Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Способы повышения мотивации студентов к обучению: проблемы и пути их решения

28.05.2019 1366 2144
Семенец Оксана Владимировна
Семенец Оксана Владимировна, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Будущему специалисту нужны не только специальные знания в своей области, но и некие универсальные методы, с помощью которых он может всегда найти свою нишу на рынке труда, быть востребованным специалистом и развиваться, совершенствоваться на протяжении всей дальнейшей трудовой деятельности.

Такая своеобразная "вилка" между тем, что есть, и тем, что должно быть, и позволяет утверждать, что повышать мотивацию у студентов необходимо постоянно.

Зачем нужна мотивация.

Двигателем любого действия человека будет как раз мотив, то есть некое средство, вызывающее дальнейшее действие. Конечно, на первом месте оказываются те побуждения, которые продиктованы потребностями, прежде всего, физиологическими: потребностью в пище, отдыхе, защите.

А вот обучение относится уже к более сложным видам деятельности, а значит, требует более значимых, сильных мотивов. Выделяют целую группу мотивов, которые могут изменить отношение студентов к своим учебным обязанностям в ту или другую сторону.

Выделяются следующие мотивы:

  • познавательные, то есть желание узнать что-то принципиально новое;
  • прагматичные, например, желание иметь высокую зарплату, работать в престижной фирме;
  • социальные, подразумевающие долг перед родителями, ответственность за своё будущее, желание утвердиться в обществе, получив высокий статус;
  • коммуникативные, то есть желание расширить круг своих знакомств;
  • профессиональные– стремление узнать уже знакомую специальность на новом уровне, более глубоко.

Перечень можно продолжить и дальше, но именно для молодых людей данные мотивы можно считать наиболее значимыми. И всё-таки при этом нужно понимать: студент захочет учиться, если добиваться, чтобы все задачи, поставленные перед ним в процессе обучения, были не просто понятны, но и приняты внутренне, приобрели для него значимость.

Что для этого необходимо.

Как это ни странно звучит, но нужно изменить отношение к преподаванию. Можно  выделить следующие самые распространённые ошибки преподавания, которые совсем не способствуют высокой мотивации студентов.

Голые знания

Так уж повелось, что преподавание чуть ли не столетиями сводилось к начитыванию лекций, а потом приёму на экзамене тех же самых сведений. Также преподаватели норовят выдать больше «голых» знаний, не соотнося их с современной действительностью, и студент не понимает, для чего они ему нужны. Поэтому каждый преподаватель должен обосновать важность своего предмета, его необходимость в дальнейшей профессиональной деятельности.

Отсутствие взаимопонимания между студентами и преподавателями

К сожалению, отношения между студентами и преподавателями чаще всего формальные, ведь лектор проводит занятия один семестр, принимает экзамен и всё. А студент понимает, что ему безразлично, будет сдан или нет  экзамен тем или иным студентом. Поэтому преподаватель должен быть во многом весьма харизматической личностью и не просто увлечь своим предметом, но расположить к себе студентов, вызвать у них потребность освоить свой курс. Он должен быть готов отвечать на любые вопросы студентов, показывая не только свою эрудицию, но и наставничество.

Отсутствие уважения к студентам.

Зачастую бывает именно так: преподаватель, уверенный в том, что каждое его слово должно быть услышано и зафиксировано в конспекте, не желает что-либо пояснять. Когда к нему обращаются за помощью или с вопросами для уточнения, педагог говорит: «Надо было лучше слушать, а не отвлекаться на лекции», и у студентов пропадает всякое желание разбираться в сложных вопросах предмета. Конечно, этим отличаются обычно представители более старшего поколения, так как считают себя мэтрами, корифеями. Молодые преподаватели в этом смысле намного демократичнее, соответственно, к ним больше и тянутся студенты.

Как  же все-таки повысить мотивацию у студентов?

То, что делать это просто необходимо, ни у кого не вызывает сомнений. Осталось выяснить, как же это делать? Предлагаю несколько способов повышения мотивации в условиях нашего техникума:

Личный пример.

Этот способ давно и хорошо знаком каждому ещё со школы. Если студент видит, как преподаватель увлечён своим предметом, как много ему хочется раскрыть секретов мастерства владения этим предметом, то и студенту передастся эта энергия увлечения. Если при этом преподаватель на своих занятиях создать атмосферу настоящего творчества, даст возможность почувствовать "на собственной шкуре", что ждёт будущего специалиста в дальнейшем, то и результат будет высоким. На своих занятиях постоянно демонстрирую, что мне самой эта тема интересна, стараюсь приводить примеры из жизни.

Ориентация на результат.

