Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Личностно-развивающий подход к обучению студентов

27.05.2019 2291 5634
Мельникова Кристина Эдуардовна
Мельникова Кристина Эдуардовна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Непрерывное развитие общества требует формирования индивидуальной, яркой, прагматичной, независимой личности, способной быстро ориентироваться и адаптироваться в социуме. В связи с этим актуальной задачей педагогической деятельности является поиск новых методов обучения, отвечающим потребностям современной личности и общества.

Одним из современных методов обучения является личностно-развивающий подход. Разработка теории личностно-развивающего обучения тесно связана с идеей гуманизации образования. Гуманизация — это реализация  принципа мировоззрения, основой которого является уважение к людям, забота о них, убеждение в их больших возможностях к самосовершенствованию.[1]

В основе гуманизации образования лежит человеколюбие, признание за обучаемыми права на всестороннее развитие, создание для этого соответствующих условий. Гуманизация образования подразумевает ориентацию процесса обучения на развитие и саморазвитие личностных качеств обучающихся, на приоритеты общечеловеческих ценностей и взаимодействия личности и социума.

Гуманизация образовательной деятельности направлена на создание таких форм и методов обучения и воспитания, которые обеспечивают эффективное раскрытие индивидуальности учащегося, его познавательных интересов. При этом необходимо создать такие условия, при которых учащийся будет проявлять интерес к процессу обучения, получения новых теоретических и практических знаний и окажется максимально вовлечен в образовательный процесс.

Для реализации гуманистического обучения требуется соблюдение следующих принципов:

  • изучение и знание индивидуальных особенностей (темперамент, характер, взгляды и др.),
  • диагностирование и познание реального уровня сформированности личностных качеств;
  • постоянное привлечение каждого воспитанника к адекватной для него и нарастающей по сложности воспитательной деятельности, обеспечивающей прогрессивное развитие личности,
  • своевременное выявление и устранение причин, не позволяющих достижение основной цели,
  • оперативное изменение тактики воспитания в случаях появления новых условий и обстоятельств,
  • максимальная опора на собственную активность личности,
  • сочетание воспитания с самовоспитанием личности,
  • ориентирование студентов в выборе целей, методов, форм самовоспитания.[2]

Потребность гуманизации повлекла за собой необходимость разработки иных подходов к теории обучения в педагогической деятельности. Это привело к пересмотру принципов современного образования и педагогической науки и утверждению в общественном сознании и практике обучения идеи гуманизации образования.

Эта идея нашла отражение в педагогике сотрудничества. Под педагогикой сотрудничества понимается установление гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса. В центре внимания педагогики сотрудничества — уникальная целостная личность, стремящаяся к максимальной реализации своих возможностей. Под сотрудничеством здесь понимается идея совместной развивающей деятельности педагогов и учащихся, объединенная взаимопониманием, познанием духовного мира друг друга, совместным анализом хода и результатов этой деятельности.[3]

Особенность данного подхода заключается в ориентации на свойства личности обучающегося, ее формирование и развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с ее способностями. Технологии личностной ориентации направлены на поиск методов и средств обучения и воспитания, соответствующие индивидуальным особенностям каждого учащегося.

Целями педагогики сотрудничества является:

  • переход от педагогики требований к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к обучаемому;
  • единство процесса воспитания и обучения.

Целью личностно-развивающего подхода к обучению является выявление субъективного опыта каждого учащегося и оказание помощи в становлении его индивидуальности, саморазвитии и самореализации. Термин «субъективный» устанавливает принадлежность к конкретному человеку, но не дает оценку его правильности, непротиворечивости. Если традиционное образование приближает каждого учащегося к параметрам личности с предварительно заданными качествами, то личностно-развивающее обучение основано на признании уникальности субъективного опыта обучающегося как важного источника индивидуальной жизнедеятельности.[4]

Главными задачами при таком подходе являются:

  • раскрытие индивидуальных познавательных возможностей каждого учащегося;
  • развитие его индивидуальных способностей;
  • содействие ему в самосознании, самореализации и саморазвитии.

Личностно-развивающий поход в преподавательской деятельности подразумевает концентрацию внимания педагога на личности обучающегося, заботе о развитии его интеллекта, гражданского чувства ответственности, а также духовного воспитания и                                                       раскрытии творческого потенциала.

Целью личностно-развивающего обучения также является создание таких условий для полноценного развития личности обучающегося, которые способствуют выработке следующих качеств:

  • индивидуальность — неповторимое своеобразие человека, уникальное сочетание в нем черт, отличающих его от других;
  • способность личности к обоснованному выбору — возможности избирать наиболее предпочтительный вариант для проявления своей автивности;
  • умение рефлексировать, давать оценку своей жизни;
  • самоактуализаиця — стремление человека осознанно и активно стать самим собой, наиболее полно развить свои способности;
  • самовыражение — процесс и результат развития человеком присущих ему качеств и способностей;
  • формирование образа «я» - осознание и переживание человеком системы представлений о самом себе, на основе которой он строит свою деятельность, взаимоотношения с другими людьми;
  • ответственность и умение отвечать за свои действия.

При использовании личноство-развивающего подхода в образовании обучающийся является главным действующим лицом образовательного процесса. Исходя из этого определяются содержание и методы учебного процесса, а также стиль взаимоотношений преподавателя и учащегося. Учащийся признается равноправным участником учебной деятельности наряду с преподавателем. Здесь преподаватель не принуждает изучать обязательный материал, а создает оптимальные условия для самореализации учащегося. При этом педагог выступает не только в роли «источника информации и знаний», но и помощником в развитии личности студента. Педагог руководит и направляет обучающегося в его деятельности, способствуя самостоятельному достижению поставленной ему цели.

Личностно-развивающее образование предполагает ориентацию на обучение, развитие и воспитание учащихся с учетом их индивидуальных особенностей: возрастных, физиологических,  интеллектуальных, психологических. С учетом образовательных потребностей учащихся необходимо ориентироваться на различный уровень сложности доступного материала. При этом возможно выделять группы учащихся по знаниям и способностям в профессиональной направленности, но рассматривать каждого учащегося как уникальную индивидуальную личность.[5]

Таким образом, в личностно-развивающем обучении учащийся становится субъектом деятельности, целостно осуществляет ее на всех этапах, осознает процесс обучения и управляет им. Преподаватель в свою очередь организатором и координатором деятельности учащегося, в процессе которой учит его осуществлять целеполагание, осваивать способы учебной деятельности, формировать навыки самоанализа. Основная задача при этом сводится к обеспечению самоопределения личности в социуме, ее саморазвитие и открытие новых знаний и способов деятельности.

 

Литература

  1. Кузнецов М.Е. Педагогические основы личностно ориентированного образовательного процесса в школе: Монография. / М.Е. Кузнецов – Новокузнецк, 2015. - 342с.
  2. Кузнецов М.Е. Личностно ориентированное обучение школьников / М.Е. Кузнецов – Брянск: Издательство Брянского государственного педагогического университета. НМЦ «Технология» 2016. – 94с.
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие / Г.К. Селевко – М.: Народное образование, 2016. – 256с.
  4. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: Концепция и технология: Монография / В.В. Сериков – Волгоград: Перемена. 2014. – 152с.
  5. Степанов Е.Н. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Е.Н. Степанов – М.: ТЦ Сфера, 2015. - 128с.

 

Оригинал работы: Личностно-развивающий подход к обучению студентов




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*