Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПо определению доцента кафедры теории и истории культуры Московского государственного педагогического университета, кандидата педагогических наук, пианистки, Кубанцевой Е.И., аккомпанемент – это музыкальное сопровождение, дополняющее главную мелодию, служащее гармонической и ритмической опорой солисту и углубляющее художественное содержание произведения.
В отличие от аккомпанемента вокалисту, где нужно уметь отходить на второй план, инструментальный аккомпанемент находится почти на равном положении с солистом. Ведь не случайно в музыкальных колледжах и высших учебных заведениях дисциплины, изучающие аккомпанемент, имеют разное название: аккомпанемент солистам-вокалистам – «концертмейстерский класс», а аккомпанемент солистам-инструменталистам – «камерный ансамбль».
Во время исполнения произведения важно помнить, что солист и концертмейстер исполняют одно и то же произведение, фактура которого лишь разделена на две составные части. А в концертном или конкурсном выступлении, являющимся итогом и кульминационным моментом всей проделанной работы над музыкальным произведением, главная цель – совместно с солистом раскрыть музыкально-художественный замысел произведения при высочайшей культуре исполнения сочинения.
Но до того как произведение может быть исполнено на сцене, должна быть проделана огромная, длительная, сложная, но очень интересная работа преподавателя, учащегося – солиста и концертмейстера.
В деятельности концертмейстера объединяются педагогические, психологические и творческие функции.
Для работы концертмейстеру необходимо владение основами теории и практики концертмейстера, формирование навыков и умений аккомпанирования, достаточно высокое развитие музыкальных способностей, включающих в себя следующее: музыкальный слух, музыкальную память и метроритмику; туше, являющееся, пожалуй, главным «козырем» для концертмейстера; педализацию, которая зависит полностью от профессиональных умений пианиста или учёт принципов педализации для концертмейстеров-баянистов или аккордеонистов; так же необходимо знание произведений разных стилей и композиторов, а так же определённые философско-эстетические воззрения, эмоциональность и волевые качества .
Творческая деятельность концертмейстера включает в себя две составляющие: рабочий процесс и концертное исполнение.
Рабочий процесс можно условно разделить на четыре этапа:
1 этап – работа над произведением в целом. Задачей этого этапа является создание музыкально-слуховых представлений при зрительном прочтении нотного текста произведения. Профессионализм концертмейстера во многом зависит от его способностей, в данном случае – навыки визуального прочтения партитуры, а так же внутренний слух, т.е. умение зрительно определять её особенности. На первом этапе концертмейстер разбирает форму произведения, постигает замысел композитора, проникает в его характер.
2 этап – индивидуальная работа над партией аккомпанемента, включающая: разучивание фортепианной партии, отработку встречающихся трудностей , выразительность динамики, точную фразировку, профессиональное туше. Огромное значение имеет владение основами фортепианной культуры. Успех и свобода концертмейстера будут полноценными только после тщательно отработанной и откорректированной партии фортепиано, баяна или аккордеона. Так же на этом этапе концертмейстеру необходимо проработать и партию солиста, т. е. проанализировать её особенности, изучить мелодическую линию, смысл и динамику развития, точность фразировки.
3 этап – работа с солистом. Предполагается безупречное владение концертмейстера своей партией, совмещение музыкально – исполнительских действий, наличие интуиции, знание партии солиста. Важную роль играет быстрая реакция, включающая умение слушать партнёра при совместном исполнении произведения. Постоянное внимание и предельная сосредоточенность на данном этапе должны соблюдаться в равной степени. Концертмейстер помогает преодолевать все трудности, возникающие у солиста в процессе совместной работы, а именно: проблемы дыхания, фразировки, звуковедения, ритмических особенностей произведения. Следует подчеркнуть большое значение единства музыкальных взглядов и исполнительского замысла у концертмейстера и солиста. А в нашем примере работы с учащимися, это, конечно, единство взглядов с преподавателем-инструменталистом. При этом концертмейстер должен осознавать, что он является лишь посредником между педагогом-инструменталистом и учащимся и не имеет права вмешиваться в сугубо инструментальные, так сказать «узко-технологические» вопросы. Безусловно, концертмейстер может высказывать своё мнение по поводу динамического плана и других вопросов, но принимать ли их к сведению – дело преподавателя. В этом заключается одна из сложностей в работе концертмейстера – ему приходится приспосабливать своё видение музыки к исполнительской манере солиста, нужно выработать особую чуткость, уважение и такт по отношению к намерениям партнёра, пусть даже совсем юного и не опытного и донести до слушателя единую концепцию произведения. Удобство, которое обеспечивает солисту чуткий партнёр – концертмейстер, естественное и органичное слияние во время игры – это основные условия для совместной работы, главные из всех составляющих качеств профессии концертмейстера.
