Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаОрганизационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования являются Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2016-2020 гг.), Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы.
Основу нормативно-правовой деятельности воспитательной системы составляет "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) которая закреплена в международном законодательстве.
Содержание и организацию воспитательного процесса регламентируют Федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - это комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образовательных программ, и являющийся основой формирования единого образовательного пространства.
В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования образовательная организация обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.
Основными задачами являются:
Профессиональная образовательная организация должна обеспечивать создание необходимых условий для учебы, профессиональной деятельности, творческого развития обучающихся.
К федеральной нормативно-правовой основе воспитательной деятельности относится: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.
Наряду с федеральными нормативно-правовыми актами в пределах каждого субъекта Российской Федерации действуют региональные нормативные документы. Региональные акты размещаются на официальных сайтах региональных министерств и департаментов образования. Например: Государственная программа Новосибирской области "Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области на 2015 - 2020 годы".
Наконец, правовое регулирование образовательных отношений осуществляется и внутри образовательных организаций. Для этого служат локальные акты. В соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом.
Локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам образовательной деятельности. Это акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ).
При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, например, ст. 8 и 372 Трудового кодекса РФ, представительных органов работников (при наличии таких органов).
К нормативным локальным актам образовательной организации относятся:
- Устав образовательной организации – основной локальный акт, регламентирующий её деятельность;
- положения (устанавливают правовой статус структурного подразделения, порядок реализации полномочий); в условиях средне - профессионального образования, например, положение о Студенческом совете; положение о «Поощрении студентов» и т.д.;
- инструкции (определяют порядок осуществления какой-либо функции, деятельности); например, должностные инструкции куратора;
- правила (регламентируют отдельные стороны деятельности образовательной организации и участников образовательного процесса); например, правила внутреннего распорядка.
Многоуровневая система правового регулирования отношений в системе образования позволяет конкретизировать общие положения российского законодательства в форме, доступной для их исполнения на местах, обеспечивает гибкость действующих правовых норм, учёт региональных и местных особенностей образования и реальных условий педагогической деятельности.
Процесс создания и развития воспитательной системы в образовательном учреждении связан с формированием структуры управления данным процессом. Для организационного обеспечения создания и развития воспитательной системы в образовательном учреждении принимаются локальные акты, обеспечивающие эту работу. Поскольку, в зависимости от специфики образовательного учреждения, организационное обеспечение может быть возложено на должностное лицо или группу должностных лиц, а также на специально созданные службы, перечень локальных документов, регламентирующих управление воспитательной системой, может иметь различия в различных образовательных учреждениях.
Государственно-общественный характер современного образования, как норма, предполагает участие в создании и развитии воспитательной системы образовательного учреждения участников, не трудоустроенных в образовательном учреждении, в том числе родителей учащихся.
Для выполнения Государственного заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями времени и Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) образовательное учреждение должно обеспечивать необходимые условия для профессионального развития будущих специалистов. В этом контексте интерес представляет воспитательная деятельность колледжа, как одна из подсистем профессиональной социализации.
Профессиональная социализация - это явление, включающее в себя социальные взаимодействия, связанные с будущей специальностью. Каждая профессия предъявляет к человеку свои специфические требования, наличие профессионально значимых качеств, которым он должен соответствовать.
В процессе обучения происходит знакомство с профессией, профессиональными законами, нравственными нормами, формируется жизненная позиция, форма поведения, способствующая успешности в профессиональной деятельности.
Модель воспитания – это конкретный образ системы воспитания, которая ориентирована на формирование таких профессионально-личностных качеств, способностей человека, которые будут необходимы будущему специалисту. Воспитание в колледже имеет две неразрывно связанные стороны: личностную и профессиональную. Под личностно-ориентированным воспитанием понимается организованный процесс развития человеческого потенциала, который включает в себя следующие составляющие: физический, психический, социальный и культурный потенциалы, для развития, которых определены основные направления воспитательной работы в колледже.
Другим направлением воспитательной работы, является профессиональное воспитание. Мы считаем, что положительное отношение к профессии начинается с возникновения профессиональных интересов.
Анализ научной литературы по проблеме позволяет к приоритетным направлениям воспитательной работы отнести:
Эффективность воспитательной работы повышается, если для каждого из указанных направлений определены желаемые ценностные установки личности и планируемые результаты работы.
Содержание модели воспитательной системы в образовательном учреждении отражено в плане учебно-воспитательной работы образовательной организации. Система взглядов педагогического коллектива образовательной организации на воспитательный процесс, корректирует цели, задачи, принципы, ведущие идеи будущей воспитательной системы.
Итак, подготовка молодежи к профессиональной деятельности должна осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных педагогических технологий, в соответствии с требованиями ФГОС, а формирование общих и профессиональных компетенций возможно лишь тогда, когда для обучающихся создана атмосфера последовательного целенаправленного их включения в решение учебно-воспитательных и производственных задач разной сложности.
Оригинал работы:
Воспитательная работа в системе подготовки студентов к профессиональной деятельности
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.