Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПереход к рыночной экономике обостряет актуальность проблемы качественного обучения в системе непрерывного профессионального образования с целью подготовки социально- и профессионально-мобильных специалистов.
Профессионал должен уметь планировать свою деятельность, принимать оперативные решения на основе анализа ситуации, контролировать ход результатов труда. Каждая профессия требует овладения общепрофессиональными и профессиональными компетенциями.
Стандарт уровня среднего профессионального образования предполагает не только подготовку к конкретной профессиональной деятельности (специальность и квалификация), но и определенный уровень эрудиции и интеллектуального развития,
Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» нацелена на:
Современное общество заинтересовано в том, чтобы подрастающее поколение было способно самостоятельно и активно действовать, адаптируясь к изменяющимся условиям жизни. Очень важно сформировать личность, способную к самостоятельному познанию, самоопределению и творческому саморазвитию.
Продолжительность обучения в образовательных организациях среднего профессионального образования – важный показатель уровня образования. Анализ подготовки кадров к профессиональной деятельности показывает, что для выполнения профессиональных функций не всегда требуется определенный уровень образования: бухгалтером, например, можно работать и после окончания полугодичных курсов. Обучение в учебном заведении определенного уровня образования предполагает не только приобретение функциональных знаний, но и общее интеллектуальное развитие, расширение кругозора, гуманитарное образование, выходящие за пределы знания конкретных профессиональных функций.
Теоретическая подготовка создает определенный фундамент знаний, составляющий профессиональный кругозор специалиста.
Рекомендуемые значения практикоориентированности для основных профессиональных образовательных программ (ОПОП) СПО по Федеральным государственным стандартам (с учётом часов учебной и производственной практик) должны составлять от 50 до 65 процентов.
Практическая подготовка обеспечивает обучение умениям и формирование профессиональных компетенций, охватывающих всю профессиональную деятельность специалиста согласно профессиональным стандартам и компетенциям WorldSkills Russia (WRS). Образовательная организация должна обеспечить будущему специалисту эту практическую подготовку в ходе выполнения лабораторных и практических работ, проведения деловых игр, анализе и решении производственных ситуаций, задач, выполнения курсовых работ (проектов), прохождения всех видов учебных и производственных практик.
Сегодня педагогу необходимо организовывать профессиональную деятельность на вариативной основе с учётом личностных качеств субъектов учебно-воспитательного процесса и микроклимата учебного коллектива, с целью:
В то же время у многих студентов на момент поступления в учебное заведение уровень развития познавательной самостоятельности является низким. Задача преподавателя состоит в развитии его. Кроме того, обучающиеся поступают в техникум с различной базовой школьной подготовкой, что также усложняет задачу преподавателей.
«Познавательная самостоятельность» - качество личности, характеризующееся стремлением и умением рационально организовать свою познавательную деятельность, самостоятельно усваивать новые знания и способы деятельности из разных источников в процессе целенаправленного поиска, в относительной независимости от внешнего влияния.
Индивидуализация обучения - это такая организация учебного процесса, которая учитывает индивидуальные особенности типологических групп обучающихся. Применение различных форм и методов обучения, дифференцированных по уровню сложности заданий позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого студента.
Эффективность развития познавательной самостоятельности студентов учебного заведения на основе индивидуализации обучения достигается реализацией комплекса педагогических условий, включающих в себя:
Например, при изучении дисциплины Информационные технологии:
Далее эта информационная база обрабатывается в задачах на массивы данных, на сложных структурированных типах данных, таких как записи и файлы по дисциплине «Основы программирования». Понятие сортировок массивов данных приобретет в дальнейшем определенный смысл при работе по управлению данными в системе управления базами данных (СУБД). При работе со сложной структурой данных «Запись» в массивах и файлах обучающиеся сразу способны провести параллель с табличными информационными моделями:
При изучении СУБД и проектировании автоматизированных систем уже знакомые табличные модели данных становятся основой реляционных баз данных.
Основополагающим является изложение теоретического материала с использованием средств мультимедиа с наглядным описанием технологических приёмов, а сразу после изложения основные действия закрепляются работой за компьютерами (комбинированный урок).
В этом случае воспроизведение усвоенного материала предполагается на этапе начала изучения дисциплины или как начальный уровень освоения новой темы. Дальнейшее обучение предполагает:
Но наряду с функциями манипулятивного характера, выполняемыми в точном соответствии с предписаниями, в выполнении которых студенты должны достигнуть определенного автоматизма, специалистам среднего звена приходится решать интеллектуальные задачи (аналитические, проектировочные, конструктивные, организаторские), требующие обоснованного выбора принимаемого решения из возможных вариантов на основе анализа исходных данных и стоящих перед специалистом задач. Здесь необходим дифференцированный подход к уровню сложности поставленных задач.
Диапазон задач, решаемых при изучении дисциплин профессионального цикла (программирование, технология разработки программных продуктов, проектирование автоматизированных систем), их сложность, новизна постановки в каждом случае требуют прежде всего развития проблемного мышления:
Залог успеха в этом случае - правильно организованное проведение практических занятий. Задачи, решаемые в процессе обучения, нередко носят комплексный междисциплинарный характер. Они, как правило, ориентированы на трудовые функции профессиональных стандартов, компетенций WRS и требуют значительного времени на их решение. Выделение из них основных типов, решение специально разработанных учебно-производственных задач - обязательное условие подготовки специалистов среднего звена. Для этого используются специальные методики (анализ производственных ситуаций, решение ситуационных задач, деловые игры), также должна соблюдаться преемственность: практические и лабораторные занятия – учебная практика – производственная практика – выпускная квалификационная работа.
Все эти мероприятия и методика организации практических занятий направлены на создание профессионально-образовательной среды, направленной на обеспечение высокого качества и доступности образования.
Оригнал работы: Качество образования и организация практических занятий
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.