Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаЦель: вооружить педагогов практическими знаниями по проблеме психологического консультирования
Задачи:
1. Знакомство с простейшими техниками психологического консультирования, необходимыми педагогу для работы с учащимися.
2. Отработка базовой техники психологического консультирования – индивидуальная беседа.
Оборудование: размещение столов и стульев в виде круглого стола, карточки-задания.
План круглого стола.
Знакомство с простейшими техниками ведения беседы:
- правила ведения беседы
- нерефлексивное слушание;
- демонстрация понимания собеседника;
- умение давать советы в недирективной форме;
3. Отработка простейшей базовых техник ведения беседы.
4. Рефлексия
Ход круглого стола.
I. Обсуждение проблемы «Должен ли педагог быть психотерапевтом?»
Ведущий:
Несколько слов о правилах работы за круглым столом:
Данная форма предполагает открытую дискуссию всех участников, в результате которой педагоги должны определить единую позицию по обсуждаемой проблемеи принять единое решение.
2. За круглым столом сегодня будет обсуждаться вопрос: «Должен ли педагог быть психотерапевтом?»
Необходимо выбрать секретаря, который будет записывать на ватмане мнения выступающих. А мнения может быть 2- «Да, потому, что…» и «Нет, потому, что…»
Секретарь в один столбик записывает «Почему, нет…», в другой «Почему, да.. »
И так, начинаем обсуждение по кругу…..
3. Ведущий предлагает свои варианты ответа «Нет» и «Да» Секретарь дописывает эти варианты.
«Нет»
Т.к. оказать профессиональную помощь тому, кто за ней обратился педагог не может и не должен .
“Каждый учитель — психотерапевт”, — сказал однажды с высокой трибуны Д.С. Арбуклэ, но позже, а точнее — через пятнадцать лет, он понял, что это была ошибка, и постарался ее исправить. Позднее из его уст прозвучало, что каждый должен делать свое дело, и делать это грамотно и профессионально. К тому же отношения “учитель—ученик” невозможно построить по принципу “психотерапевт—клиент”
«Да»
1. А если вдуматься, то по своей натуре каждый педагог немножечко психотерапевт. Ведь, общаясь, каждый день с учащимся, педагог, как правило, чувствует настроение своих учащихся. Если большинство из них, скажем, в сонном состоянии, он знает, как активизировать их.
- Вы согласны со мной?
Или, наоборот, если они перевозбуждены, мастер успокоит и настроит на рабочий лад.
- Бывает такое?
Мы не говорим о применении дисциплинарных приемов, мы имеем в виду использование специальных психологических техник, которыми владеет большинство педагогов. Только не догадывается, что это специальные техники.
Возможно, здесь есть и элементы психотерапии: внушение, активизация сильных сторон личности, ситуация “здесь и сейчас” т.е., когда мы решаем проблему студента немедленно, иногда скрывая ее даже от его родителей.
2. Мы знаем, что не каждый студент знает о том, кто такой психотерапевт, чем занимается психолог, но все знают, кто такой преподаватель, мастер, и поэтому часто в первую очередь обращаются к нему.
3. Педагог постоянно проводит индивидуальные беседы, и не только на учебные темы, при этом он тратит свое время, свои силы и, если хотите, свои нервы, стараясь помочь детям.
Исходя из выше изложенного можно сделать вывод: конечно, педагог- это не психотерапевт, но знание элементарных психологических методов и приемов педагогу конечно нужны. А именно, умение применять на практике простейшие базовые техники психологического консультирования (и ничего больше!) сделают работу педагога еще более профессиональной. Владение этими техниками поможет ему без лишних эмоциональных затрат проводить индивидуальные и групповые беседы с учащимися и родителями.
II. Теоретическая часть.
Знакомство с простейшими техниками ведения беседы
Как часто мы
бьемся как рыба об лед, пытаясь доказать кому-то прописные истины. А получить
хороший результат можно гораздо проще, без особых премудростей, лишь делая то,
что уже проверено на практике и что другие уже давно делают.
Чаще всего техники психологического консультирования необходимы педагогу тогда, когда учащиеся обращаются с проблемой личностного плана, которая тем или иным образом отражается на учебной деятельности, например:
— непонимание в семье;
— взаимоотношения с одногруппниками или преподавателями;
— потеря одного из близких людей;
В подобных ситуациях, для создания доверительной атмосферы, навыки активного слушания просто незаменимы:
1 Внимательно выслушать, не перебивая без надобности и не давая советов с первых минут общения (что порой бывает трудно педагогам в силу их статуса и других профессиональных особенностей).
2. В
недирективной форме (в виде вопроса) активизировать учащихся на самостоятельный
поиск решения проблемы.
