Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Обучение студентов медицинского колледжа проведению профилактической работы с населением

04.04.2019 81 122
Саяпина Ирина Владимировна
Саяпина Ирина Владимировна, преподаватель

Самарский медицинский колледж им. Н.Ляпиной

Одним из приоритетных направлений развития здравоохранения Российской Федерации является сохранение и укрепление здоровья населения на основе формирования здорового образа жизни (ЗОЖ). Это достигается путем внедрения государственных и общественных мер по совершенствованию медико-гигиенического образования и воспитания населения, созданию системы мотивирования граждан к ведению здорового образа жизни и участию в профилактических мероприятиях. В целях обеспечения задач по формированию ЗОЖ предусмотрена реализация комплекса мероприятий, в том числе через развитие Центров здоровья, кабинетов медицинской профилактики. Непосредственную работу с населением в этих организациях осуществляют специалисты со средним медицинским образованием.

Перед преподавателями медицинского колледжа стоит задача заложить основы проведения профилактической работы с населением, которая базируется на системе комплекса знаний в области анатомии и физиологии человека, гигиены, психологии, клинических дисциплин. Формирование навыков работы с населением в области сохранения и укрепления здоровья проводиться на протяжении всего обучения в медицинском колледже в соответствии с требованиями ФГОС и программным обеспечением учебного процесса по специальностям. Освоение основного вида профессиональной деятельности по проведению профилактических мероприятий, позволяющих овладеть компетенциями: проведение мероприятий по сохранению и укреплению здоровья населения, пациента и его окружения; проведение санитарно-гигиенического воспитания населения; участие в проведении профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний для специальности 34.02.01.Сестринское дело осуществляется в рамках профессионального модуля ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий». Одной из основных задач МДК ПМ 01 «Здоровый человек и его окружение» является обучение студентов санитарно-гигиеническому воспитанию населения в различных возрастных группах.

Гигиеническое обучение и воспитание населения является обязательным разделом работы каждого медицинского работника среднего звена и направлено на повышение санитарной культуры населения, профилактику заболеваний, распространение знаний о здоровом образе жизни. Для более эффективного информирования населения гигиеническое воспитание осуществляется в различных целевых группах (дети, подростки, молодежь, работающие, пенсионеры, и т.д.). В каждой целевой группе используются аналогичные формы и методы профилактических воздействий с учетом возраста, уровня образования, наличия определенных факторов риска. При работе с населением на всех уровнях информация излагается доступно для широких слоев населения, без использования сложных медицинских терминов, носит позитивный характер.

Для эффективного обучения студентов в этом направлении на практических занятиях используются различные педагогические методы, в том числе проектная деятельность.

Перед студентами ставиться задача - провести беседу с целевой группой населения, например, с беременными, родильницами, девушками, юношами, учитывая их интересы и возможные вопросы. Работа строиться поэтапно.

На 1 этапе каждому студенту предоставляется возможность самостоятельно выбрать тему для проведения беседы учитывая свои предпочтения, интересы, в ходе совместного обсуждения определяется ее проблематика. Например, в разделе «Здоровье мужчин и женщин зрелого возраста» студенты готовят беседы по таким темам, как «Вредные привычки и репродуктивное здоровье», «Аборт: за и против», «Партнерские роды: нужны ли они и кого приглашать», «Грудное вскармливание – основа жизни», и др. Обозначаются требования к проведению беседы (временные рамки, содержание, использование мотивации, наглядных пособий, презентации). Обсуждаются возможные методы исследования, поиска информации, творческих решений.

На 2 этапе, который длиться, как правило, 7 – 10 дней, проводится самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам. Студенты подбирают материал по выбранной теме на основе медицинской литературы, методических рекомендаций здравоохранения. Составляют план беседы, готовят необходимое оснащение (презентации, фрагменты учебных фильмов, памятки, наглядные пособия).

3 этап заключается в промежуточном обсуждении полученных результатов работы студентов в группах или индивидуально. Совместно со студентами подбираются оптимальные формы проведения профилактической работы с целевой группой населения, прорабатываются возможные вопросы аудитории.

4 этап - проведение санитарно-просветительской работы с населением проводится на примере имитации занятий в Школе здоровья. Все студенты вовлекаются в процесс инсценированного обучения, выступают в роли целевой аудитории, задают вопросы. Защита проектов проводиться с использованием дискуссии, мини-лекций, демонстрации презентаций, элементов ролевого взаимодействия. Такие занятия проходят интересно, вызывают массу положительных эмоций у студентов и преподавателя. Студенты учатся общаться, формулировать свои мысли, контролировать свои эмоции, преодолевать стеснение, принимать решения в нестандартных ситуациях, работать в команде, поддерживать друг друга, находить положительные и отрицательные стороны в своей работе, определять для себя «зоны роста». Многие открываются с самой неожиданной стороны, проявляя артистичность, нестандартность мышления, креативный подход.

В заключении проводиться коллективное обсуждение: отмечаются положительные моменты, возникшие трудности, совместно со студентами оценивается проделанная работа.

В дальнейшем у студентов есть возможность закрепить полученные навыки поведения профилактической работы и освоить новые при посещении Школ здоровья в лечебно-профилактических учреждениях разного профиля на учебной и производственной практике по ПМ 01 «Проведение профилактических мероприятий». Контроль итоговых знаний проводиться на дифференцированном зачете и квалификационном экзамене.

Подводя итог, хочется отметить, что в процессе активного вовлечения студентов в изучение проблематики сохранения здоровья человека достигается несколько целей: овладение необходимыми знаниями для проведения санитарно-просветительской работы с населением по вопросам профилактики заболеваний, связанных с различными факторами; готовность и способность общения с целевой аудиторией; формирование личной мотивации, направленной на здоровый образ жизни.

           

            Список литературы:

  1. Л.П. Игнатьева. Организация работы по гигиеническому воспитанию в различных учреждениях. Программы здорового образа жизни для различных возрастных групп/ Л.П. Игнатьева, М.В. Чирцова, М.О. Потапова; ГБОУ ВПО ИГМУ Минздрава России, Кафедра коммунальной гигиены и гигиены детей и подростков. – Иркутск: ИГМУ, 2014 – 44 с.
  1. Двойников С.И., Тарасова Ю.А., Фомушкина И.А., Костюкова Э.О. Проведение профилактических  мероприятий: учебное пособие/ под ред. Двойникова С.И. – М.: ГЭОТАР - Медиа, 2017.
  1. Колбанов, В.В. Валеологический практикум: учебное пособие/В.В Колбанов. – 3-е изд., испр. И доп. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2011. -224 с.

Оригинал работы: Обучение студентов медицинского колледжа проведению профилактической работы с населением 




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*