Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Качество образования и организация практических занятий

15.04.2019 87 99
Сахарова Наталья Евгеньевна
Сахарова Наталья Евгеньевна, преподаватель

Краснодарский техникум управления, информатизации и сервиса

Переход к рыночной экономике обостряет актуальность проблемы качественного обучения в системе непрерывного профессионального образования с целью подготовки социально- и профессионально-мобильных специалистов.

Профессионал должен уметь планировать свою деятельность, принимать оперативные решения на основе анализа ситуации, контролировать ход результатов труда. Каждая профессия требует овладения общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.

Стандарт уровня среднего профессионального образования предполагает не только подготовку к конкретной профессиональной деятельности (специальность и квалификация), но и определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития,

Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» нацелена на:

  • обеспечение высокого качества российского образования в соответствии с меняющимися запросами населения, а также обеспечение его конкурентоспособности на мировом рынке образования;
  • развитие потенциала молодого поколения в интересах инновационного социально ориентированного развития страны.

Современное общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было способно самостоятельно и активно действовать, адаптируясь к изменяющимся условиям жизни. Очень важно сформировать личность, способную к самостоятельному познанию, самоопределению и творческому саморазвитию.

Продолжительность обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования – важный показатель уровня образования. Анализ подготовки кадров к профессиональной деятельности показывает, что для выполнения профессиональных функций не всегда требуется определенный уровень образования: бухгалтером, например, можно работать и после окончания полугодичных курсов. Обучение в учебном заведении определенного уровня образования предполагает не только приобретение функциональных знаний, но и общее интеллектуальное развитие, расширение кругозора, гуманитарное образование, выходящие за пределы знания конкретных профессиональных функций.

Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста.

Рекомендуемые значения практикоориентированности для основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) СПО по Федеральным государственным стандартам (с учётом часов учебной и производственной практик) должны составлять от 50 до 65 процентов.

Практическая подготовка обеспечивает обучение умениям и формирование профессиональных компетенций, охватывающих всю профессиональную деятельность специалиста согласно профессиональным стандартам и компетенциям WorldSkills Russia (WRS). Образовательная организация должна обеспечить будущему специалисту эту практическую подготовку в ходе выполнения лабораторных и практических работ, проведения деловых игр, анализе и решении производственных ситуаций, задач, выполнения курсовых работ (проектов), прохождения всех видов учебных и производственных практик.

Сегодня педагогу необходимо организовывать профессиональную деятельность на вариативной основе с учётом личностных качеств субъектов учебно-воспитательного процесса и микроклимата учебного коллектива, с целью:

  • максимального развития способностей каждого обучающегося;
  • подготовки личности к самостоятельному проектированию своего развития;
  • формирования человека творческого, внутренне свободного, способного самостоятельно принимать решения и отвечать за то, что происходит с ним в окружающем его мире.

В то же время у многих студентов на момент поступления в учебное заведение уровень развития познавательной самостоятельности является низким. Задача преподавателя состоит в развитии его. Кроме того, обучающиеся поступают в техникум с различной базовой школьной подготовкой, что также усложняет задачу преподавателей.

«Познавательная самостоятельность» - качество личности, характеризующееся стремлением и умением рационально организовать свою познавательную деятельность, самостоятельно усваивать новые знания и способы деятельности из разных источников в процессе целенаправленного поиска, в относительной независимости от внешнего влияния.

Индивидуализация обучения - это такая организация учебного процесса, которая учитывает индивидуальные особенности типологических групп обучающихся. Применение различных форм и методов обучения, дифференцированных по уровню сложности заданий позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента.

 Эффективность развития познавательной самостоятельности студентов учебного заведения на основе индивидуализации обучения достигается реализацией комплекса педагогических условий, включающих в себя:

  1. Проведение диагностики в образовательном процессе (входной контроль, первые опросы и практические работы) и распределение обучающихся по типологическим группам. Это необходимо для выстраивания образовательных траекторий при организации проверочных и практических работ, особенно в начале процесса обучения по дисциплине.
  2. Актуализацию субъективной позиции студента посредством инициирования их рефлексии, стимулирования личностных достижений и включения в личностно-значимую деятельность. То есть интерес к предмету прямо пропорционально зависит от первых и последующих успехов. Очень важно ставить перед учеником задачу, которую он может решить, чтобы в дальнейшем можно было её усложнять.
  3. Гибкое использование традиционных и инновационных методов обучения (интерактивных, программированных, проблемных) с учетом организованных типологических групп.
  4. Практические занятия предполагают деление на подгруппы (не более 15 человек), что повышает контроль качества усвоения материала и возможность дальнейшей индивидуальной корректировки обучения.
  5. В процессе многолетней практики, поисков оптимальных решений и обмена опытом преподавателями цикловой комиссии Информатики и вычислительной техники была сформирована некая общая концепция, которая предусматривает подачу нового материала при изучении дисциплин профессионального цикла и доведение первичных и основополагающих умений, приемов обработки информации до некоторого автоматизма на примере одной тематической базы «Студенты».