4 этап - рабочее (репетиционное) исполнение произведения целиком: создание музыкального исполнительского образа. Основной целью на данном этапе является создание единого музыкально – художественного образа солиста и концертмейстера. Именно этот последний рабочий этап определяет предварительный настрой солиста и концертмейстера на концертное выступление и служит, по сути, репетицией исполнения произведения целиком.
Для наилучшего исполнения произведения концертмейстер должен ознакомиться не только с данным произведением, но и с композиторским стилем автора, с особенностями оркестровки, гармонического языка. Это необходимо потому, что в репертуаре солистов включены сочинения авторов, не исполняемых в классе фортепиано, баяна или аккордеона. Очень помогает в этом слушание произведений в оригинальном исполнении великих мастеров на аудио и видеозаписях.
Итогом и кульминационным моментом всей проделанной работы концертмейстера и солиста является концертное исполнение.
Во время концертных выступлений с учащимися концертмейстер берёт на себя роль ведущего и, следуя выбранной концепции, помогает партнёру, вселяет в него уверенность, стараясь не подавлять, а сохранять его индивидуальность. В процессе исполнения концертмейстер – опора для солиста, его гармоническая основа и фактурное богатство. Поэтому у концертмейстера должно быть развито умение вести партнёра за собой, придавая музыке художественное движение.
Особенно внимательным концертмейстер должен быть в кульминациях, чтобы поддержать солиста. Это имеет очень большое значение, ибо не чуткий концертмейстер, по высказыванию Е.М. Шендеровского, напоминает тяжёлую телегу, которую с трудом везёт лошадь и телега мешает ей идти.
От мастерства и вдохновения концертмейстера почти всегда зависит творческое состояние солиста.
Перед концертным, а особенно конкурсным выступлением концертмейстер должен осознавать, что несёт ответственность не только перед слушателем, не только перед автором сочинения, но и перед преподавателем, в паре с которым готовил выступление, перед самим собой, а самое главное – перед своим партнёром – солистом.
В этот ответственный момент концертмейстер должен мобилизовать все свои силы для преодоления чувства волнения, а иногда и просто чувство страха, настроиться психологически, быть требовательным к себе, чрезвычайно внимательным. При этом необходимо суметь сохранить исполнительскую индивидуальность, эмоциональный подъём, творческую волю и артистизм, помогая тем самым сгладить нервную обстановку, которая обычно возникает перед конкурсным выступлением.
Эмоциональное состояние концертмейстера, его темперамент и вдохновение влияют на исполнительский процесс в целом. Концертмейстер в процессе исполнения музыкального произведения одновременно с игрой на инструменте должен помогать солисту показами. Мимикой, жестами он передаёт живущую в его воображении яркую фантазию. Артистизм концертмейстера раскрывается в сценических движениях, сценическом перевоплощении.
Безусловно, все сценические движения концертмейстера должны быть связаны с содержанием исполняемого музыкального произведения. Тем самым концертмейстер сможет добиться от солиста эмоционального сопереживания, ответной реакции, подчинить его своему воздействию, а так же повлиять на процесс восприятия слушателями.
Учитывая тот факт, что в музыкальной школе концертмейстер работает с детьми, необходимо помнить, что на каждом выступлении присутствует фактор внезапности. Маленький солист может внезапно забыть текст, перейти на исполнение следующей части, забыть о вступлении концертмейстера и т. п. Поэтому концертмейстеру необходимо видение всего произведения в целом, знание всей трёхстрочной партитуры.
Концертмейстер должен уметь быстро перестроиться по ходу исполнения, мгновенно принять творческие решения. А при исполнении нескольких произведений подряд, как это бывает на конкурсах и академических концертах, уметь перестроиться между произведениями, не потеряв при этом единую линию исполнения.
При работе с ансамблем задачи концертмейстера несколько усложняются. Ансамбль не может состояться, если концертмейстер не знает специфику инструментов своих партнёров – законов звукоизвлечения, дыхания, техники. При работе с ансамблем концертмейстер должен выработать в себе дирижёрские качества: тембральный слух, представление об оркестровом звучании, умение вести за собой целый ансамбль исполнителей, задать темп, характер произведения, следить за развитием партии соло, всегда держать солистов в поле зрения.
Все эти не простые задачи выполнимы и решаемы гораздо легче и органичнее, когда солист, либо ансамбль и концертмейстер работают совместно длительное время. При этом рождается общий для них исполнительский план: соотношение темпов, динамики, фразировки;и работа над музыкальным произведением приносит высокие результаты на конкурсах и экзаменах.
Используемая литература:
1.Кубанцева Е.И. «Концертмейстерский класс – учебное пособие» -М.: Академия, 2002. – 192 с.
2.Шендерович Е.М. «В концертмейстерском классе. Размышления педагога» - М.: Музыка, 1996. – 203 с.
Оригинал работы: Основные принципы и проблемы концертмейстерского искусства
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.