Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Совершенствование методик обучения в соответствии с требованиями работодателей

20.05.2019 147 206
Панфилова Марина Владимировна
Панфилова Марина Владимировна, преподаватель

Саранский государственный промышленно-экономический колледж

В последнее время часто можно слышать термин «конкурентоспособная личность». Все мы уже прекрасно понимаем, что процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Одной из целей профессиональной подготовки специалиста является необходимость дать студенту прочные фундаментальные знания, на основе которых он смог бы обучаться самостоятельно в нужном ему направлении. Если прежние концепции образования были основаны на таких понятиях, как знания, умения, воспитание, то символами нового взгляда на образование становятся компетентность, эрудиция, индивидуальное творчество, самостоятельный поиск знаний, высокая культура личности, креативное и рациональное мышление и поведение.

Выпускник не должен быть просто пассивным исполнителем. Кроме знаний умений и навыков по специальности необходимо развивать у студентов качества, выгодно отличающие его на рынке труда: любознательность, организованность, устойчивое внимание, навыки самостоятельного поиска и обработки информации, умение работать творчески, принимать решение в сложных ситуациях. Современное образование должно создать условия для формирования такой личности. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения. Возникла необходимость применять иные методики и технологии, которые повышают интерес к предмету и дают простор для самостоятельной творческой работы. К таковым отношу:

проектный метод,

информационно-коммуникационные технологии,

метод критического мышления,

личностно-ориентированный подход.

Проектный метод получил в настоящее время очень широкое распространение в обучении. Проектная деятельность направлена на сотрудничество педагога и учащегося как партнеров, дает возможность раннего формирования профессионально-значимых умений учащихся. На занятиях я постоянно использую данную методику в разных режимах работы: индивидуальный, парный, групповой, коллективный. Проект может создаваться на протяжении всего времени изучения дисциплины, а может затрагивать лишь отдельную тему. Преподаватель выступает организатором познавательной деятельности своих учеников. В процессе работы над проектом у студентов появляется потребность в приобретении новых знаний и умений, закрепления и углубленного изучения отдельной темой или крупного блока курса. При работе над проектом каждый участник имеет право выдвигать свои идеи, получает свободу действий.

Успешно применяю метод проектов в своей работе при изучении разных дисциплин, особенно при изучении программирования. В рамках практических работ или в виде итоговой работы студентам предлагается создать проекты на самые разные темы: «Простые проекты при изучении компонентов Delphi», «Будильник», «Тамогочи», «Кнопка Прыгун» и другие. В ходе работы над проектом студенты не только закрепляют и углубляют знания и умения в области программирования, но и самостоятельно изучают интересующие их направления, дополнительные возможности среды программирования. Студенты предлагают свое видение той или иной темы, отстаивают методы решения поставленной задачи, доказывают эффективность работы изучаемого программного продукта. Созданные проекты представляются на выставке творческих работ студентов нашего колледжа, участвуют в смотр - конкурсах, что позволяет вырабатывать навык выступлений перед большой аудиторией, развивать речь, закреплять уверенность в себе. На итоговых проектах студенты получают свободу выбора темы, программного обеспечения, способа реализации. Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Студенты, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни. Так же хорошо работает проектный метод при изучении криптографических методов защиты информации.

Конечно же, современное образование не может обойтись без информационно-коммуникационных технологий. Мне, как преподавателю специальных дисциплин информационного направления и цикла информационной безопасности, не сложно работать в данном направлении, и в нашем колледже есть для этого все необходимое. Организовано и реализовано на основе доменной архитектуры Windows Server информационное пространство колледжа, включающее в себя информационные ресурсы и средства информационного взаимодействия. Единая локальная сеть, разграничение доступа к ресурсам, создание динамично изменяющейся Интернет страницы колледжа, хранящей огромное количество нормативных документов и методических материалов преподавателей, система организационных мер – все это обеспечивает достойное функционирование и развитие информационного пространства нашего колледжа и способствует высокому уровню образовательных услуг.

