Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитательная работа в системе подготовки студентов к профессиональной деятельности

28.03.2019 151 218
Уточкина Олеся Александровна
Уточкина Олеся Александровна, зав. отделением

Бердский филиал Новосибирского медицинского колледжа

Организационной основой государственной политики Российской Федерации в области образования являются Федеральная целевая программа развития образования (текущая Программа принята на период 2016-2020 гг.), Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013 - 2020 годы.

Основу нормативно-правовой деятельности воспитательной системы составляет "Конвенция о правах ребенка" (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) которая закреплена в международном законодательстве.

Содержание и организацию воспитательного процесса регламентируют Федеральные государственные образовательные стандарты. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования - это комплекс нормативных, организационных и методических документов, определяющих структуру и содержание образовательных программ, и являющийся основой формирования единого образовательного пространства.

В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом среднего профессионального образования образовательная организация обязана формировать социокультурную среду, создавать условия, необходимые для всестороннего развития и социализации личности, сохранения здоровья обучающихся, способствовать развитию воспитательного компонента образовательного процесса, включая развитие студенческого самоуправления, участие обучающихся в работе общественных организаций, спортивных и творческих клубов.

Основными задачами являются:

  • подготовка высококвалифицированных специалистов;
  • удовлетворение потребности личности в интеллектуальном, социальном, культурном и нравственном развитии, посредством получения среднего профессионального образования;
  • удовлетворение потребностей общества в квалифицированных специалистах;
  • формирование у обучающихся гражданской позиции, способности к труду и жизни в современной цивилизации и демократии;
  • накопление, сохранение и приумножение нравственных, культурных и научных ценностей общества;
  • распространение знаний среди населения, повышение его образовательного и культурного уровня.

Профессиональная образовательная организация должна обеспечивать создание необходимых условий для учебы, профессиональной деятельности, творческого развития обучающихся.

К федеральной нормативно-правовой основе воспитательной деятельности относится: «Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года». Стратегия развивает механизмы, предусмотренные Федеральным законом "Об образовании в Российской Федерации", который гарантирует обеспечение воспитания как неотъемлемой части образования, взаимосвязанной с обучением, но осуществляемой также в форме самостоятельной деятельности.

Наряду с федеральными нормативно-правовыми актами в пределах каждого субъекта Российской Федерации действуют региональные нормативные документы. Региональные акты размещаются на официальных сайтах региональных министерств и департаментов образования. Например: Государственная программа Новосибирской области "Региональная программа развития среднего профессионального образования Новосибирской области на 2015 - 2020 годы".

Наконец, правовое регулирование образовательных отношений осуществляется и внутри образовательных организаций. Для этого служат локальные акты. В соответствии со статьями 28, 30 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация принимает локальные нормативные акты в пределах своей компетенции в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном её уставом.

Локальные нормативные акты принимаются по основным вопросам образовательной деятельности. Это акты, регламентирующие правила приема обучающихся, режим занятий, формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации, порядок и основания перевода, отчисления и восстановления обучающихся, порядок оформления возникновения, приостановления и прекращения отношений между образовательной организацией и обучающимися и (или) родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся (ч. 2 ст. 30 Федерального закона № 273-ФЗ).

При принятии локальных нормативных актов, затрагивающих права обучающихся и работников, учитывается мнение советов обучающихся, советов родителей, представительных органов обучающихся, а также в случаях, предусмотренных трудовым законодательством, например, ст. 8 и 372 Трудового кодекса РФ, представительных органов работников (при наличии таких органов).

К нормативным локальным актам образовательной организации относятся:

- Устав образовательной организации – основной локальный акт, регламентирующий её деятельность;

- положения (устанавливают правовой статус структурного подразделения, порядок реализации полномочий); в условиях средне - профессионального образования, например, положение о Студенческом совете; положение о «Поощрении студентов» и т.д.;

- инструкции (определяют порядок осуществления какой-либо функции, деятельности); например, должностные инструкции куратора;

- правила (регламентируют отдельные стороны деятельности образовательной организации и участников образовательного процесса); например, правила внутреннего распорядка.

