Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаПодготовка преподавателя иностранного языка немыслима без пристального изучения теоретической базы и опыта преподавания иностранных языков за рубежом, где переориентация в обучении иностранным языкам со знаниевой платформы на деятельностную происходит уже в течение достаточно длительного времени. В этой связи в зарубежной методике преподавания иностранных языков большое внимание обычно уделялось коммуникативным упражнениям, которые повсеместно признавались самыми действенными в овладении иностранным языком как средством общения. Однако параллельно и одновременно в Германии на уроках иностранного языка в рамках деятельностного подхода разрабатывались и активно внедрялись творческие и интерактивные задания.
За последние 50 лет были предприняты сотни попыток дать определение понятию креативности, однако исчерпывающей дефиниции этого понятия нет и до сих пор.
Выбор в пользу креативного — творческого, а не нормативного решения какой – либо учебной задачи предполагает:
Когда речь идет о креативности в изучении иностранного языка, то, естественно, что любой процесс творческой деятельности здесь имеет непосредственную связь с языком или текстом, и творческие задачи решаются на знакомом материале, при этом важная роль отводится интеракции.
Что же представляют собой, по мнению немецких педагогов, креативные упражнения? Вот их наиболее характерные признаки:
Креативные упражнения имеют место при обучении лексике, грамматике (учебная игра), в работе с учебником (языковая игра), креативное письмо, работа с картинками, работа с текстом, в том числе с песней, кинофильмом, это может быть драматизация какого-либо текста или театральная постановка.
Кроме того, «продуктами» креативной учебной деятельности могут быть не только письменные работы или устные высказывания, но, например, «продукт мозга» — идеи, а также коллажи, в том числе звучащие; картины, скульптуры; пантомима, разного рода театральные представления.
Чтобы потенциал креативных упражнений получил свое дальнейшее развитие, педагогам, методистам и практикующим учителям следует задуматься над критериями оценки упражнений такого рода, а также над тем, какого рода творческие задания могли бы войти в учебный материал по предмету «иностранный язык».
Научным фундаментом для интерактивных заданий и упражнений на уроках иностранного языка послужила дидактика 70-х годов, которая рассматривала изучаемый язык не как систему структур, а как средство социальной интеракции. Целью овладения языком, соответственно, являлось овладение коммуникативной компетенцией, которая рассматривалась как с педагогической, так и лингвистической точек зрения.
Наряду с поисками учащимся адекватных языковых средств выражения, что соответствовало лингвистической цели обучения, учащийся развивал свою личную и социальную активность — таким образом достигалась педагогическая цель, так как параллельно и одновременно развивались когнитивные и кооперативные способности обучаемого.
Отсюда следует, что коммуникативный метод обучения иностранному языку является одновременно и интерактивным. Сама по себе тренировка слов и выражений иностранного языка на уроке недостаточна, если педагогом не поддерживается способность и готовность учащегося применить эти слова и выражения в общении с партнером адекватно ситуации общения.
Интерактивные виды работы акцентируют внимание обучающегося на социальных параметрах коммуникации, где владение определенными речевыми навыками и умениями предполагает также и адекватное владение невербальными составляющими коммуникативного акта. Интонация, мимика и жесты играют здесь столь же важную роль, как и, к примеру, роль и функция культурно- и ситуативно обусловленного молчания, и все эти составляющие коммуникации могут и не совпадать в различных культурах.
Так, в зависимости от постановки цели занятия, на передний план выдвигается формирование той или иной компетенции или их комплекса:
И в этом смысле обучение интеракции имеет ничуть не меньшее значение, чем овладение необходимыми языковыми средствами. И только осознанное восприятие различных параметров интеракции и овладение ее стратегиями позволяют обучающемуся дальнейшее самостоятельное обучение в условиях естественной коммуникации вне аудитории.
Интерактивное обучение может происходить и при помощи компьютера, хотя акцентирование в интерактивных упражнениях социального компонента первоначально наводило на мысль, что пока компьютер не сможет представлять «свои» интересы, выражать эмоции и обладать чувством юмора, он и не сможет быть полноценным участником коммуникации, однако широкое распространение Интернета привело к другому варианту интеракции: стало возможным аутентичное общение в сети с носителем изучаемого языка [1]. Сторонники интерактивного обучения подчеркивают, что при изучении иностранного языка способность к коммуникативным действиям в социальном контексте аутентичной коммуникации может развиться только при условии, что интеракция отвечает интересам и чувствам обучаемого. Преподавателю, в свою очередь, отводится роль организатора учебного процесса и советчика, особенно в тех случаях, когда в коммуникации не сразу достигается взаимопонимание.
Преподаватель должен стимулировать в обучаемом терпение и толерантность по отношению к партнеру, а, главное, создать такой микроклимат на занятии, чтобы учащиеся смогли проявить свою самостоятельность и ответственность, не избегая возникающих в процессе обучения конфликтов, а разрешая их.
Следует также подчеркнуть, что оценка результатов интерактивного обучения должна проводиться с помощью интерактивного же тестирования, то есть оценивать следует именно способность к интеракции в реальной ситуации общения, а не просто знание грамматики или лексики, как это обычно практикуется на экзаменах [2].
ЛИТЕРАТУРА
Оригинал работы: Реализация деятельностного подхода к обучению на занятиях иностранного языка через творческие и интерактивные задания
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.