Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательной программы "Основы информационной безопасности"

24.05.2019 641 1434
Акимова Елена Владимировна
Акимова Елена Владимировна, преподаватель

Саранский государственный промышленно-экономический колледж

Известно, что каждый студент по-разному воспринимает и осваивает новые знания. Поэтому преподаватели постоянно находятся в поиске индивидуального подхода к каждому ученику. Особо остро этот вопрос стоит перед преподавателями средних специальных учебных заведений. Это вызвано разным уровнем подготовки студентов.

Важнейшая задача среднего профессионального образования не только передача студентам знаний, но и использование эффективных путей усвоения информации, профессиональных умений.  А также разработка форм и методов управления познавательной и практической деятельностью, создание условий, при которых достигаются оптимальные результаты в развитии способностей обучающихся. Это  становится актуальным для решения данной задачи.

Построение воспитательно-образовательного процесса с учетом потребностей и возможностей каждого студента возможно только лишь с применением новых образовательных технологий, так как традиционная методика обучения, основу которой составляет объяснительно-иллюстративный метод, не позволяет преподавателю раскрыть все способности обучающихся, заинтересовать их, что влияет на качество знаний и умений.

В современных условиях в период возрастания объема информации обучение должно быть личностно-ориентированным, развивающим, мотивированным. Решить эти проблемы помогает использование модульной технологии обучения.

Содержание модульного обучения состоит в том, что студент самостоятельно достигает целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы над модулем, в который объединены учебное содержание и приемы учебной деятельности по овладению содержанием.

Основными мотивами внедрения в образовательный процесс модульной технологии являются:

- гарантированность достижения результатов обучения;

-  возможность работать обучающихся в группах, в парах;

- паритетное отношение студента и преподавателя;

- возможность обучения с товарищами;

-  возможность работать в индивидуальном темпе;

- знание конечных результатов  обучения;

- контроль в процессе освоения учебного материала.

Модуль – это основное средство модульного обучения, которое является законченным блоком информации, а также включает в себя целевую программу действий и методическое руководство, обеспечивающее достижение поставленных дидактических целей.

Модуль должен содержать:

- цель (для чего обучать);

- содержание (чему обучать);

- процесс усвоения (как обучать).

Модуль представляет собой не просто перечень заданий, а методическое средство, в котором указаны цели учебной деятельности на данном занятии, а также учебные задания и методы их выполнения.

В сущностных характеристиках модульного обучения заложено его от­личие от других систем обучения.

Во-первых, содержание обучения представляется в законченных само­стоятельных комплексах (информационных блоках), усвоение которых осуществляется в соответствии с целью. Дидактическая цель формулиру­ется для обучающегося и содержит в себе не только указание на объем изучаемого содержания, но и на уровень его усвоения. Кроме этого, каж­дый студент получает от преподавателя советы в письменной форме как рацио­нальнее действовать, где найти нужный учебный материал и т. д.

 Во-вторых, меняется форма общения студента и преподавателя. Оно осуществляется через модули и личное, индивидуальное общение.

В-третьих, студент  работает максимум времени самостоятельно, учит­ся планированию своей деятельности, самоорганизации, самоконтролю и самооценке. Это дает возможность ему осознать себя в деятельности, са­мому определить уровень освоения знаний, видеть пробелы в своих знани­ях и умениях. Несомненно, что преподаватель тоже управляет учебно-познавательной дея­тельностью студентов через модули и непосредственно, но это более мяг­кое, а главное сугубо целенаправленное управление.

В-четвертых, наличие модулей с печатной основой позволяет преподавателю индивидуализировать работу с отдельными студентами. Здесь нет пробле­мы индивидуального консультирования, дозированной индивидуальной помощи.

Информационная часть модуля представляет собой функциональный блок, непосредственно связанный с последующим действием, где полученные знания или умения должны быть востребованы. Отсюда видимо и пришло параллельное название модульного обучения, как блочно-модульного, что является синонимом. Функциональность учебного модуля определяется тем, что его содержание формируется от практического названия изучаемой информации. Движение идет от определения той деятельности и ее границ, где изучаемый материал потребуется.

