Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Использование выставок в работе с читателями – детьми

06.05.2019 855 1295
Колесникова Марина Александровна
Колесникова Марина Александровна, преподаватель

Краева Анна Валерьевна
Краева Анна Валерьевна, студент

Вятский колледж культуры

Библиотечная выставка – это средство раскрытия библиотечного фонда, информирования о новых документах и пропаганды лучших документов; это комплекс специально отобранных и систематизированных произведений печати, других документов, предлагаемых читателям для обозрения и ознакомления с ними [1, c. 77].

Выставки – это достаточно молодая форма библиотечной деятельности. Ведь со средних веков и вплоть до XVIII века библиотеки не нуждались в раскрытии своих библиотечных фондов.

Но с увеличением количества документов, их стало всё труднее выставлять на вид. Тем более к концу XIX число пользователей увеличилось в несколько раз. Стало необходимым пересмотреть работу библиотек.

Изменения внутри библиотечного пространства потребовало то, что в конце XIX начале XX в. началось обслуживание массового читателя. В XIX в. В практику европейских стран вошли выставки, где главным экспонатом становились книги [3, с. 18].

История выставочной деятельности библиотек в Росси началась с выставок, которые носили музейный характер и были немногочисленны: на них демонстрировались наиболее ценные экземпляры из книжных сокровищ библиотеки. Их появление относят к 50 годам XIX века в Императорской публичной библиотеке в Санкт – Петербурге и в некоторых других. Эта библиотека создавала и передвижные выставки [2, c. 111].

Однако во всех остальных публичных библиотеках выставочная деятельность фактически отсутствует. Только к XX веку набирает популярность так называемая народная выставка сочетавшая в себе передвижной музей, лекторий и выставку. Посетителям такой выставки позволялось брать книги на дом, или читать их прямо в помещении. Но распространение таких выставок ограничилось всего на паре – тройке губерний.

После Октябрьский революции 1917 г. начинается масштабная пропаганда по важным вопросам посредством книжной выставки. В их организации отсутствовала какая – либо методика. Однако спустя несколько лет, благодаря усилию пропаганды, книжные выставки приняли колоссальный размах, особенно в красноармейских библиотеках. Выставки в красноармейских библиотеках имели четкую философски-пропагандистскую установку. Организовывались тематические («предметные») выставки; «ударные столы» (к юбилейным датам, кампаниям); выставки «боевых книг», то есть книг, пропаганда которых велась наиболее активно.

С 20-х гг. выставки становятся популярными во всех типах библиотек. Выставочная деятельность становиться более разнообразной. Самым главным и основным типом становятся тематические выставки. Широкое распространение получили выставки, в которых представлены новые поступления. Выставочная деятельность стала популярным наглядным методом рекомендации книг.

В 30-40-е гг. был обобщён опыт различных библиотек, появился ряд рекомендательной литературы, в которой описаны важные теоретические положения и рекомендации. Их написали известные библиотечные деятели того времени: Д. А. Валика, А. Я. Виленкин, Ю. В. Григорьев. Е. Н. Медынский. Е. И. Хлебцевич, М. Я. Фридьева и другие.

В годы Великой Отечественной войны стали организовываться тематические выставки: о героическом прошлом страны, о прошлых победах, о героях, так же популярной литературы по освоению новых профессий, по огородничеству и т. п.

В 50—80-е гг. выставки начали использоваться в качестве дополнения к многим мероприятиям. Самыми популярными выставками того времени становятся выставки новых поступлений.

Наибольшую популярность выставки получили в конце 80-х начале 90-х гг. XX века. В то время очень сильно увеличивается количество издаваемой литературы. Выявление новых активных и выразительных форм привел к появлению в 1990-е гг. таких форм выставочной работы, как выставки возвращенных книг, выставки одной книги, «говорящие» выставки. Использовались также интерактивные формы выставочной деятельности: премьера выставки, выставка-диалог, выставка-экскурсия и т. п.

В современном мире дети всё реже читают книги. А поскольку глубокие читатели рождаются в детстве, то и среди взрослых их остаётся всё меньше. Именно поэтому современная библиотека старается привлечь маленьких читателей всеми силами [4, с. 40].

В работе с читателями – детьми выставки используются в разных направлениях.

Во- первых, в организации библиотечной среды. В библиотеках расширяется пространство, например, стеллажи расставляются полукругом или в форме широкого, полого полуцилиндра. Располагая пространство таким образом, внутри можно расположить места для отдыха, просмотра журналов, индивидуальных игр.

