Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Технологизация образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными стандартами среднего профессионального образования

17.04.2019 217 369
Шлыкова Елена Викторовна
Шлыкова Елена Викторовна, заместитель директора по СПР

Екатеринбургский техникум отраслевых технологий и сервиса

 Результатом профессионального образования в соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами среднего профессионального образования  является формирование у студентов компетенций: комплекса знаний, умений и практического  опыта, которые позволят выпускнику стать конкурентоспособным на рынке труда и успешно профессионально реализовываться в выбранной сфере деятельности.

Таким образом, традиционный подход к профессиональному образованию, ориентированный на передачу обучающемуся прежде всего комплекса знаний и умений, которым владеет педагог, становится не актуальным.
           Соответственно становятся не актуальными и традиционные формы обучения  студентов, преимущественно направленные на усвоение и закрепление знаний и умений, приобретенных в результате изучения конкретных учебных дисциплин, которые часто существовали автономно друг от друга, никак «не работая» на конечный результат: на выпуск специалиста, готового к самостоятельной профессиональной деятельности на рынке труда в соответствии с полученной квалификацией.
         Следовательно, перед педагогами профессионального образования Федеральные государственные стандарты ставят задачу использования в образовательном процессе таких технологий обучения, которые позволяют реализовать компетентностный, то есть практикориентированный, подход к обучению.

В стандарте перечислены виды учебных занятий во взаимодействии с преподавателями: урок, практическое занятие, лабораторное занятие, консультация, лекция, семинар [1].  Это традиционные виды учебных занятий, но задача педагогов –традиционные образовательные технологии изменить качественно: технологически выстроить занятие таким образом, чтобы оно «работало» на конечный результат образования.

Вместе с новыми образовательными стандартами профессионального образования уходит в прошлое принцип количественного преобладания лекций над другими видами учебных занятий. Кроме того, если раньше целью лекции было, прежде всего, информирование (рассказать студенту что? как? и почему?), то цель современной лекции как вида учебного занятия – ориентирование в  потоке  информации на определенную тему: преподаватель в ходе лекции должен не столько сообщать информацию, сколько ставить проблемы, обозначать сложные моменты и ориентировать студентов в том, где именно можно получить сведения по тому или иному вопросу. Для преподавателя, ведущего теоретический курс, функция прямой передачи информации должна перерасти в функцию организатора самостоятельной работы студента по освоению данного учебного материала, формируя компетенцию осуществления поиска, анализа и интерпретации информации, необходимой для выполнения задач профессиональной деятельности [1].

Традиционную лекцию, ориентированную на знаниевую составляющую, можно трансформировать в лекцию, ориентированную на деятельностную составляющую:

  1. Проблемная лекция

       В отличие от информационной лекции, на которой сообщаются сведения, предназначенные для запоминания, на проблемной лекции знания вводятся как нечто «неизвестное», которое необходимо студентам самостоятельно «открыть». Для этого лекция начинается с постановки проблемы, которую в ходе изложения материала  необходимо решить. Такое построение лекции приближает студента к поисковой, исследовательской деятельности, поэтому диалог студента и преподавателя в этом случае необходим, так как преподаватель играет роль проводника или спутника на пути продвижения к решению проблемы.

  1. Лекция-визуализация

 Для организации и проведения данного вида лекций преподавателю необходимо

подготовить визуальный материал: схемы, рисунки, таблицы, диаграммы и т.п. Функция преподавателя в данном случае сводится к связному развернутому комментированию преподавателем подготовленного материала. В данном случае можно организовать самостоятельную работу студентов по переработке текстовой информации в визуальную и наоборот.

  1. Лекция вдвоем

     Это моделирование профессиональной дискуссии двух преподавателей: например, преподавателя (условно «теоретика») и мастера производственного обучения (условно «практика»). Тема для дискуссии должна быть связана с проблемной профессиональной ситуацией и частично знакомой студентам, чтобы вовлекать их в общение и предоставлять возможность высказывать свою точку зрения.

  1. Лекция с заранее запланированными ошибками.

     Преподаватель готовит материал лекции, включая в него наиболее распространенные ошибки, которые делают и студенты, и педагоги, и работающие специалисты. Студенты во время лекции должны обнаружить эти ошибки и отметить их в конспекте. В конце лекции обсуждаются ошибки, обнаруженные студентами, а потом визуализируется полный список ошибок. В данном случае необходимо обязательно обсуждать правильный вариант исправления допущенной ошибки.

  1. Лекция – пресс-конференция

     Преподаватель объявляет тему лекции и просит студентов письменно задавать ему вопросы по данной теме. Студенты формулируют вопросы в течение определенного времени. Преподаватель выстраивает лекцию таким образом, чтобы в ней в логической последовательности присутствовали ответы на поставленные студентами вопросы. Завершить лекцию можно оцениванием вопросов. Подобную лекцию лучше планировать на  начало курса, чтобы выявить круг интересов студентов и их подготовленность к изучению дисциплины, или в конце курса, чтобы обобщить наиболее важные его моменты.