Ещё один важный момент. Для многих студентов не важна оценка его деятельности, и он не будет переживать из-за полученной тройки. Для кого-то, наоборот, оценка – самоцель, и за хорошую оценку он пойдёт на всё.  Гораздо важнее настраивать будущих специалистов на результат обучения – те навыки, которые должны сформироваться в процессе обучения. Например, если даже студент не справился изначально с заданием (заполнение таблицы, составление эссе, ответы на контрольные вопросы), стараюсь показать ему на другом примере, как это можно сделать, чтобы добиться результата.

Свобода выбора.

В общеобразовательных учреждениях все выпускные экзамены сведены к единой технологии тестирования, поэтому альтернативы для выпускников пока нет и быть не может: ЕГЭ и без вариантов. Преподаватель какого-то определённого предмета волен внутри своего курса сам устанавливать формы и варианты сдачи зачётов, да и самого экзамена. Как вариант -  "автоматы", когда активное участие в семинарах освобождало от сдачи итогового экзамена, это могут быть выступления на различного рода конференциях, что позволит студентам относиться к предмету совсем иначе. В этом случае студент будет стремиться в течении всего семестра получить заветный «автомат», а не только лишь готовиться одним днем к зачету или экзамену.

Личностный подход. 

Позволяет  обеспечить выполнение задания любым студентом. К примеру, в деловых играх те студенты, которым сложно работать в команде в силу своих особенностей, становятся у меня членами жюри. Им я пытаюсь оказать максимальную помощь и поддержку на всех этапах игры,  и они справляются с заданием.

Это то, что касается мотивации на учебных занятиях. Также хочу сказать о мотивации в общем в техникуме.

Различные виды поощрения.

Хотелось бы активизировать и такие виды поощрения, как объявление благодарности, доска почёта (в нашем техникуме требует обновления). Также нелишним будет поощрить денежными премиями, материальными стимулами. Наверное, для кого-то это будет важно, особенно для малообеспеченных студентов.

Также хочется, чтобы на  информационных  линейках больше звучала информация об успехах, а не о проблемных студентах. Это, наверняка, поможет усилить мотивацию, ведь амбициозность молодых очень высока. Также благодарственные письма студентам и их родителям тоже могут стать приятным сюрпризом, что тоже вызовет волну благодарности и желания подтвердить своё положение.

Еще хочется обратить ваше внимание на интересную мотивацию студентов Гарварда. Возможно, некоторые из этих высказываний помогут и Вам, уважаемые коллеги, в работе с ребятами.

  1. Если ты сейчас уснешь, то тебе, конечно, приснится твоя мечта. Если же вместо сна ты выберешь учебу, то ты воплотишь свою мечту в жизнь.
  2. Когда ты думаешь, что уже слишком поздно, на самом деле, все еще рано.
  3. Мука учения всего лишь временная. Мука незнания – вечна.
  4. Учеба – это не время. Учеба – это усилия.
  5. Жизнь – это не только учеба, но если ты не можешь пройти даже через эту ее часть, то на что ты вообще способен?
  6. Напряжение и усилия могут быть удовольствием.
  7. Только тот, кто делает все раньше, только тот, кто прилагает усилия, по-настоящему сможет насладиться своим успехом.
  8. Во всем преуспеть дано не каждому. Но успех приходит  только с самосовершенствованием и решительностью.
  9. Время летит.
  10. Сегодняшние слюни станут завтрашними слезами.
  11. Люди, которые вкладывают что-то в будущее – реалисты.
  12. Твоя зарплата прямо пропорциональна твоему уровню образования.
  13. Сегодня никогда не повторится.
  14. Даже сейчас твои враги жадно листают книги.
  15. Не попотеешь, не заработаешь.

 

Список литературы:

  1. Бакшаева Н.А., Вербицкий А.А.  Психология мотивации студентов: Учебное пособие. - М.:Логос, 2006.-184с.
  2. Вербицкий А.А.  Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. пособие. - М.:Высш шк., 1991.-207с.: ил.
  3. Выготский  Л.С. Педагогическая психология, под ред. В.В Давыдова. М., 1991, 480с.
  4. Гримарк Л.П. Резервы человеческой психики: Введение в психологию активности. – М.: Политиздат, 1989. -319с.
  5. Кольцова Т.А. Формирование положительных мотивов учебно-познавательной деятельности у студентов младших курсов высшей технической школы. Дисс…канд. психол. наук. Новосибирск, 1986.
  6. Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения: Кн. для учителя/ А.К. Маркова, Т.А Матис, А.Б.Орлов. - М.: Просвещение, 1990.-192 с. - (психологическая наука в школе).
  7. Маслоу А. Г. Новые рубежи человеческой природы/ Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. – 425с.
  8. Орлов Ю.М. Восхождение к индивидуальности: Кн. для учителя.- М.: Просвещение, 1991. – 287с.

 

Оригинал работы:  Способы повышения мотивации студентов к обучению: проблемы  и пути их решения




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*