Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаНепрерывное развитие общества требует формирования индивидуальной, яркой, прагматичной, независимой личности, способной быстро ориентироваться и адаптироваться в социуме. В связи с этим актуальной задачей педагогической деятельности является поиск новых методов обучения, отвечающим потребностям современной личности и общества.
Одним из современных методов обучения является личностно-развивающий подход. Разработка теории личностно-развивающего обучения тесно связана с идеей гуманизации образования. Гуманизация — это реализация принципа мировоззрения, основой которого является уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию.[1]
В основе гуманизации образования лежит человеколюбие, признание за обучаемыми права на всестороннее развитие, создание для этого соответствующих условий. Гуманизация образования подразумевает ориентацию процесса обучения на развитие и саморазвитие личностных качеств обучающихся, на приоритеты общечеловеческих ценностей и взаимодействия личности и социума.
Гуманизация образовательной деятельности направлена на создание таких форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности учащегося, его познавательных интересов. При этом необходимо создать такие условия, при которых учащийся будет проявлять интерес к процессу обучения, получения новых теоретических и практических знаний и окажется максимально вовлечен в образовательный процесс.
Для реализации гуманистического обучения требуется соблюдение следующих принципов:
Потребность гуманизации повлекла за собой необходимость разработки иных подходов к теории обучения в педагогической деятельности. Это привело к пересмотру принципов современного образования и педагогической науки и утверждению в общественном сознании и практике обучения идеи гуманизации образования.
Эта идея нашла отражение в педагогике сотрудничества. Под педагогикой сотрудничества понимается установление гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса. В центре внимания педагогики сотрудничества — уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей. Под сотрудничеством здесь понимается идея совместной развивающей деятельности педагогов и учащихся, объединенная взаимопониманием, познанием духовного мира друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.[3]
Особенность данного подхода заключается в ориентации на свойства личности обучающегося, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с ее способностями. Технологии личностной ориентации направлены на поиск методов и средств обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого учащегося.
Целями педагогики сотрудничества является:
Целью личностно-развивающего подхода к обучению является выявление субъективного опыта каждого учащегося и оказание помощи в становлении его индивидуальности, саморазвитии и самореализации. Термин «субъективный» устанавливает принадлежность к конкретному человеку, но не дает оценку его правильности, непротиворечивости. Если традиционное образование приближает каждого учащегося к параметрам личности с предварительно заданными качествами, то личностно-развивающее обучение основано на признании уникальности субъективного опыта обучающегося как важного источника индивидуальной жизнедеятельности.[4]
Главными задачами при таком подходе являются:
Личностно-развивающий поход в преподавательской деятельности подразумевает концентрацию внимания педагога на личности обучающегося, заботе о развитии его интеллекта, гражданского чувства ответственности, а также духовного воспитания и раскрытии творческого потенциала.
Целью личностно-развивающего обучения также является создание таких условий для полноценного развития личности обучающегося, которые способствуют выработке следующих качеств:
При использовании личноство-развивающего подхода в образовании обучающийся является главным действующим лицом образовательного процесса. Исходя из этого определяются содержание и методы учебного процесса, а также стиль взаимоотношений преподавателя и учащегося. Учащийся признается равноправным участником учебной деятельности наряду с преподавателем. Здесь преподаватель не принуждает изучать обязательный материал, а создает оптимальные условия для самореализации учащегося. При этом педагог выступает не только в роли «источника информации и знаний», но и помощником в развитии личности студента. Педагог руководит и направляет обучающегося в его деятельности, способствуя самостоятельному достижению поставленной ему цели.
Личностно-развивающее образование предполагает ориентацию на обучение, развитие и воспитание учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических, интеллектуальных, психологических. С учетом образовательных потребностей учащихся необходимо ориентироваться на различный уровень сложности доступного материала. При этом возможно выделять группы учащихся по знаниям и способностям в профессиональной направленности, но рассматривать каждого учащегося как уникальную индивидуальную личность.[5]
Таким образом, в личностно-развивающем обучении учащийся становится субъектом деятельности, целостно осуществляет ее на всех этапах, осознает процесс обучения и управляет им. Преподаватель в свою очередь организатором и координатором деятельности учащегося, в процессе которой учит его осуществлять целеполагание, осваивать способы учебной деятельности, формировать навыки самоанализа. Основная задача при этом сводится к обеспечению самоопределения личности в социуме, ее саморазвитие и открытие новых знаний и способов деятельности.
Литература
Оригинал работы: Личностно-развивающий подход к обучению студентов
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.