  1. Лекция-беседа

     Преподаватель выстраивает материал лекции таким образом: задается студентам вопрос, выслушиваются ответы, мнения, предположения; затем преподавателем излагается материал в соответствии с уровнем подготовленности студентов к его восприятию.

  1. Лекция с разбором конкретной ситуации

      Преподаватель готовит пример конкретной профессиональной ситуации (письменно, устно, в форме видеозаписи и т.п.),  студенты после ознакомления с материалом  совместно анализируют и обсуждают представленную ситуацию.

  1. Лекция-конференция

     Данная форма лекции требует дополнительной самостоятельной подготовки студентов. Преподаватель определяет темы студенческих докладов, делит учебную группу на минигруппы, распределяет задания для самостоятельной подготовки, обеспечивает студентов списком источников информации. В течение времени, выделенного на подготовку конференции, преподаватель ведет консультационную работу со студентами. Во время проведения лекции-конференции студенты представляют результаты самостоятельной подготовки с последующим коллективным обсуждением. Такую форму лекции лучше проводить при изучении нового, но не очень сложного материала или в конце курса в целях обобщения результатов.

      Практические занятия как традиционная форма организации образовательного процесса тоже должны технологически измениться, чтобы каждое занятие «работало» на конечный результат: развитие общих и освоение профессиональных компетенций. Технологии организации образовательного процесса на практических занятиях достаточно известные, но их практикоориентированный характер почему-то используется не достаточно часто:

  1. Использование кейс-метода

     Процесс обучения с использованием кейс-метода представляет собой решение проблемной профессиональной ситуации (с возможностью вариативности решений) во время проведения практического занятия. Задача преподавателя – подобрать достаточное количество вариантов проблемной ситуации, сформулировать задание к каждой из них. Задача студентов – подготовить решение кейса и публично защитить его, аргументируя выбор решения.

  1. Тренинг

Это совокупность методов развития и закрепления знаний и умений.

     Преподавателю необходимо запланировать СИСТЕМУ тренингов, так как цель тренинга – развитие умения до уровня автоматизма при неоднократном выполнении системы заданий с обязательным нарастанием их сложности. Затем разработать задания, их варианты, а так же алгоритм  выполнения. Успешность может быть достигнута студентами только при выполнении всей системы заданий.

  1. Выполнение практического задания с временными ограничениями ресурсов

(например, ограничения в использовании информации, в использовании материалов, инструментов и т.п.; ограничение времени для выполнения задания, ограничения в выборе методик, механизмов и т.д.).

  1. Групповое решение творческих задач.

     Преподаватель готовит комплекс  (для обеспечения вариативности) творческих заданий, делит группу студентов на подгруппы, объясняет алгоритм выполнения задания и в процессе его выполнения координирует работу групп, консультирует при необходимости. Завершается занятие защитой результатов выполнения задания.

  1. Семинар

     Преподаватель разрабатывает и сообщает студентам вопросы для работы на семинаре, список источников информации для подготовки. Студенты самостоятельно индивидуально готовятся к семинару. Во время проведения занятия преподаватель проводит фронтальный опрос студентов;  кто-то из обучающихся дает полный развернутый ответ на вопрос, кто-то дополняет. Важно, чтобы участие в семинаре приняли все студенты группы. Завершается занятие самооценкой, взаимооценкой и экспертной оценкой работы каждого студента во время семинара.

  1. Деловые игры: имитационные, ролевые

     Это может быть воссоздание деятельности и отношений людей, моделирование и имитация конкретных ситуаций из реальной жизни (социальной и профессиональной), свободная импровизация, неподчинённая жёстким правилам.

    Этапы организации ролевой игры:

- подготовка: определение проблемы, выбор участников, распределение ролей;

- само игровое действие;

- подведение итогов: обобщение результата, самооценка и взаимооценка участия (но не результата, который был определен ролью).

    Педагог при организации практического занятия в форме игры должен подробно проинструктировать учащихся об условиях игры; обеспечить самостоятельную работу учащихся без помощи педагога (педагог вмешивается в случае конфликта мнений); не навязывать своё мнение; дать понять студентам, что не всегда ситуация может иметь однозначное решение, существуют ситуации, имеющие разные варианты решения.

    Все выше описанное, конечно, не может объять все разнообразие методов, форм, приемов организации образовательного процесса в профессиональном образовании. При этом успех технологизации профессионального образования по-прежнему зависит от творчества педагога…..

Список использованных  источников

  1. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 43.02.13 ТЕХНОЛОГИЯ ПАРИКМАХЕРСКОГО ИСКУССТВА, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1558 от 9 декабря 2016 года.
  2. Башкирева Т. Ф. Опыт применения активных и интерактивных методик при преподавании экономических дисциплин // Среднее профессиональное образование. – 2015. – №3.
  3. Современные образовательные технологии. Учебно пособие под ред. академика РАО Н.В. Бордовской - М.: КНОРУС, 2011

 

Оригинал работы: Технологизация образовательного процесса в соответствии с Федеральными государственными стандартами среднего профессионального образования

 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*