Многоуровневая система правового регулирования отношений в системе образования позволяет конкретизировать общие положения российского законодательства в форме, доступной для их исполнения на местах, обеспечивает гибкость действующих правовых норм, учёт региональных и местных особенностей образования и реальных условий педагогической деятельности.

Процесс создания и развития воспитательной системы в образовательном учреждении связан с формированием структуры управления данным процессом. Для организационного обеспечения создания и развития воспитательной системы в образовательном учреждении принимаются локальные акты, обеспечивающие эту работу. Поскольку, в зависимости от специфики образовательного учреждения, организационное обеспечение может быть возложено на должностное лицо или группу должностных лиц, а также на специально созданные службы, перечень локальных документов, регламентирующих управление воспитательной системой, может иметь различия в различных образовательных учреждениях.

Государственно-общественный характер современного образования, как норма, предполагает участие в создании и развитии воспитательной системы образовательного учреждения участников, не трудоустроенных в образовательном учреждении, в том числе родителей учащихся.

Для выполнения Государственного заказа по подготовке высококвалифицированных специалистов в соответствии с требованиями времени и Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) образовательное учреждение должно обеспечивать необходимые условия для профессионального развития будущих специалистов. В этом контексте интерес представляет воспитательная деятельность колледжа, как одна из подсистем профессиональной социализации.

Профессиональная социализация - это явление, включающее в себя социальные взаимодействия, связанные с будущей специальностью. Каждая профессия предъявляет к человеку свои специфические требования, наличие профессионально значимых качеств, которым он должен соответствовать.

В процессе обучения происходит знакомство с профессией, профессиональными законами, нравственными нормами, формируется жизненная позиция, форма поведения, способствующая успешности в профессиональной деятельности.

Модель воспитания – это конкретный образ системы воспитания, которая ориентирована на формирование таких профессионально-личностных качеств, способностей человека, которые будут необходимы будущему специалисту. Воспитание в колледже имеет две неразрывно связанные стороны: личностную и профессиональную. Под личностно-ориентированным воспитанием понимается организованный процесс развития человеческого потенциала, который включает в себя следующие составляющие: физический, психический, социальный и культурный потенциалы, для развития, которых определены основные направления воспитательной работы в колледже.

Другим направлением воспитательной работы, является профессиональное воспитание. Мы считаем, что положительное отношение к профессии начинается с возникновения профессиональных интересов.

Анализ научной литературы по проблеме позволяет к приоритетным направлениям воспитательной работы отнести:

  1. формирование личностных качеств, необходимых для эффективной профессиональной деятельности;
  2. воспитание нравственных качеств, духовности;
  3. формирование у студентов гражданской позиции и патриотического сознания, правовой и политической культуры;
  4. формирование потребности здорового образа жизни;
  5. формирование студенческого самоуправления.

Эффективность воспитательной работы повышается, если для каждого из указанных направлений определены желаемые ценностные установки личности и планируемые результаты работы.

Содержание модели воспитательной системы в образовательном учреждении отражено в плане учебно-воспитательной работы образовательной организации. Система взглядов педагогического коллектива образовательной организации на воспитательный процесс, корректирует цели, задачи, принципы, ведущие идеи будущей воспитательной системы.

Итак, подготовка молодежи к профессиональной деятельности должна осуществляться на основе личностно-ориентированного подхода с использованием современных педагогических технологий, в соответствии с требованиями ФГОС, а формирование общих и профессиональных компетенций возможно лишь тогда, когда для обучающихся создана атмосфера последовательного целенаправленного их включения в решение учебно-воспитательных и производственных задач разной сложности.

 

Оригинал работы:

Воспитательная работа в системе подготовки студентов к профессиональной деятельности




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*