Технологическая часть модуля - это методика и соответствующие рекомендации по усвоению информационной части. Самостоятельное освоение учебного модуля студентами не есть самостоятельная работа в ее традиционном смысле. У них много отличий. Главное - в модульном обучении присутствует индивидуализированная целевая установка на освоение, а не общая и одинаковая, в нем - индивидуализированный пошаговый контроль и самоконтроль с возможностью самооценки уровня усвоения материала, информация для усвоения разбита на части, облегчающие понимание и запоминание, представлена в виде тезисов, выражающих главный смысл содержания обучения. Познавательный процесс в модульном обучении изначально организован прозрачно, технично, подконтрольно. В нем преподаватель всегда увидит, на каком элементе учебного материала «застрял» студент, что не понял.

Как сделать процесс обучения интересным, запоминающим? Рассмотрим это на примере дисциплины «Основы информационной безопасности».

Содержание программы курса Основы информационной безопасности включает в себя раздел «Общие методы обеспечения информационной безопасности», в котором изучаются правовые и организационно-технические методы обеспечения информационной безопасности. Студент должен знать место информационной безопасности в системе национальной безопасности страны, источники угроз информационной безопасности, современные  средства и способы обеспечения информационной безопасности, применять основные правила и документы системы сертификации Российской Федерации. Задача преподавателя дисциплины ОИБ заключается в том, чтобы дать определенные знания студентам в этой области дисциплины, чтобы уровень остаточных знаний был достаточно высок. Достигнуть это можно с использованием модульной технологии.

Приступив к составлению уроков по модульной системе по данному разделу дисциплины, можно выделить следующие блоки:

- правовые методы обеспечения информационной безопасности;

- организационно-технические методы обеспечения информационной безопасности;

- экономические методы обеспечения информационной безопасности;

- закон РФ «Об информации, информатизации и защите информации»;

- закон РФ «О государственной тайне», «Об авторских и смежных правах»;

- идентификация и установление подлинности технических средств, документов, информации.

В каждом крупном блоке тем выделяется несколько модулей:

1 модуль - устное изложение преподавателем основных вопросов тем, раскрытие узловых понятий;

2 модуль - самостоятельные и практические работы, где студенты под руководством преподавателя работают с различными источниками информации, прорабатывают материалы тем, обсуждают, дискутируют. На этом этапе провожу уроки-практикумы, конференции, игры, презентации;

3 модуль - повторение и обобщение темы.

4 модуль  - контроль знаний учащихся по всей теме.

Сочетание концентрированного изложения основного материала темы с самостоятельной деятельностью каждого студента в отдельности дают определенное преимущество такому изучению материала. Это позволяет яснее определить общее положение темы, представить материал в целостности, ощутить практическую значимость изучаемых знаний.

Исходя из особенностей работы преподавателя и студента при использовании модульной технологии обучения в функции преподавателя входит обеспечение всех участников обучения дидактическим материалом. Каждый студент должен иметь перед собой алгоритмическое предписание, учебный материал и контрольный лист. Преподаватель составляет модуль, как раньше составлял конспект урока. Но, так как теперь его основные функции управляющие, то приходится теперь затрачивать время на организацию самостоятельной деятельности студентов и собственной консультирующей работе.

Начинается модульное занятие с целеполагания (чему студенты научатся за урок). Следующий этап – мотивация на усвоение содержания и учебную деятельность. Это различного рода интеллектуальные разминки, графические диктанты, небольшие тесты. Далее идет информационный блок: содержание в виде рассказа учителя, лекции, сообщения учащихся, чтение учебника и т.д.

Далее – отработка материала: лабораторные работы, решение учебных задач, проблем, ответы на вопросы, выполнение заданий, игры, конференции и др. На этом этапе используются «мягкие» формы контроля – само – и взаимоконтроль. Заканчивается модульное занятие экспертным контролем (контроль преподавателя) и коррекцией знаний и умений с постоянной рефлексией относительно целей учебной деятельности.

