Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Формы современного урока

06.05.2019 543 991
Андреев Андрей Иванович
Андреев Андрей Иванович, мастер производственного обучения

Урюпинский агропромышленный техникум

Личностно  ориентированный  урок

Личностно ориентированный урок в отличие от традиционного в первую очередь изменяет тип взаимодействия  «мастер-обучающийся». От командного стиля  мастер переходит к сотрудничеству, ориентируясь на анализ не столько результатов, сколько процесса деятельности  обучающегося. Позиция  обучающегося: от прилежного исполнения – к активному творчеству, рефлексивное мышление, то есть нацеленность на результат. Меняется и характер складывающихся на уроке отношений. Главное же в том, что  мастер не только дает знания, но и создает условия для развития личности  обучающегося.

Основные различия традиционного и личностно - ориентированного уроков

Традиционный урок

Личностно ориентированный урок

1. Целеполагание: вооружить обучающихся твердыми знаниями, умениями и навыками. Формирование личности является следствием этого процесса и понимается как развитие психических процессов: внимания, мышления, памяти. Дети работают во время опроса, потом «отдыхают».

1. Целеполагание: развитие обучающихся, создание таких условий, чтобы на каждом уроке формировалась учебная деятельность, превращая его в субъекта, заинтересованного в учении, саморазвитии. Обучающийся  работает весь урок, имеет место постоянный диалог « мастер – обучающийся ».

2. Деятельность  мастера: показывает, объясняет, раскрывает, диктует, требует, доказывает, упражняет, проверяет, оценивает. Центральная фигура –  мастер. Развитие   – абстрактное, попутное.

2. Деятельность  мастера: организует учебную деятельность, в которой обучающийся  ведет самостоятельный поиск.  мастер объясняет, показывает, напоминает, намекает, подводит к проблеме, иногда сознательно ошибается, совещается, предотвращает. Центральная фигура – обучающийся .

3. Деятельность  обучающегося: объект обучения, на который направлено воздействие  мастера. Знания, умения и навыки обучающийся  получают за счет психических возможностей (памяти, внимания), а чаще нажима  мастера, заучивания, нередко, нажима родителей.

3. Деятельность  обучающегося: обучающийся  является субъектом своей деятельности. Используются методы проблемно-поискового и проектного обучения, развивающего характера.

4. Отношения « мастер – обучающийся » субъект-объектные.  мастер требует, заставляет, грозит контрольными и экзаменами. Обучающийся  приспосабливается к каждому  мастеру, лавирует, отлынивает, иногда даже учит. Обучающийся  – лицо второстепенное.

4. Отношения « мастер – обучающийся » субъект-субъектные. Работая со всем  группой,  мастер, фактически, организует работу каждого, создавая условия для развития личностных возможностей  обучающегося, включая формирование его рефлексивного мышления и собственного мнения.

Подходы  к организации  личностно ориентированного урока

Направления деятельности  мастера

Пути и средства реализации

 Обращение к субъектному опыту обучающихся

1. Выявление этого опыта путем постановки вопросов: как он это делал? Почему? На что опирался?

2. Организация через взаимопроверку и выслушивания обмена содержанием субъектного опыта между  обучающимися.

3. Подведение к правильному решению через поддержку наиболее соответствующих ему версий обучающихся.

4. Выстраивание нового материала с опорой на высказывания, суждения, понятия.

Применение на уроке разнообразного дидактического материала

1.Использование  мастером различных источников информации.

2.Побуждение обучающихся к выполнению проблемных учебных заданий.

3. Выполнение заданий различного типа, вида и формы.

4. Стимулирование обучающихся к выбору такого материала, который бы соответствовал их личным предпочтениям.

5. Применение карточек с описанием основных учебных действий и последовательности их выполнения, то есть технологических карт.

Характер педагогического общения на уроке

1.Уважительное и внимательное выслушивание отвечающего независимо от уровня его успеваемости.

2. Обращение к  обучающемуся по имени.

3. Беседа   не свысока, а «глаза в глаза».

4. Поощрение в   независимости, уверенности в себе при ответе.

Активизация способов учебной работы

1.Стимулирование обучающихся   к применению различных способов учебной работы.

2.Анализ всех предлагаемых способов и вариантов решения проблемы.

3.Выявление значимых способов, избираемых обучающимися.

4. Обсуждение наиболее рациональных способов – не хорошо или плохо, а что в данном способе положительно.