Библиотечная среда влияет на читателя при входе в вестибюль, где дети могут увидеть различные иллюстрации. Это первое помещение, от культуры оформления которого зависит восприятие всей библиотеки. Вестибюль заманивает, привлекает посетителя, настраивает на работу и вместе с тем выполняет функцию – сориентировать человека в пространстве, указать направления движения, проинформировать о текущей работе, массовых мероприятиях, послужить зоной отдыха. Через вестибюль проходят все читатели, его информация ориентирована на массового потребителя. Здесь самая актуальная информация: перечень выполняемых услуг, анонс мероприятий на текущий месяц, перечень действующих клубов по интересам, выписываемых библиотекой периодических изданий, «Календарь знаменательных, памятных дат», юбилеев писателей, заметки для родителей и т. д.

Создавая комфортную информационную среду, библиотекари используют, в первую очередь, наглядность. Перед читателем предстаёт целый ряд ярких плакатов: «Приглашаем в Книжкин дом», «К услугам читателей», «Полезные 2 советы», «Получить информацию в библиотеке помогут...», «Для вас, ребята», «Из правил пользования детской библиотекой», «Как выбрать книгу», «Библиотека предоставит тебе множество источников», «Мы рады видеть вас в библиотеке».

Информационный стенд нельзя располагать слишком высоко, нужно учитывать рост ребенка. Для библиотеки пространственные элементы, например, информтумба, намного интереснее и привлекательнее, так как необычное детям нравится больше, они с удовольствием обходят вокруг предметов.

Детское пространство библиотеки соответственно выделяется территориально. Детские библиотеки оформляют помещение в виде сказочной избушки или русской печи, на которой сидит Емеля. Куклы, сказочные персонажи гармонично сосуществуют с книгой, придавая библиотечному пространству уютный, обжитой вид. Для читателей-малышей их уголок фонда можно оформить и озаглавить так: «В стране Почемучляндии», где книги расставлены по системе ББК. Это позволяет уже в раннем возрасте познакомить читателей с основами расстановки фонда в библиотеке. За основу можно взять произведение «Приключение Незнайки и его друзей». Художник оформляет красочные картинки с изображением известных героев этого произведения, которые и помогают попасть в тот или иной раздел ББК. Естественные науки представлены следующими разделами: «В лаборатории математика Знайки», «В гостях у Звездочёта», «По лесным тропинкам с охотником Пулькой»; технические - «В мастерской у знаменитых механиков Винтика и Шпунтика», «В ателье у Кнопочки», «В меню у Пончика и Сиропчика»; литература по медицине - «Советы доктора Пилюлькина»; Общественные и гуманитарные науки - «В гостях у историка Знайки», «Встреча с милиционером Свистулькиным», художественная литература - «Детям на потеху»; искусство - «Палитра художника Тюбика» и «Музыкальный салон Гусли».

Разделители на стеллажах – еще один способ помочь сориентироваться в фонде свободного доступа. Их задача – притягивать внимание к области знания, теме, жанру или конкретному лицу. Поэтому разделители здесь могут быть цветными, красочными, с крупными рисунками, портретами, фотографиями. Можно сделать их объемными. Тогда они принимают форму домика, животного, героя сказки. И хотя такие разделители недолговечны, но рекламно - информационную задачу свою выполняют.

Можно интересно оформить стены, стеллажи, используя нетрадиционные материалы, например, кусочки ткани, меха, веревки, игрушки, самодельные бумажные скульптуры. Разные комбинации этих материалов дают оригинальный эффект. Например, пышная деревянная резьба «сказочных» стен, керамические сцены из сказок, мультфильмов, истории музыки и т.д.

В библиотеке могут быть выделены различные функциональные зоны: зона отдыха или зеленая зона, зона периодики, библиографическая зона, информационная зона, семейная зона, зона уединения и т.д.

К расстановке фонда, тем более, если к нему организован свободный доступ, обычно предъявляют ряд обязательных требований:

- быть наглядным и красочным;

- быть понятным и библиотекарю, и читателю;

- создавать всем максимальный комфорт при поиске нужного документа;

- обеспечить читателю свободу просмотра и выбора нужного документа, возможность «рыться в книгах» [5].

Во – вторых, выставки активно используются в индивидуальной работе с читателями - детьми.

Выставки в индивидуальной работе с ребёнком преследуют несколько целей:

• раскрыть индивидуальные способности ребёнка;

• создать условия для активного участия в жизни группы семей воспитанников;

• повышать познавательный интерес воспитанников, через свои достижения и их сверстников;

• расширение кругозора детей и творческих способностей.

В индивидуальной работе очень важно сотрудничество детей и взрослых. Дети беззаботны, доверчивы, радостны, непосредственны, искренни, отзывчивы, благодарны, незлопамятны, нестандартны в оценках, спонтанны в поведении, подвижны. Общение с детьми, особенно со школьниками младших классов, представляет для взрослого человека проблему подчас именно из-за отличия детской психологии от психологии взрослого человека. Характер взаимодействия должен быть на взаимном обмене и обогащении информацией, чувствами, ценностями.

