Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Роль педагогических технологий и методов обучения в формировании общих и профессиональных компетенций будущего медицинского работника среднего звена

28.03.2019 754 1194
Гришина Евгения Владимировна
Гришина Евгения Владимировна, преподаватель

Белебеевский медицинский колледж

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования нового поколения приподготовке специалистов среднего медицинского звена всехуровней предъявляет особые требования к формированию профессиональных и общих компетенций.

Акцентирование внимания только на профессиональные компетенции не позволяет в достаточной мере воздействовать на развитие общих компетенций,что может привести к определенным трудностям в процессе профессиональной адаптации и профессионализации личности будущего специалиста в целом.

Проблему формирования общих компетенций будущего специалистаможно решить, используя образовательные ресурсы, к которым относится образовательная среда. Развивающая образовательнаясреда представляет собой любое социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

Образовательная среда – это организованное самодвижущееся образовательное пространство, которое реализует социально-коммуникативную, информационно-транслирующую, производственно-деятельностную и профессионально-ориентированную функции и обеспечивает развитие у будущего специалиста на этапе подготовки профессионально важных компетенций и индивидуально-психологических качеств.

Условиями формирования образовательной среды в медицинском колледже являются:

- опора на основные положения модульно-компетентностного подхода;

- выбор средств, методов, форм образования, соответствующих научным характеристикам модульно-компетентностного подхода;

- системный подход к образованию, основанный на учете психологической структуры компетентности личности;

- опора на ролевую теорию личности при организации формирования социальной и профессиональной компетентности студентов;

- интегративный подход к организации образовательного процесса;

- постоянное социальное партнерство, в образовательном процессе всех лиц, заинтересованных в формировании компетентного специалиста (привлечение работодателей к формированию содержания и обеспечению образовательного процесса в колледже).

Главная цель профессионального обучения - личностное и профессиональное развитие обучающегося. Данное положение предполагает активное включениестудента в процесс обучения и воспитания.

Залогом полноценной организации профессионального образовательного процесса становится сотрудничество педагогов и обучающихся. Обучение предоставляет уникальную возможность для организации кооперативной деятельности педагогов и студентов.

Свободный доступ обучающихся к информационным и коммуникационным каналам изменяет содержание профессионально-педагогической деятельности. От педагога требуется выполнение функций тьютора, консультанта, он должен стать разработчиком учебных материалов, проектировщиком авторских учебных программ, конструктором учебно-познавательных исоциально-профессиональных ситуаций и проектов.

Формирование профессиональных компетенций организуетсяпри изучении профессиональных модулей с использованиемсамых современных педагогических технологий,в том числе и активных методов обучения, которые применяются на разных этапах учебного процесса.

Учитываяособенности преподавания профессиональных модулей:ПМ.01 Диагностическая деятельность, ПМ.02 Участие в лечебно-диагностическом и реабилитационном процессах,междисциплинарного курсаСестринская помощь при нарушениях здоровья в педиатрии,мы активизируем познавательную, мыслительную и практическую деятельность обучающихся.

При проведении теоретических занятиий по изучаемым курсам нами используютсяпроблемные (мотивирующие) и установочные лекции. На этом этапе незаменимы такие методы организации учебного процесса, как учебная дискуссия, эвристическая беседа, конференция, к которым студенты готовятся самостоятельно, используя методические пособия для самоподготовки, работу с книгой, периодическую печать, интернет.

Лекционные занятия должны осуществляться при помощиинформационных технологий:мультимедийные, аннимационные, видео.

Таким образом, на лекционных занятиях  реализуются условия для самостоятельного формулирования основных понятий и идей,формируется компетенция поиска и использования информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

На практических занятиях и на учебной практике студенты должны применять полученные знания, выбирая методы работы и самостоятельно ее планируя, четко представлять пределывозможностей и назначении каждого метода.

При проведении практических занятий можно использовать следующие педагогические технологии:модульно-рейтинговая система, кейс-метод, портфолио, метод развивающейся кооперации, проектный метод, деловая игра, «метод Дельфи».Используются как игровые, так и неигровые методы активного обучения: имитация натренажере, упражнения-действия по алгоритму, решение ситуационных задач.

При решении ситуационных задач можно использовать ролевую игру «медсестра-пациент-ребенок-мама пациента», «фельдшер-пациент-лаборант». Незадействованные студенты в группе являются оппонентами, которые наряду с преподавателем оценивают полноту решения задачи.При выполнении определенной задачи роли меняются.

Широко используется отработка практических навыков путем имитации на тренажерах. Работа проводится в парах. Студент, выполняющий задания, контролируется другим студентом по алгоритму выполнения манипуляции, затем они меняются местами. В результате чего, обучающиеся приобретают умения организовывать рабочие места с соблюдением инструкций по охране труда, производственной санитарии и инфекционной безопасности.

Таким образом, обучающиесяучатся работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами и руководством, выполнять зависимую, независимую и взаимозависимую роли, а также брать на себя ответственность за работу подчиненных членов команды и за результат выполнения заданий, что позволяет добиться формирования общих и профессиональных компетенций.

Следовательно, применение современных педагогических технологий и методов обучения дает возможность преподавателю реализовать цели, поставленные Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования нового поколения.

 

Оригинал работы:

Роль педагогических технологий и методов обучения в формировании общих и профессиональных компетенций будущего медицинского работника среднего звена




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*