5. Оценивание результата и процесса.

Педагогическая гибкость  мастера в работе с обучающимися на уроке

1. Создание атмосферы «включенности» каждого  обучающегося в процесс.

2. Предоставление  обучающемуся возможности выбора

3.Создание условий для самостоятельности


Урок развивающего обучения

       Под развитием следует понимать последовательное, поступательное изменение качественных характеристик  обучающегося: физических, физиологических, психологических, духовных.

Как сделать урок развивающим?

       Во-первых, заменить репродуктивную вопросно-ответную систему урока и типы заданий на более сложные, выполнение которых задействует самые разные психические процессы и состояния, делая их востребованными. Этому способствуют: проблемные вопросы, поисковые задания, задания на наблюдения, решение практических задач, исследовательские задания.

       Во-вторых, изменить характер объяснения нового материала, превратить его в проблемное, эвристическое, стимулирующее к поиску. Попробуйте подать учебный материал так, чтобы непременно побудить обучающихся задавать вам вопросы. Когда этого удастся добиться, можно считать эту задачу выполненной.

Целесообразно использовать учебные задачи. Это форма предъявления  обучающимся учебного материала, требующая от них высокой умственной самостоятельности при ее освоении. Возможные типы учебных задач: на поиск способов решения; на поиск сходства и различия с явлениями, изученными ранее; на выработку понятий; на разработку определений; на поиск доказательств; на выдвижение и проверку гипотезы; на опровержение позиции; на различение известного и неизвестного; на выведение правил и др. Это не то, что решение типа «вспомни ответ». Процесс познания и усвоения проходит в самообучении, на основе активной субъектной позиции  обучающегося.

В-третьих, вовлечь  обучающихся в самоуправление и саморегуляцию познавательных процессов на уроке и вне его. Для этого: привлекать их к постановке задач урока, разработке плана его проведения, контролю и самоконтролю, рефлексии познавательной деятельности, к оцениванию, самооцениванию, взаимооцениванию результатов деятельности.

В-четвертых, осуществлять мониторинг развития  обучающихся. Например: изменение отношения к учебе, состояние памяти, внимания, восприятия, мышления каждого  обучающегося.

Главное условие развивающего обучения на уроке – технологический подход к решению любых заданий. Технологичность выполнения предусматривает наличие таких практических умений, как умение ставить цель, искать и формулировать противоречие, разрабатывать гипотезу, составлять план решения, проверять правильность своих действий и оценивать их.

Действия  мастера, направленные   на создание развивающей среды урока

Поощрять за попытки сделать что-то самостоятельно.

Демонстрировать заинтересованность в успехе обучающихся по достижению поставленных целей.

Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от окружающих.

Побуждать к опробыванию других способов мышления и поведения.

Включать обучающихся в различные виды деятельности, способствующих развитию у них различных способностей.

Создавать формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных обучающихся и поддерживать их активность.

Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

Учить не бояться высказывать свое понимание проблемы, особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

Учить  обучающихся задавать вопросы и высказывать предложения.

Учить выслушивать и стараться понять мнения других, но иметь право не соглашаться с ними.

Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы, способности.

Доводить до полного понимания обучающимися критериев оценки результатов их работы.

Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, выполняя свою часть работы.

Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

Позволять  обучающимся находить свое место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

Делиться с  обучающимися своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

Показывать  обучающимся, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

Воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания.

Поддерживать обучающихся, когда они делают ошибки и помогать справляться с ними.

Показывать относительность любого знания.

Демонстрировать  обучающимся, что признание того, что я чего-то не знаю, не умею или не понимаю не только не стыдно, но является первым необходимым шагом к знаниям, умениям и навыкам.

Урок-исследование

 Цель учебного исследования: Приобретение обучающимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности. Именно в исследовании наиболее явно выражается процессуально-деятельностный компонент профильного обучения.

Задачи, решаемые с помощью учебного исследования

  • Формирование практического опыта в различных сферах деятельности (предметной, профессиональной, социальной).
  • Формирование аналитического мышления, то есть способности выявить проблему, построить гипотезу, провести наблюдение, сделать обобщение. Выработка представлений о методах научного исследования.
  • Установление взаимосвязи учебных предметов, формирование «надпредметных» знаний. Развитие навыков критического мышления, умения решать проблемы в ситуации неопределенности.