Что бы выставка прошла хорошо, должны соблюдаться определённые правила:

Эмоциональный фон общения: радость, удивление, восхищение, спокойствие, нежность, доверие. Незабываемыми для детей оказываются радостные переживания. Они могут быть связаны с различными событиями и делами. Особенную радость предоставляют сюрпризы, сказки, игры (в том числе подвижные), творчество, общение, обращение к детям по имени, искренние ласковые слова.

Второй этап - установление контакта с детьми, который включает знакомство, создание атмосферы доверительного общения и доброжелательности, преодоление негативных эмоциональных барьеров и т.д. Эффективное взаимодействие достигается путем введения правил общения: «не мешать другим», «быть здесь и сейчас». Эмоциональный контакт структурируют взаимодействие участников, помогая избегать негативных ситуаций, поддерживать спокойную, доброжелательную атмосферу на занятиях. Спонтанные реакции детей при этом следует не подавлять, а преобразовывать в конструктивном направлении.

Третий этап – взаимопонимание. При понимании и принятии целей совместной деятельности становятся возможными диагностика педагогом или психологом, ведущим занятия, индивидуально-типических особенностей детей и понимание учениками своего учителя. Отношения строятся таким образом, чтобы от спонтанных реакций в чувствах, мыслях, поведении перейти к совместному творчеству, сотворчеству.

В- третьих - выставки используются в массовой работе с читателями – детьми.

Массовая работа вобрала в себя многолетние духовые библиотечные традиции. В творческих лабораториях библиотек, методических центрах, школах накоплен богатейший опыт проведения мероприятий, различных по содержанию, методике, идет поиск наиболее эффективных моделей с учетом разнообразия профессиональных, интеллектуальных и любительских запросов читателей. Современный комплекс форм и методов массовой работы базируется на лучших традициях отечественной теории и практики, опирается на общие методические приемы и требования к её организации и проведению.

Книжная выставка - широко распространенная в библиотеке оперативная форма массовой работы. Выставка может быть частью массового мероприятия: вечера, обзора литературы. Выбор литературы для них определяется задачами, которые решает библиотека в идейно-политическом, нравственном, трудовом, эстетическом воспитании юношества, в помощь самообразовательному чтению школьников и студентов. Эта форма наглядной пропаганды литературы. Выставка экспонируется в течение определенного времени. Она призвана возбудить у читателя интерес к литературе, а также к вопросам и темам, которые раньше не привлекали его внимания. Выставка показывает ребятам, как много есть в библиотеке книг, журналов и газет, в которых можно найти ответы на их многочисленные вопросы.

На выставке библиотекарь знакомит читателя не только с книгами, но и с материалами газет и журналов, объединенными общей темой.

Организуются книжные выставки, посвященные крупным событиям в жизни страны и за рубежом. Тематика выставок может быть связана с изучением предметов школьной программы, с вопросами, которые волнуют читателей. Для выявления важных аспектов темы могут быть полезны совету учителей школы, знакомство с новейшей литературой по данному вопросу.

По выставке нужно обязательно провести обзор. Для побуждения интереса к представленным книгам библиотекарь использует различные приемы: чтение или пересказ отдельных эпизодов, вопросы к читателям [5].

Выставки используются в справочно – библиографическом обслуживании читателей, т.е. при выполнении разовых запросов. На выставке могут быть представлены новые издания, которые удовлетворяют информационные потребности в новой литературе. На выставке могут быть предложены книги по актуальной проблеме, которые удовлетворяют потребности в литературе по конкретной теме.

Таким образом, выставка используется в разных направлениях работы с детьми. Она играет важную роль в организации фонда библиотеки, индивидуальной и массовой работе с детьми, в справочно – библиографическом обслуживании.

 

Список использованной литературы

Библиотечное обслуживание [Текст]: учебное пособие И. А. Санникова// Методический журнал «Культура и образование»: о теории к практике. - Киров: Вятский колледж культуры. – 2018. – 112с.

8. Библиотечное обслуживание: теория и методика [Текст]: учебник/ под ред. А. Я. Айзенберга. – Москва: Московский государственный университет культуры и искусств; Либерия, 1996. – 200 с.

Забаровская, Н.В. Выставочная деятельность публичных библиотек [Текст] / Н. В. Забаровская. - Санкт - Петербург: Профессия, 2004. 2004.-224с.: ил.- (Библиотека) Библиография: с.159-163 и в приложении.

Копеина, Л. Именинный торт Карлсона [Текст]: технология создания запоминающейся экспозиции книги – юбиляра / Л. Копеина // Библиополе. -2017. - № 9. - С. 40-42.

Особенности информационно-библиографической работы в детской библиотеке [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.prishvinka.ru/kolegi/master/bibl/os2.pdf.

 

Оригинал работы:

Использование выставок в работе с читателями – детьми




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*