Например, при изучении дисциплины Информационные технологии:

  • при работе с текстовым редактором - различное форматирование и наглядное представление текстовой информации на одну тему в виде текста, структурных схем и таблиц. Это не просто работа с текстом, а приобретение навыков систематизации и структурирования данных, создание табличных информационных моделей, первое знакомство с понятием класса «студент», объектами этого класса и их свойствами, осмысление назначения этих, казалось бы, простых понятий и операций;
  • при выполнении практических работ в электронных таблицах – это уже анализ числовой информации, приёмы статистического анализа, математического моделирования, построения диаграмм. Первые умения отрабатываются на информационной базе «Студенты».

Далее эта информационная база обрабатывается в задачах на массивы данных, на сложных структурированных типах данных, таких как записи и файлы по дисциплине «Основы программирования».  Понятие сортировок массивов данных приобретет в дальнейшем определенный смысл при работе по управлению данными в системе управления базами данных (СУБД). При работе со сложной структурой данных «Запись» в массивах и файлах обучающиеся сразу способны провести параллель с табличными информационными моделями:

  • запись – строка таблицы;
  • поля записи – свойства объекта.

При изучении СУБД и проектировании автоматизированных систем уже знакомые табличные модели данных становятся основой реляционных баз данных.

Основополагающим является изложение теоретического материала с использованием средств мультимедиа с наглядным описанием технологических приёмов, а сразу после изложения основные действия закрепляются работой за компьютерами (комбинированный урок).  

В этом случае воспроизведение усвоенного материала предполагается на этапе начала изучения дисциплины или как начальный уровень освоения новой темы. Дальнейшее обучение предполагает:

  • определение подгрупп студентов в соответствии с их потенциальными возможностями и умениями;
  • использование личностно-ориентированных методик и подготовки дифференцированных заданий, что требует от преподавателя объемной подготовки и напряжённой деятельности в процессе проведения занятий. В этом случае осуществляется не только контроль знаний, но работа по направлению развития самостоятельного мышления обучающихся;
  • стимулирование личностных достижений и включение обучающихся в личностно-значимую деятельность в процессе реализации задач проблемного и проектного характера.

Но наряду с функциями манипулятивного характера, выполняемыми в точном соответствии с предписаниями, в выполнении которых студенты должны достигнуть определенного автоматизма, специалистам среднего звена приходится решать интеллектуальные задачи (аналитические, проектировочные, конструктивные, организаторские), требующие обоснованного выбора принимаемого решения из возможных вариантов на основе анализа исходных данных и стоящих перед специалистом задач. Здесь необходим дифференцированный подход к уровню сложности поставленных задач.

Диапазон задач, решаемых при изучении дисциплин профессионального цикла (программирование, технология разработки программных продуктов, проектирование автоматизированных систем), их сложность, новизна постановки в каждом случае требуют прежде всего развития проблемного мышления:

  • способности видеть, осознавать проблему и находить нестандартные решения, пользуясь широким кругом знаний, полученных в процессе обучения,
  • уметь самостоятельно отыскивать, приобретать, добывать необходимую информацию и использовать ее в практической профессиональной деятельности.

Залог успеха в этом случае - правильно организованное проведение практических занятий. Задачи, решаемые в процессе обучения, нередко носят комплексный междисциплинарный характер. Они, как правило, ориентированы на трудовые функции профессиональных стандартов, компетенций WRS и требуют значительного времени на их решение. Выделение из них основных типов, решение специально разработанных учебно-производственных задач - обязательное условие подготовки специалистов среднего звена. Для этого используются специальные методики (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры), также должна соблюдаться преемственность: практические и лабораторные занятия – учебная практика – производственная практика – выпускная квалификационная работа.

Все эти мероприятия и методика организации практических занятий направлены на создание профессионально-образовательной среды, направленной на обеспечение высокого качества и доступности образования.

 

Оригнал работы: Качество образования и организация практических занятий




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*