В модульной технологии выделяется пять типов учебных занятий: урок изучения новых знаний (лекция, экскурсия, лабораторная работа, вводный урок, учебный практикум - имеют своей целью изучение и первичное закрепление новых знаний); урок закрепления знаний (практикум, собеседование, консультация, отработка материала - имеют своей целью вторичное закрепление усвоенных знаний, выработку умений по их применению); урок комплексного применения знаний (цель - вторичное закрепление усвоенных знаний, выработка умений по их применению, перенос в новые условия); урок обобщения и систематизации знаний (семинар, конференция - имеют своей целью обобщение единичных знаний в систему); урок контроля, оценки и коррекции знаний (проверочная работа, контрольная работа, тест, общественный смотр знаний, зачет - имеют своей целью определить уровень овладения знаниями, умениями и навыками, провести оценку своей деятельности каждым учеником, ее результатов и себя в ней). Каждый тип учебного занятия имеет свою структуру. Структура модуля должна соответствовать логике учебного занятия того или иного типа.

Деятельность преподавателя  в модульном обучении связана с организацией и управлением деятельностью студентов по овладению учебным содержанием, что возможно только в том случае, если студенты вооружены способами этой учебной деятельности.

Модульное обучение – это управляемое самообучение, оно хорошо сочетается с традиционной системой обучения.

Модульное обучение создает условия для самостоятельной работы студентов, способствует развитию познавательных, социальных, коммуникативных способностей личности, формированию у каждого студента необходимых умений и навыков по самообразованию.

Преимущества:

-     значительно    повышается    качество    подготовки    (компетентность) обучаемых как по теоретическим, так и по практическим аспектам обучения;

- обеспечение высокой мотивации к процессу обучения;

-  изменяются функции преподавателя, его деятельность становится более творческой, консультативной, он освобождается от горловой работы;

- гибкость и открытость - форма организации процесса обучения.

Первый опыт проведения модульных уроков по дисциплине Основы информационной безопасности показал перспективность этой педагогической технологии. Студенты  приобретают уверенность в своих возможностях, исчезает боязнь получения неудовлетворительной оценки; овладение (особенно при работе в парах или малых группах) организационными и коммуникативными навыками, постепенное вовлечению в учебную деятельность даже отстающих студентов.

Следует сказать и о недостатках, связанных с модульной технологией - большие затраты на ксерокопирование модульных уроков, недостаточность подготовки студентов к самостоятельной работе. Структурирование учебной информации требует огромных трудозатрат, нужно пересмотреть большое количество материала,  который нужно адоптировать в качестве иллюстраций  в модульной технологии.

Итак, модульная технология интересна и эффективна. Эта система относится к интерактивным формам обучения. Методика ее на первый взгляд сложна. Требует работы и преподавателя и студента, что обеспечивает эффективное обучение в развитии компетентности студента и преподавателя по предмету.

Модульная технология ориентирована на достижение конечного результата, то есть получение практических навыков, значит отвечающих требованиям государственных стандартов.    

 

Литература

  1. Басова Н.В. Педагогика и практическая психология. «Феникс», Ростов—на—Дону, 1999. —416 с.
  2. Гареев В.М., Куликов С.И., Дурко Е.М. Принципы модульного обучения. — Вест.высш.шк., 1987. Н8, с. 35-38.
  3. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приема до философии. М., 1996.
  4. Княжицкий А.И. Концепция и программа литературного образования. — М.: МИРОС, 1993. — 88 с.
  5. Ермоленко В.А., Данькин С.Е. Блочно-модульная система подготовки специалистов в профессиональном лицее. – М.: ЦПНО ИТОП РАО, 2002. – 162 с.
  6. Полякова Н.В. Перспективные школьные технологии. — ЗАВУЧ, научно-практический журнал, 5, 2005. — с. 38-50.
  7. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. — М.: Народное образование, 1998. —256 с.
  8. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. М.: МИОО, 2002. — 69 с.
  9. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. — М.: Новая школа, 1997.
  10. Учителю о педагогической технологии. М., 1989.
  11. Цявичене П.Ю. Теория и практика модульного обучения. Каунас. 1989.
  12. Чошанов М.А. Гибкая технология проблемно-модульного обучения. - М.: Народное образование, 1996.

 

Оригинал публикации: Методологические основы системы модульного формирования содержания образовательной программы "Основы информационной безопасности"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*