Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Методическая система "Гражданско-патриотическое воспитание студентов на уроках истории при помощи социальных проектов"

13.05.2019 623 1109
Лаврова Ольга Александровна
Лаврова Ольга Александровна, преподаватель

Новосибирский автотранспортный колледж

Актуальность: Новосибирск – столица Сибири, один из самых быстро развивающихся и крупных городов России, центр научного, промышленного, культурного развития. Его потенциал невозможно представить без молодежи, численность которой составляет по данным статистики на 32, 5 % от общего количества населения. Именно в этой социально - демографической среде существуют проблемы, связанные с кризисом идентичности, отсутствием консолидации, асоциальными установками.Принципиальное значение имеет государственная программа « Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2016-2020 годы», направленная на активизацию интереса к изучению истории России, формирование  высокого патриотического сознания, верности Отечеству, готовности к выполнению конституционных обязанностей.

Современное образование призвано формировать у студентов активную гражданскую позицию, способность самостоятельного принятия решений в разных жизненных ситуациях, а также готовность нести за них ответственность. Большинство современных педагогических технологий представляют собой синтез достижений педагогической науки и практики, сочетание традиционных элементов прошлого опыта и того, что связано с социальными процессами, происходящими сегодня. Всё это относится и к методическим приёмам и современным технологиям в преподавании истории. История- это важнейший способ  самоидентификации общества, средство ориентации в социальном пространстве. Ее изучение  занимает приоритетное место в осуществлении нравственного и патриотического воспитания студентов, в котором  гражданско - патриотическое направление проводится на основе объективного анализа исторического прошлого.

Гражданско-патриотическое воспитание студентов я считаю одним из главных направлений в педагогической деятельности. Патриотизм и культура межнациональных отношений имеют большое значение  социальном, духовном, нравственном развитии личности.Особое значение в патриотическом воспитании имеет изучение студентами истории, в  процессе которого происходит осмысление ими исторического опыта народа, формируется целостное отношение к отечественной культуре, обуславливающее их гражданскую позицию, выбор направлений и способов самореализации в практике. Реализация патриотического воспитания только при помощи знаний невозможна, поэтому появляется необходимость в совместной деятельности, связанной с социальными проектами. В  работе по гражданско- патриотическому воспитанию я  не только  привлекаю студентов колледжа к социальной инновационной деятельности, но и направляю их на изучение особенностей будущей профессии. Как справедливо писал Ключевский:  «Каждый из нас  должен быть  хоть немного историком, чтобы стать сознательно действующим гражданином».
Цель патриотического воспитания связана с развитием у обучающихся высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, становлением личности, обладающей позитивными ценностями и качествами, способных проявить их в
созидательном процессе в интересах Отечества. Данная цель объединяет весь педагогический процесс, интегрирует учебные занятия и внеурочную жизнь, разнообразные виды деятельности.

Для достижения цели требуется выполнение следующих задач:

- воспитание интереса и уважения к истории своей страны, изучение   истории родного города через архивные данные и исторические источники

- сохранение исторических материалов по истории Новосибирска, популяризация исторических знаний, воспитание патриотизма и гражданственности на примере сопричастности к судьбе своей Родины;

- социализация студентов, приобретения ими опыта участия в общественной жизни,

гражданских инициативах;

- развитие исследовательских и научных навыков, участие в научно- практических конференциях;

- профессиональная ориентация, создание условий для духовно- нравственного, гражданско- патриотического воспитания студентов.

- воспитание толерантности, умения взаимодействовать с другими людьми;

-приобщение студентов нашего колледжа к социально значимым проектам, развитие просветительской деятельности в молодежной среде.
Основная тенденция развития Российского образования реализована в ФГОС среднего профессионального образования разработаны на основе компетентностного подхода. В требованиях ФГОС сформированы  две группы компетенций :  общекультурные  и профессиональные (ОК и ПК). Дисциплина « история» формируют напрямую ОК, направленные на готовность  и способность студентов к саморазвитию, ценностно- смысловым установкам, отражающим индивидуально- личностные позиции, социальные компетенции, гражданскую идентичность. Ключевые компетентности многообразны  и метапредметны, реализуются  в методе учебных проектов. Метод проектов соединяет два ведущих подхода: личностно- ориентированный (в центре находится  обучаемый как активный участник) и коммуникативный (обучаемый находится во взаимодействии с другими). Оба похода предполагают практическую направленность и использование знаний в учебной деятельности. Деятельностные образовательные методики, в отличие от традиционных методов обучения, обеспечивают не только передачу фактического материала, но и создают условия для социально продуктивного влияния на обучающихся . Действенным воспитательным инструментом, позволяющим формировать у студентов необходимые социальные навыки и ценностные ориентиры, является метод социальных проектов.Социальное проектирование – это целенаправленная деятельность обучающихся, при которой  разрабатываются различные варианты решения социальных проблем. Данная деятельность предполагает создание студентами  в ходе осуществления проекта социально значимого продукта, который является средством разрешения социальной проблемы, воспринимаемой ими как личностно-значимая.

