.02.2013 2128 5536
Лазарева Ирина Александровна, преподаватель информатики и математики

Ангарский индустриальный техникум

Работа преподавателя связана с целым рядом трудностей. Одна из них обусловлена обилием теоретических сведений, которые студенты должны усвоить. Поэтому во время объяснения нового материала преподаватель часто не в состоянии охватить вниманием всех студентов, нуждающихся в дополнительных разъяснениях. Из практики известно, что обучающиеся имеют большие пробелы в знаниях за курс неполной средней школы. Даже зная материал, они зачастую не могут применить его на практике, с трудом решают задачи, боятся выходить к доске, не стремятся самостоятельно разобраться в предложенных заданиях. Этот психологический барьер приходится ломать аккуратно, не нанося студентам психологической травмы, поощряя инициативу, стремясь научить их самостоятельности и вызвать стремление изучать математику сознательно и с желанием.


Одним из наиболее рациональных методов обучения, дающих хорошие результаты,  я считаю групповую работу.


ФГОС требуют, чтобы выпускники обладали рядом общих компетенций, которые необходимо формировать из урока в урок. Групповая работа на уроке помогает формировать несколько общих компетенций. Это, прежде всего, умение организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения  задач, оценивать их эффективность и качество (ОК 2), умение принимать решения в нестандартных ситуациях (ОК 3), осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения задач(ОК 4), умение работать в коллективе и команде, обеспечивать ее сплочение, эффективно общаться с другими студентами (ОК 6), умение ставить цели, мотивировать деятельность свою и своих товарищей,  с принятием на себя ответственности за результат выполнения заданий (ОК 7).


Групповая работа позволяет каждому проявить свою индивидуальность, разобраться в неясных вопросах и, таким образом, каждый имеет возможность реализовать свои знания на практике.


Организовать групповую работу на уроке надо правильно. Я, в зависимости от цели урока, делю группу на звенья (бригады) по два, три или четыре человека.  Существует достаточно много методик  организации групп. Это и просто по рядом стоящим столам, и по месяцам рождения, и выбравшим одинаковый цвет карточек, предложенных преподавателям и т.п.


Если группа состоит из четырех человек (а это является для групповой работы самым оптимальным вариантом), то нужно их рассадить так, чтобы одна пара сидела за другой. Во время работы студентыповорачивается друг к другу. После этого надо разъяснить обучающимся задачи, стоящие перед учебными звеньями на данном уроке. Во время объяснения задачи преподаватель подчеркивает ответственность студентов за себя и друг за друга, настраивает на сознательное усвоение материала урока.


В каждом учебном звене преподаватель назначает звеньевого. Как правило, это студент с хорошими знаниями. Однако иногда полезно назначать звеньевым и не самого сильного, а самого организованного студента, который сможет наладить работу группы. В ряде случаев можно поручить выбрать звеньевого самим обучающимся.


Преподаватель  опирается в своей работе на звеньевых. Они вместе с преподавателем распределяют задания в группе, следят за работой звена, помогают своим товарищам справиться с заданием. Работа со звеньями студентов позволяет преподавателю успешно сочетать на уроке групповую работу, с фронтальной, коллективной и индивидуальной работой. Это, в свою очередь, способствует организации активной познавательной деятельности обучающихся. Обязательным требованием к групповой работе является выполнение задания каждым студентом, при этом звенья, чаще всего, выполняют одинаковые задания.


Групповая работа эффективна на этапе овладения новыми знаниями, умениями и навыками, при проверке классного или домашнего задания, во время опроса, при выполнении устных упражнений, при отработке формул, при проведении лабораторных, практических работ и работ исследовательского характера и в ряде других случаев.


В зависимости от темы урока, от цели групповая работа может быть организована по-разному. Так при изучении нового материала, преподаватель объясняет теорему и дает задание группам разобраться в ее доказательстве, применить теорему для решения простой задачи. В этом случае целесообразно обучающимся предложить план выполнения задания и, если надо, проверочные вопросы по теме.


