Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль преподавателя в условиях цифровой экономики

13.05.2019 2498 4307
Лукашина Ирина Владимировна
Лукашина Ирина Владимировна, преподаватель

Южно-Уральский многопрофильный колледж

Ключевые слова: традиционное обучение, компетенции современного учителя, информационная компетентность, сертификации работников образования

 «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель» - К. Д.Ушинский

Сегодня ведется немало дискуссий вокруг того, что нынешнее поколение не замотивировано на образование, которое ему предлагают современные учебные заведения. И проблема здесь не в отсутствии любознательности, а в отсутствии интереса к форме подачи образовательных ресурсов. Несмотря на современные технологии, на наличие множества педтехнологий и онлайн-ресурсов практически во всех учебных заведениях преобладает традиционная система обучения.

Характерные признаки традиционной классно-урочной технологии:

- учащиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют класс, который сохраняет в основном постоянный состав на весь период школьного обучения;

- класс работает по единому годовому плану и программе согласно строго определённому расписанию учебных занятий;

- основной единицей занятий является урок; урок, как правило, посвящен одному учебному предмету, теме, в силу чего учащиеся класса работают над одним и тем же материалом;

- систематическая проверка и оценка знаний учащихся;

- сочетание индивидуальной и коллективной форм работы учащихся;

- учебники применяются, в основном, для домашней работы;

- работой учащихся на уроке руководит учитель: он оценивает результаты учебы по своему предмету, уровень обученности каждого ученика в отдельности и в конце учебного года принимает решение о переводе учащихся в следующий класс

В основе содержания обучения закладываются знания, которые усваиваются обучающимися, а на основе полученных знаний формируются  умения и навыки, так называемые ЗУН.

Достоинством традиционного обучения является возможность за короткое время передать большой объем информации. При таком обучении учащиеся усваивают знания в готовом виде без раскрытия путей доказательства их истинности. Среди существенных недостатков этого типа обучения можно назвать его ориентированность в большей степени на память, а не на мышление. Это обучение также мало способствует развитию творческих способностей, самостоятельности, активности - «ориентирована на среднего ученика», «создаёт непосильные трудности для слабых и задерживает развитие способностей у более сильных», «организует преимущественно индивидуальную познавательную деятельность ученика и не стимулирует развитие коллективизма», «не обеспечивает организованное общение между старшими и младшими школьниками» [1].

Можно ли уйти от классно-урочной системы, не потеряв сути образования? Традиционное обучение служит фундаментом и вместе с тем инструментом. Знания, получаемые в рамках традиционной системы, служат отправной точкой для получения новых знаний и их креативного переосмысления.

В принятом правительством Федеральном законе "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ  предписывается ввести Федеральные государственные стандарты, в соответствии с которыми нынешняя система образования отказывается от традиционного формата обучения «в виде знаний, умений и навыков». Теперь же за основу берутся так называемые универсальные учебные действия, т.е. конкретика знаний уступает место познавательности и саморазвитию учащихся. Вместо того, чтобы заставлять «зубрить», учитель должен предложить ученикам самостоятельно разобраться с темой, поставив перед ними определенную проблему. Образование выходит за пределы учебных аудиторий, увеличивается количество студентов, которые учатся удаленно. Цифровые технологии радикально меняют содержание преподаваемых дисциплин и форму их подачи: к 2023 году страна должна перейти на систему цифровых учебно-методических комплексов, которые заменят традиционные учебники. Элементами этой электронной системы станут:

- облачные сервера с постоянно пополняющейся базой образовательных материалов;

- фильтры-поисковики, которые будут выдавать ссылки на качественные образовательные ресурсы;

- обучающие игры и симуляторы;

- тесты, планы уроков и другие необходимые учителю источники для уроков;

-всеобщий доступ к качественным онлайн-курсам от лучших учителей и профессоров по всем дисциплинам, как основным, так и дополнительным;

- система электронной оценки и обратной связи между учениками, родителями и педагогами [2].

В эпоху ускоряющихся технологических изменений, цифровое общество требует от педагога быть «гибким»: помимо использования традиционного учебника, привлекать новые методики и технологии, экспериментировать с организацией учебного процесса, реагируя на интересы учащихся, предоставлять свободу выбора ученикам. При этом роль учителя сводится к позиционированию себя в качестве:

- организатора деятельности;

- консультанта;

- тьютора;

- организатора рефлексии;

- эксперта;

- партнера.