В основе учебного проекта всегда лежит проблема  (проект « Грозной  силой в бой идут одни сибиряки»,

Проблема проекта

 

Почему? (это важно для  меня лично)

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проблемы

 

Зачем? (мы делаем проект)

Целеполагание

 

Задачи проекта

 

Что? (для этого мы делаем)

Постановка задачи

 

Методы и способы

Как? (как мы можем это делать)

Выбор способов и методов планирования

Результат

 

Что получится? (как, решение проблемы)

Ожидаемый результат


Подготовительный этап. Прежде чем преступить к работе студент должен овладеть следующими умениями самостоятельной работы:

-репродуктивными: делить материал на составные части, выделять главное в тексте, составлять план, тезисы; конспектировать текст, уметь дословно пересказывать, писать реферат по материалу статьи, пользоваться справочной литературой;

- творческими умениями: уметь формулировать проблему, составлять план решения проблемы, делать обобщение, выводы, составлять доклад по теме из разных источников, делать прогноз.

Для того, чтобы студенты могли преодолеть затруднения в выполнении проектной деятельностью мною была составлена «Методическая разработка по выполнению самостоятельной работы по истории», в которой рекомендации по написанию эссе, презентации, доклада, социального проекта. Условия для успешной проектной деятельности: четкость и конкретность постановки цели проекта, определение планируемых результатов констатация исходных данных.

Особенности метода социальных  проектов  на уроках истории связано  с формированием коммуникативной культуры, умением  понимать обсуждаемую проблему,
в развитии диалогического исторического мышления, информационных и   интеллектуальных  умений, способности применять усвоенные знания в практической жизни.созданием представлений о многомерности исторического  процесса, об особенностях исторического познания.

Формы представления исследований: тезисы, устный доклад, реферат, описательная работа, популярная статья, компьютерная презентация.

Направления патриотического воспитания:

- духовно- нравственные (социальные проекты «Чем дольше в будущее входим, тем больше прошлым дорожим», «Мой Новосибирск родной»);

- историко – культурные (социальные проекты «Дорога в космос», «Мгновенье подвига», «Грозной силой в бой идут сибиряки», «Подвиг требует мысли, мастерства и риска»);

- гражданско – правовые социальные проекты «Гражданином быть обязан», «Вместе целая страна», «Хранители памяти» объединили деятельность студентов с 1- 4 курс).

 Формы реализации  социального проекта:  практикумы, исторические журналы, научно- практические конференции, семинары, уроки мужества.
Можно оценивать в социальном проектировании степень самостоятельности в
выполнении различных этапов, уровень сложности и степень владения использованными методиками оригинальность идеи, способ решения проблемы, осмысление проблемы проекта и формулирование цели проекта или исследования, владение самоанализом работы, творческий подход в подготовке объектов наглядности презентации социальное и прикладное значение полученных результатов.

Студенческий возраст – важнейший этап формирования гражданско - патриотического воспитания.  На этом этапе патриотические установки оказываются наиболее эффективными и переходят во взрослую жизнь. В ходе работы над социальными проектами студенты изучали  нормативно-правовую базу российского законодательства по национальным отношениям, анализировали  различные источники по общественно – политическим дисциплинам и материалам краеведения, проводили социологические опросы,  выступали на научно - практических конференциях,   приняли активное участие в социальной  инновационной деятельности.  Практическое значение связано с приобщением студентов колледжа к социально значимому проекту, внедрением современных методов по патриотическому воспитанию, повышение знаний по национальной культуре, использование полученных результатов в процессе обучения общественно-политических  дисциплин.
Патриотическое воспитание молодежи является эффективным образовательным  механизмом,  ведь именно от того, какие ценности, взгляды преобладают в ее среде, зависит культурное, социально- экономическое и культурное развитие общества и государства.

                                   Литература.
1. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан на 2016- 2020 г.

2.Вырщиков А. Н., Кусмарцев М.Б. Патриотическое воспитание молодёжи в современном обществе: монография. – Волгоград, 2006 г.

3.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении- М, 2005 г.

 

Оригинал работы: Методическая система  "Гражданско-патриотическое воспитание студентов  на уроках истории при помощи социальных проектов"




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*