Например, на 1 курсе на уроке геометрии, для групповой работы предлагаю тему «Параллельность прямой и плоскости». Группу разбиваю на звенья по два человека (можно по четыре). Объясняю новую тему, выясняю, есть ли вопросы, а затем предлагаю план для групповой работы:                                      

 


 

1) Выучить определение параллельности прямой и плоскости, показывая на моделях (ручки, карандаши, столы, тетради и т.д.);

2) Выучить формулировку теоремы, используя модели;

3) Выучить доказательство теоремы, при этом дополнительные построения сделать сначала на моделях, а потом на чертеже;

4) При доказательстве ответить на вопросы:

a) Почему через прямые a и b можно провести плоскость α и только одну?

b) Зачем строят эту плоскость?

c) Почему, если прямая aпересечет плоскость β, то обязательно пересечёт и прямую b?

d) Сделать вывод.

Студенты, работая по плану, изучают теорему, рассказывают ее друг другу. При необходимости они могут обратиться за помощью к преподавателю. На таких уроках происходит ломка стереотипа незнания и неумения и, зачастую, студенты неожиданно для себя обнаруживают, что математика не такая уж страшная, и они в состоянии самостоятельно разобраться с поставленной перед ними задачей. При этом даже слабые обучающиеся убеждаются в том, что они способны понимать математику. Это очень важно, т.к. после таких уроков они смелее выходят к доске и пытаются отвечать на вопросы. Таким образом, шаг за шагом, приходит уверенность в своих силах, рушится стена непонимания и боязни перед предметом. Во время групповой работы, студенты, рассказывая друг другу теоремы, доказательства теорем или ход решения задач, учатся говорить, правильно выражать свои мысли, обосновывать выводы, логически правильно излагать тему, работать с книгой, с конспектом, с помощью подручных предметов строить чертежи к теоремам, учатся чертить чертежи в тетради, причем делают их не сразу, а по мере доказательства теорем, в нужном месте, аргументируя   дополнительное построение.


В конце урока звеньевые выставляют оценки за работу на уроке каждому студенту своего звена, а звеньевым ставит за работу оценку преподаватель или его товарищи по звену. Надо отметить, что преподаватель во время урока тихонько оказывает помощь, если понадобится, тем звеньям, которые испытывают затруднения.


При групповой работе появляются элементы соревнования между группами, поэтому преподавателю приходится учитывать этот момент, направляя энергию соревнования в положительное русло и, если есть возможность, наглядно оформлять групповые оценки.


Все выше сказанное относилось к тем случаям, когда надо было научить чему-то всю группу, т.е. помочь обучающимся усвоить какой-то минимум знаний. Однако групповая работа дает возможность и для дифференцированного обучения. Для этой цели можно организовать группы обучающихся с одинаковым уровнем знаний. Каждой группе предложить отдельное задание. Для этого можно использовать разнообразный дидактический материал:

- карточки-задания;

- карточки-инструкции;

- карточки-задания с планом решения:

- карточки-задания с решённым аналогичным примером;

- сборники задач для самостоятельных работ.


Во время такой работы каждая группа углубляет свои знания, а преподаватель может дифференцированно оказать помощь студентам. Кроме того, преподаватель во время групповой работы выполняет не контролирующую роль, а роль «скорой помощи», помогая справиться с работой, и вовремя приходит на помощь, не допуская, чтобы студенты отчаялись и бросили работу.


Групповая работа приемлема и для внеклассной работы.


Таким образом, групповая работа помогает ликвидировать пробелы в знаниях обучающихся, научить решать задачи, уравнения, неравенства и т.п., а самое главное учит их уважать себя, показывает, что в жизни всего можно достигнуть самому, если захотеть, приложить усилия и постараться.


Литература

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего профессионального образования по специальности 150415 Сварочное производство
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт  среднего профессионального образования по специальности 190631 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта



Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*