Основные компетенции современного учителя:

- уметь учиться вместе со своими учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры»;

- уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений (компетенций);

- уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие  наработать им требуемые компетенции;

- уметь сценировать учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы;

- уметь занимать экспертную позицию относительно демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев;

- уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность;

- владеть проектным мышлением и уметь организовать и руководить групповой проектной деятельностью учащихся;

- владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею;

- использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;

- уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения  и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий;

- уметь организовать понятийную работу учащихся;

- уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая, что своя собственная точка зрения может быть также подвержена сомнению и критике;

-владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Информационная компетентность, как составная часть профессиональной компетентности учителя, определяет такие слагаемые его профессиональной деятельности, как:

-  владение навыками работы с информацией, представленной в электронном виде;

-  знание и умение использовать рациональные методы поиска и хранения информации в современных информационных массивах;

- умение представить информацию в Интернет;

- владение навыками организации и проведения уроков и внеклассных мероприятий с использованием телекоммуникационных технологий;

-  умение организовать самостоятельную работу учащихся посредством Интернет-технологий;

- владение навыками использования телекоммуникационных технологий по конкретному предмету, с учетом его специфики [3].

Педагоги работают в постоянно движущемся потоке. Чтобы оставаться эффективными для управленческих команд образовательных учреждений и педагогов планируется глобальная программа сертификации работников образования с усиленной практической составляющей, основными этапами которой являются:

  1. Изменение требований к профессиональным компетенциям педагогов: в течение года с марта 2018г. будет проведен мониторинг цифровой грамотности и готовности педагогов к использованию цифровых технологий в образовательном процессе при обучении студентов. К июню 2019 г. будут внесены в профстандарт педагога обязательность повышения квалификации с учетом современных тенденций в области преподаваемого предмета (по цифровой экономике)
  2. Массовое повышение квалификации преподавателей и учителей: с июля 2018 г. по июнь 2020 г. должно быть проведено массовое повышение квалификации, подготовки и переподготовки педагогов, в том числе с учетом стандартов «Ворлдскиллс Россия» по приоритетным для цифровой экономики компетенциям. Разработаны программы повышения квалификации, профессиональной подготовки и переподготовки педагогов с учетом стандартов «Ворлдскиллс Россия» по компетенциям, приоритетным для цифровой экономики, в том числе разработаны не менее 30 онлайн- курсов для преподавателей. Не менее 5000 педагогов ежегодно должны будут пройти программы повышения квалификации и ко второму кварталу 2020 г. не менее 30% преподавателей должно быть пройдено обучение и освоены на установленном уровне ключевые компетенции цифровой экономики.
  3. Продолжится внедрение в образовательный процесс онлайн-курсов и общая «цифровизация» образования: с октября 2018г. по октябрь 2019г. будет проведен выбор авторов и разработка программ повышения квалификации, переподготовки и непрерывного профессионального развития педагогов, обеспечивающих их готовность к реализации современных моделей образовательного процесса, в формате онлайн - курсов. Региональные центры компетенций в сфере онлайн - образования (10 РЦК) продолжат в 2018-2019 гг. массовое повышение квалификации преподавателей по тематике онлайн-обучения. Каждый РЦК должен обеспечить в 2018 году повышение квалификации не менее 5 000 человек, в 2019 году – не менее 10 000 человек. Число обучающихся образовательных организаций, прошедших обучение на онлайн-курсах для формального и неформального обучения должно составить в 2020 г. 6 млн. человек, в том числе студентов вузов и колледжей 3 млн. 100 тыс., а студентов и слушателей, получивших перезачет в образовательной организации по результатам обучения на онлайн-курсе не менее 300 тысяч [4] .

Времена изменились, и цифровая экономика требует не добросовестных исполнителей, а грандиозных новаторов, не только приспособившихся к меняющемуся миру, но и меняющих этот мир.

Библиографический список

  1. Что такое традиционное обучение -http://www.mtelegin.ru/tradition/trobuchenie?start=17
  2. 12 шагов для исцеления системы образования - https://newtonew.com/school/12-shagov-dlya-isceleniya-sistemy-obrazovaniya
  3. Иванов, Д.И. Профессиональная компетентность учителя/ Д.И. Иванов //Биб-ка ж. «Директор школы».-2007.-№6.-С.54-57.
  4. Сергей Тимкин, директор ИНОО ОмГУ, исп. директор Ассоциации ОмРЭУ Цифровая экономика и цифровое образование: что меняется для преподавателей и учителей?. - http://openedu55.ru/mod/forum/discuss.php?d=244#p276

Оригинал работы: Роль преподавателя в условиях цифровой экономики




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*