Задавая вопрос в подобных ситуациях, мы активизируем мыслительные процессы студента. Ведь, наша задача состоит не в том, чтобы все решить за него, а в том, чтобы научить его думать, анализировать и находить выход из сложных ситуаций самостоятельно, хотя бы там, где это возможно.
Часто педагоги имеют тенденцию задавать большое количество вопросов, и делают они это из самых лучших побуждений: чтобы помочь студенту выразить свое состояние, сформулировать мысль, быть более последовательным. Но с другой стороны, вопросы могут увести студента в сторону от того, что он собирался рассказать, и тем самым сделать беседу бесконечной и утомительной.
Чтобы предоставить студенту возможность высказать именно то, что он хотел, вопросы можно формулировать следующим образом:
• Не могла бы ты рассказать об этом подробнее?
• А ты можешь привести пример того, как это происходит?
• И что случилось дальше?
• Есть ли еще что-то важное, что ты забыл рассказать?
Наверное, каждому педагогу приходилось беседовать в доверительном ключе со студентом, когда последний находился в неадекватном для него состоянии: был слишком расстроен, испуган, разгневан. В таких случаях приходится затрачивать много сил, чтобы как-то совладать с эмоциями ученика, найти подходящие слова, вернуть его в привычное состояние. Это можно сделать с использованием базовых техник психологического консультирования, а именно:
- для начала предоставить студенту возможность выразить его эмоции в приемлемой форме.
- продемонстрировать ему свое понимание,
- затем спросить, как он сам собирается справиться с ситуацией, что он собирается делать, и т.д.
Для этого необходимо знать несколько техник.
1. Когда студент выражает свои эмоции мы можем применить технику нерефлексивного слушания – т.е вы слушаете, почти молча, давая обратную связь собеседнику с помощью невербальных средств общения (кивок головы, улыбка, незначительные движения туловищем и пр.) и коротких звуковых фраз: “Да”, “Угу”, “О-о”, “М-м” и т.д.
2. Следующая техника демонстрация понимания собеседника.
для того чтобы продемонстрировать собеседнику свое понимание, выберите подходящий момент беседы, например, когда собеседник жалуется на кого-то или на что-то, когда выражает свое недовольство, сомнения. Выскажите собеседнику свое искреннее понимание в тот момент, когда посчитаете это уместным. Для этого можно использовать фразы типа:
• Я думаю, что я понимаю, как тебе было обидно в тот момент.
• Мне кажется, это ужасно, когда…
• Я согласна с тобой, что это очень нелегко…
3. Техника давать советы в недирективной форме т.е, не очень часто и в форме вопроса:“А что, если ты?..” “А что, если попробовать сделать?..”, “А почему бы не?..”, “Как ты думаешь, может быть стоит?..” и др.
III. Отработка простейшей базовых техник ведения беседы.
Для отработки практических навыков необходимо выбрать участника, который расскажет о какой-нибудь проблемной ситуации, которую вы решали со студентами, коллегами, администрацией.(выбирается участник) А так же участников, которые будут демонстрировать техники нерефлексивного слушания, демонстрация понимания собеседника, давать советы в недирективной форме (выбираются 6 участников, раздаются карточки-задания.).
Остальные должны внимательно наблюдать за участниками диалога и определить, кто какую технику демонстрировал.
Упражнения для индивидуальной работы
«Угу-угу, я слушаю»
Цель: отработка навыка нерефлексивного слушания.
Содержание. В процессе неформальной беседы попробуйте в течение двух-трех минут использовать нерефлексивное слушание. Это означает, что вы слушаете почти молча, давая обратную связь собеседнику с помощью невербальных средств общения (кивок головы, улыбка, незначительные движения туловищем и пр.) и коротких звуковых фраз: “Да”, “Угу”, “О-о”, “М-м” и т.д.
“Понимаю тебя…”
Цель: отработка техники демонстрации понимания собеседнику.
Содержание. Для того чтобы продемонстрировать собеседнику свое понимание, выберите подходящий момент беседы, например когда собеседник жалуется на кого-то или на что-то, когда выражает свое недовольство, сомнения. Выскажите собеседнику свое искреннее понимание в тот момент, когда посчитаете это уместным. Для этого можно использовать фразы типа:
• Я думаю, что я понимаю, как тебе было обидно в тот момент.
• Мне кажется, это ужасно, когда…
• Я согласна с тобой, что это очень нелегко…
“А что, если ты?..”
Цель: отработка умения давать советы в недирективной форме
Содержание: попробуйте дать два совета в недирективной форме (в форме вопроса), которые бы начинались так: “А что, если попробовать сделать?..”, “А почему бы не?..”, “Как ты думаешь, может быть стоит?..” и др.
Обсуждение. Кто и какую технологию демонстрировали участники?.
Легко ли было применять нужную технологию?
Что помогало, а что мешало человеку, который делился своей проблемой?
IV. Рефлексия.
Литература
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.