Характерные признаки исследовательского учебного процесса

Проявления исследовательских способностей

Пример их развития на уроке

Продуктивное мышление – генерация множества разнообразных и необычных идей, их развитие и углубление

Работая над  заданием, обучающийся  продумывают разные подходы. Чтобы повысить интерес к заданной   ситуации, можно целенаправленно использовать эффект неожиданности

Коммуникация – сообщение другим людям о своих идеях, чувствах, потребностях. Сюда входят: описание, сравнение, сопереживание (эмпатия), невербальная коммуникация, упорядочение идей.

На занятиях    обучающиеся пишут отчеты о проведенных  работах в различных формах.    

Прогнозирование – предсказания возможных событий либо обращение к прошлому, предположения о событиях, которые могли бы быть. Прогнозирование включает предвидение причинно-следственных связей.

На занятиях    обучающимся предлагается предсказать, что может произойти, если   не выполнить задание.  

Принятие решения – характеристика и оценка ситуации, взвешивание возможных и принятие окончательных решений, выбор решения из ряда альтернатив.

Изучив деятельность ряда передовиков, обучающийся  представляет вариант «идеального  передовика», пользуясь такими критериями, как образование, опыт, масштаб событий, приходящихся на этот период  

Планирование – подбор средств для осуществления замысла, описание того, что необходимо сделать, какие ресурсы для этого понадобятся, описание последовательности действий, характеристика возможных затруднений.

При изучении  задания  обучающиеся на основе возникших у них вопросов предлагается спланировать  работы, которые позволят найти ответы.


Исследовательский метод на традиционном уроке реализуется в трех направлениях:

  1. Включение элементов поиска во все задания обучающихся.
  2. Доказательство того или иного положения изучаемого материала.
  3. Организация целостного исследования, осуществляемого обучающимися самостоятельно, но под руководством и наблюдением мастера (доклады, сообщения, проекты, основанные на самостоятельном поиске, анализе, обобщении фактов).

Семинарское занятие

Место семинаров в системе обучения

Семинар – это относительно самостоятельная организационная форма обсуждения учебного материала. Это групповое занятие   развивающее навыки самообразования и критического мышления. Является обязательной формой образовательного взаимодействия в  образовательном учреждении.

Специфика семинара по сравнению с другими формами учебных занятий:

Преобладающий тип деятельности – продуктивно-преобразующая.

Роль обучающихся – более высокая степень самостоятельности.

Роль  мастера – координатор деятельности, создающий условия для ее продуктивности.

Методы обучения –  преобладание активных методов (ролевые игры, дискуссии, микропрактикумы и др.)

Социализирующая функция – более выражена (развитие коммуникативной культуры, навыков общения, работы в группах, парах,  эмпатии, толерантности).

Структура традиционного семинара

Этап подготовки

  • тема занятия, его образовательные задачи (для  обучающегося);
  • основные вопросы содержания темы, ключевые понятия;
  • обязательная литература для подготовки к занятию (с учетом наличия ее в фондах библиотек  кабинета и учебного заведения);
  • дополнительная рекомендуемая литература для глубокого изучения проблемы;
  • примерный план проведения занятия, методические рекомендации, содержательные материалы, используемые на занятии;
  • темы для самостоятельной работы обучающихся;
  • вопросы и задания для самоконтроля, самопроверки.
  •  

Этап проведения семинара

  • выступление обучающихся;
  • рецензирование выступления;
  • коллективное обсуждение;
  • корректировка ответов.

Заключительный этап семинара

  • подведение итогов;
  • выставление отметок;
  • ответы на вопросы.

Структура нетрадиционной формы  семинарского занятия (деловой игры)

Этап ввода в игру

  • объявление темы и цели
  • формирование групп
  • инструктирование о регламенте семинара и определение игровых ролей   игры                                                                                                                                                                                                                                                      
  • определение задач групповой работы       
  • определение формы предъявление результатов             

Этап игры

  • мозговой штурм (высказывание множества вариантов решения задачи)
  • обсуждение и выбор одного варианта результатов, оформление результатов.
  • выбор формы  предъявление результатов                                                                                             

Этап предъявления результатов

  • выступление групп за регламентированное время 
  • коллективное обсуждение результатов
  • выступление мастера, оценка результатов 

Рефлексия участников

  • коллективная рефлексия
  • письменный вариант рефлексии
  • тестирование
  • парная работа
  • интервьюирование

 

Оригинал работы: Формы современного урока




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*