Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Мотивация на уроках обществознания и истории

28.05.2019 126 199
Шимолина Ольга Иосифовна
Шимолина Ольга Иосифовна, преподаватель

Дзержинский техникум бизнеса и технологий

Тема формирования мотивации обучения традиционно вызывает повышенный интерес ученых, психологов, педагогов. Ее можно отнести к «нестареющим» темам, не теряющим свою актуальность. Достаточно просмотреть педагогические периодические издания, журналы, газеты, интернет-ресурсы последних лет, чтобы убедиться в этом.

Интерес к теме объясняется, в первую очередь, ролью мотивации в учебной деятельности. Как отмечает А.Н.Иоффе: «Мотивация - это искра, которая зажигает факел познания». Несомненно, работа с мотивированным  студентом продуктивнее, он добивается лучших результатов. Повышение мотивации является одним из факторов, способствующих росту результативности, качества обучения. Но сегодня исследователи обращаются к этой теме больше из-за того, что мотивация студентов стала серьезной проблемой современной школы. Большинство студентов учатся без интереса,. им скучно на уроках, они пассивны, эмоционально равнодушны к результатам учебной деятельности, и как предупреждал Л.С. Выготский «все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у студента нет желания учиться». Поэтому поиск технологий, методик, приемов и средств, направленных на пробуждение интереса обучающихся к учебной деятельности, повышающих мотивацию является важной задачей теории и практики дидактики.

Начнем с определения содержания мотивации. Ее используют в нескольких значениях. Мотивация - это побуждения, вызывающие активность личности и определяющие ее направленность, осознаваемые или неосознаваемые психические факторы, побуждающие индивида к совершению определенных действий[3]. Ее также рассматривают как один из ключевых этапов современного урока, направленный на формирование познавательного интереса к учебной деятельности. Чаще всего мотивация проводится в начале урока с целью заинтересовать обучающихся, пробудить желание изучить тему, создать положительную эмоциональную атмосферу. Однако мотивация не эпиграф к занятию, а важнейший составляющий элемент его. К мотивации необходимо возвращаться в ходе занятия, на этапе объяснения материала, рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание.

1 Основные составляющие мотивационного блока

  1. Организационная часть. Озвучиваются или совместно формулируются ожидаемые результаты, устанавливаются правила работы, определяются роли, сообщается о системе оценивания, даются инструкции. В отличие от традиционных целей и задач урока, ожидаемые результаты ставятся максимально конкретно, с использованием приема фиксации предполагаемого результата (дать определения следующих понятий, назвать не менее трех характеристик такого-то явления, привести два примера и т.д.); они обращены к обучающимся и формулируются от их лица.В результате проведения занятия студенты смогут затрагивают не только компоненты знаний, но также области умений, ценностей, отношений.
  1. Содержательная часть. В данном случае речь идет о стремлении непосредственно заинтересовать обучающихся изучаемой темой, который сохраняется на протяжении всего занятия.
  1. Проблемная часть. Постановка проблемы может осуществляться с помощью наводящих вопросов, знакомства с разными (противоположными) взглядами, противоречащими друг другу изображениями, графиками и пр. Возможно и простое формулирование проблемы педагогом.

2   Формы и приемы мотивации

Формирование мотивации предполагает разнообразие форм и приемов, с помощью которых большинство обучающихся вовлекается в активную учебную работу. При этом надо понимать, что развитие учения не самоцель, но всего лишь одно из средств развития личности студента.

Усилению интереса способствуют занимательность изложения (примеры, опыты, факты), необычная форма преподнесения материала (вызов удивления), эмоциональность речи преподавателя познавательные игры, ситуации спора и дискуссии, анализ жизненных ситуаций (связь с повседневной жизнью студентов).

Часто мотивация рассматривается преподавателями только как фактор, вызывающий у обучающихся интерес к теме, создающий положительную, эмоциональную атмосферу. Вместе с тем необходимо, чтобы мотивация была связана с актуализацией определенных знаний и умений студентов.

Мотивацию можно рассматривать как структурный компонент урока. Тогда она помогает реализовать цели конкретного урока: объяснить, сформировать, отработать, закрепить, сравнить, узнать, дополнить и т. д.

Мотивацию  обучающихся можно рассматривать и как результат повышения уровня и качества обучения. В этом случае мы можем говорить о формировании у студентов таких навыков, как умение делать вывод и давать оценку событиям, сравнивать и анализировать явления, работать с несколькими источниками, извлекать информацию, самостоятельно формулировать задачу и создавать алгоритм ее решения.

3  Основные этапы  занятия и методика формирования  мотивации

Мотивировать студентов надо не только вначале занятия, к мотивации необходимо возвращаться в ходе занятия, на этапе объяснения материала, рефлексии, сформулировать на ее основе домашнее задание.

Рассмотрим основные этапы занятия и методику формирования мотивациина занятиях обществознания и истории

В начале занятия необходимо мотивировать студентов, для этого можно использовать различные  формы и приемы, например. При изучении темы «Политическая система» пишу на доске ряд терминов: власть, монархия, республика, государство. Что  объединяет данные понятия? К какой сфере общественной жизни они относятся? Можно использовать отрывки их художественных произведений или притчи, например, изучая тему: «Трудовые отношения» зачитываю притчу о труде.

Притча о труде:                                              

У одного человека было три сына. И вот однажды он умер, оставив каждому из них наследство. Старшему сыну достался большой красивый дом, среднему – корова, ну а младшему – топор с рукавицами.

Каждый сын занялся своим делом. Старший создал семью и жил с женой и детьми в своем доме. Средний сын решил продавать молоко. А младшему достался самый тяжелый труд – работать топором.

Прошло несколько лет… Пришло время пожинать плоды своего труда. Старший сын жил, за домом не следил, он у него весь покосился и из большого и красивого превратился в убогий и невзрачный. Средний сын оказался ленивым, и очень скоро его корова стала давать все меньше молока. И только младший сын с помощью своего топора смог не только себе на хлеб заработать, но и дом построить, и корову купить.

Позавидовали ему братья. И решили, что топор у брата волшебный, надо его себе забрать и зажить припеваючи. Но не тут-то было. Топор стащили, а ничего не сработало. «Рукавиц не хватает!» - решили они. И присвоили их себе. Снова ничего!

А младший брат в это время не горевал. Он купил себе новый топор, лучше прежнего, и продолжал работать. Тогда и поняли братья, что все дело не в топоре, а в трудолюбии и умении. Взяли пример со своего младшего брата, научились трудиться и стали хорошими мастерами.

преподаватель: Какую роль она имеет к теме сегодняшнего урока?

Студенты: предполагаемый ответ (Это тема нашего сегодняшнего урока.)

 

Оригинал работы (читать работу полностью): Мотивация на уроках обществознания  и  истории




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*