Метод критического мышления не имеет однозначного определения. Мы знаем, что критическое мышление – это что-то новое, некий навык, который позволяет нам глубже понять то, что мы изучаем и делаем. Это мышление самостоятельное, основанное на стремлении учиться в течение всей жизни, переосмысливать и переоценивать свои знания, умения, поступки. В своей работе провожу и фронтальные опросы, и обсуждение материала всей группой или малыми группами, использую тесты самопроверки, самостоятельный поиск ответов на проблемные вопросы, обучаю поиску и работе с дополнительными материалами.

Для успешного усвоения материала, поддержания и развития интереса к предмету использую принципы доверия и сотрудничества, сочетаю их с личностно-ориентированным подходом. Чтобы достичь конкурентоспособности личности необходимо изменение традиционной системы образования на личностно-ориентированное, на раскрытие личности каждого ученика, его самобытной индивидуальности. В последнее время особенно проявляется разный уровень подготовки школьников, различная внутренняя структура познавательной деятельности учащихся. Я считаю, что уместным в этом случае будет совместное с учениками планирование учебной и внеклассной деятельность, давать ребятам возможность делать свой самостоятельный выбор. На своих занятиях эффективно применяю дифференцированные задачи, разный уровень и объем домашнего задания, создание индивидуальных творческих проектов. Творчество, созидание, самостоятельность и исследовательская деятельность – главные рычаги развития и становления личности.

Конечно же, имеются и проблемы. К самой острой отношу недостаточность материальной базы. Конечно, хочется наглядности на занятиях, максимум практики, но это требует вложений и не малых. Зачастую отсутствует современное технологическое оборудование, позволяющее выполнить задание, приближенное к производственному и в количестве, обеспечивающем выполнение задания всей группы обучающихся. Особенно ощущается эта проблема на специальностях информационного цикла и по направлению информационной безопасности. Динамично изменяются стандарты в области образования, требования к выпускнику, внедряются новые формы проведения выпускной квалификационной работы, и все это требует материальных вложений, постоянного повышения квалификации педагогов, тесное сотрудничество с работодателями. Порой на педагога возлагаются невыполнимые задачи - не имея практически ничего научить всему.

Не менее важной проблемой является недостаточное количество квалифицированных педагогов, имеющих возможность повышать свою квалификацию и способных подготовить обучающихся по выбранной профессии. Кроме этого, стоит отметить снижение мотивации к обучению среди студентов СПО, связанная не только с небольшим количеством вакансий для молодых специалистов IT отрасли, но и с нередкими отказами выпускников образовательных организаций работать за небольшую плату на начальном этапе трудовой деятельности.

Говоря о каких-то новациях в области преподавания информационных дисциплин в СПО, нужно всегда иметь в виду, что «никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целого комплекса влияний». В каждом конкретном случае для каждого конкретного ученического коллектива, возрастной группы учащихся нужны свои индивидуальные подходы.

 

Литература

Лапчик,  М.П.  и др.  Методика преподавания информатики:  Учеб.  Пособие для студ.  Пед.  Вузов [Текст] /  М.П.  Лапчик,  И.Г. Семакин,  Е.К.  Хеннер.  –  М.:  Издательский центр «Академия»,  2001.  –  624  с.

Макаренко, А.С. Общение с трудными детьми [Текст] / А.С. Макаренко. – М.:АСТ, 2015. – 326 с.

Клименко, А.В. Проектная деятельность учащихся. // Преподавание истории и обществознания в школе. 2002, № 9

Бирюкова Т.В. Дифференцированное обучение на уроках информатики // Фестиваль педагогических идей [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://festival.1september.ru/articles/414991. - Дата обращения: 12.02.2017.

Индикаторы образования: 2017 [Электронный ресурс] – М.: https://www.hse.ru, 2017. – Режим доступа: https://www.hse.ru/primarydata/io2017. - Дата обращения: 12.02.2017.

 

Оригинал работы: Совершенствование методик обучения в соответствии с требованиями работодателей 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*