Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Реализация деятельностного подхода к обучению на занятиях иностранного языка через творческие и интерактивные задания

15.04.2019 337 568
Орлова Марина Юрьевна
Орлова Марина Юрьевна, преподаватель

Рубцовский медицинский колледж

Подготовка преподавателя иностранного языка немыслима без пристального изучения теоретической базы и опыта преподавания иностранных языков за рубежом, где переориентация в обучении иностранным языкам со знаниевой платформы на деятельностную происходит уже в течение достаточно длительного времени. В этой связи в зарубежной методике преподавания иностранных языков большое внимание обычно уделялось коммуникативным упражнениям, которые повсеместно признавались самыми действенными в овладении иностранным языком как средством общения. Однако параллельно и одновременно в Германии на уроках иностранного языка в рамках деятельностного подхода разрабатывались и активно внедрялись творческие и интерактивные задания.

За последние 50 лет были предприняты сотни попыток дать определение понятию креативности, однако исчерпывающей дефиниции этого понятия нет и до сих пор.

Выбор в пользу креативного — творческого, а не нормативного решения какой – либо учебной задачи предполагает:

  • что в каждом человеке заложена способность комбинировать знакомые ему элементы в различных сочетаниях, в результате чего возникает нечто новое, представляющее интерес для него лично или для группы, в составе которой он работает;
  • что в педагогике процессу творчества придается большее значение, чем его результату;
  • что в процессе творчества проявляют себя как когнитивные, так и некогнитивные качества личности.

Когда речь идет о креативности в изучении иностранного языка, то, естественно, что любой процесс творческой деятельности здесь имеет непосредственную связь с языком или текстом, и творческие задачи решаются на знакомом материале, при этом важная роль отводится интеракции.

Что же представляют собой, по мнению немецких педагогов, креативные упражнения? Вот их наиболее характерные признаки:

  • задания сформулированы таким образом, что их решение предусматривает не один, а множество «правильных» вариантов ответа, в том числе ответы могут быть оригинальные, смешные, абсурдные и т.д.;
  • задания требуют разнообразных учебных действий;
  • они предполагают как коллективные, так и индивидуальные формы выражения;
  • они мобилизуют весь творческий потенциал личности: когнитивные аспекты, фантазию, интуицию, догадку, даже двигательную активность.

Креативные упражнения имеют место при обучении лексике, грамматике (учебная игра), в работе с учебником (языковая игра), креативное письмо, работа с картинками, работа с текстом, в том числе с песней,  кинофильмом, это может быть драматизация какого-либо текста или театральная постановка.

Кроме того, «продуктами» креативной учебной деятельности могут быть не только письменные работы или устные высказывания, но, например, «продукт мозга» — идеи, а также коллажи, в том числе звучащие; картины, скульптуры; пантомима, разного рода театральные представления.

Чтобы потенциал креативных упражнений получил свое дальнейшее развитие, педагогам, методистам и практикующим учителям следует задуматься над критериями оценки упражнений такого рода, а также над тем, какого рода творческие задания могли бы войти в учебный материал по предмету «иностранный язык».

Научным фундаментом для интерактивных заданий и упражнений на уроках иностранного языка послужила дидактика 70-х годов, которая рассматривала изучаемый язык не как систему структур, а как средство социальной интеракции. Целью овладения языком, соответственно, являлось овладение коммуникативной компетенцией, которая рассматривалась как с педагогической, так и лингвистической точек зрения.

Наряду с поисками учащимся адекватных языковых средств выражения, что соответствовало лингвистической цели обучения, учащийся развивал свою личную и социальную активность — таким образом достигалась педагогическая цель, так как параллельно и одновременно развивались когнитивные и кооперативные способности обучаемого.

Отсюда следует, что коммуникативный метод обучения иностранному языку является одновременно и интерактивным. Сама по себе тренировка слов и выражений иностранного языка на уроке недостаточна, если педагогом не поддерживается способность и готовность учащегося применить эти слова и выражения в общении с партнером адекватно ситуации общения.

Интерактивные виды работы акцентируют внимание обучающегося на социальных параметрах коммуникации, где владение определенными речевыми навыками и умениями предполагает также и адекватное владение невербальными составляющими коммуникативного акта. Интонация, мимика и жесты играют здесь столь же важную роль, как и, к примеру, роль и функция культурно- и ситуативно обусловленного молчания, и все эти составляющие коммуникации могут и не совпадать в различных культурах.

Так, в зависимости от постановки цели занятия, на передний план выдвигается формирование той или иной компетенции или их комплекса:

  • лингвистической/грамматической компетенции, если целью является расширение лингвистического репертуара в соответствии с индивидуальными намерениями говорящего;
  • дискурсивной, если целью является речевая активность говорящей личности в ситуации общения;
  • социолингвистической/межкультурной, если целью урока является определение культурных аспектов и поиск способов избежать непонимания;
  • стратегической, если целью является активное управление процессом коммуникации в ситуации общения.

И в этом смысле обучение интеракции имеет ничуть не меньшее значение, чем овладение необходимыми языковыми средствами. И только осознанное восприятие различных параметров интеракции и овладение ее стратегиями позволяют обучающемуся дальнейшее самостоятельное обучение в условиях естественной коммуникации вне аудитории.

Интерактивное обучение может происходить и при помощи компьютера, хотя акцентирование в интерактивных упражнениях социального компонента первоначально наводило на мысль, что пока компьютер не сможет представлять «свои» интересы, выражать эмоции и обладать чувством юмора, он и не сможет быть полноценным участником коммуникации, однако широкое распространение Интернета привело к другому варианту интеракции: стало возможным аутентичное общение в сети с носителем изучаемого языка [1]. Сторонники интерактивного обучения подчеркивают, что при изучении иностранного языка способность к коммуникативным действиям в социальном контексте аутентичной коммуникации может развиться только при условии, что интеракция отвечает интересам и чувствам обучаемого. Преподавателю, в свою очередь, отводится роль организатора учебного процесса и советчика, особенно в тех случаях, когда в коммуникации не сразу достигается взаимопонимание.

Преподаватель должен стимулировать в обучаемом терпение и толерантность по отношению к партнеру, а, главное, создать такой микроклимат на занятии, чтобы учащиеся смогли проявить свою самостоятельность и ответственность, не избегая возникающих в процессе обучения конфликтов, а разрешая их.

Следует также подчеркнуть, что оценка результатов интерактивного обучения должна проводиться с помощью интерактивного же тестирования, то есть оценивать следует именно способность к интеракции в реальной ситуации общения, а не просто знание грамматики или лексики, как это обычно практикуется на экзаменах [2].

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Caspari, Daniela. KreativeÜbungen. In: Karl-Richard Bausch, Herbert Christ, Hans-Jürgen Krumm (Hrsg.). HandbuchFremdsprachenunterricht. Auflage, A. FranckeVerlagTübingen und Basel. 2003, S. 308-311.
  2. Duxa, Susanne. Eben da, S.305-308

 

Оригинал работы: Реализация деятельностного подхода к обучению на занятиях иностранного языка через творческие и интерактивные задания




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*