Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Воспитательная система колледжа в условиях профессиональной подготовки медицинских сестер

28.03.2019 1013 1601
Марадулина Людмила Яковлевна
Марадулина Людмила Яковлевна, преподаватель

Бердский филиал Новосибирский медицинский колледж

Особая роль в развитии современного российского общества принадлежит среднему профессиональному образованию, поскольку серьезные изменения в разных сферах государства требуют качественной профессиональной подготовки специалистов.

Главной целью среднего профессионального образования является подготовка учащихся к профессиональной деятельности, т.е. подготовка профессионала на таком уровне мастерства и искусности, который, с одной стороны, соответствует уровню сложности выполняемых задач, предусмотренных моделью специалиста и получаемой ступенью квалификации, а с другой - является необходимым для включения выпускника колледжа в процесс его дальнейшего непрерывного образования как профессионала и современного человека.

Содержание профессионального образования реализуется в предусмотренных учебным планом формах учебной деятельности (аудиторной и внеуадиторной), а также во внеучебной (досуговой) деятельности, организуемой во внутренней среде учреждения и предлагаемой внешней средой образовательной организации. Совокупность всех формы деятельности учреждения профессионального образования ориентирована на обобщенный результат: создание условий для формирования и развития профессионально значимых качеств будущего специалиста. На сформированность у выпускника данных качеств, в процессе профессиональной подготовки оказывают влияние процессы профессионального воспитания и профессионального обучения. Управление данными процессами предполагает совокупность множества мероприятий, в том числе: применение новейших образовательно-воспитательных технологий в образовательном процессе, разработку современных форм и методов внеаудиторной воспитательной деятельности, моделирование воспитательных систем, соответствующих требованиям современности.

Модель воспитания в профессиональном образовании – это конкретный образ системы воспитания в образовательном учреждении, которая ориентирована на формирование таких профессионально-личностных качеств и способностей человека, которые будут необходимы будущему специалисту. При этом особое внимание должно уделяться активной позиции субъектов воспитания.

По мнению ряда исследователей (З.Н. Калинина, Е.В. Дѐкина, Е.В. Чистякова), от воспитательной системы в учреждениях среднего профессионального образования зависит уровень развития личности молодого специалиста, в сфере выбранной им деятельности, становление его духовно-нравственных, умственных, профессиональных, физических и других качеств, а, следовательно, зависит и уровень развития общества в целом, его социальное благополучие.

Обобщенный анализ мнений исследователей позволяет выделить специфические особенности организации воспитательной деятельности в учреждении среднего профессионального образования:

  1. Связь процессов воспитания и социализации студента с процессом его профессионального самоопределения, понимаемого как «определение человеком себя относительно выработанных в обществе (и принятых им) критериев профессионализма», а также взаимосвязанными процессами социально-гражданского и личностного самоопределения.

М.С. Савина формулирует это положение как «принцип единства профессионализации и социализации студентов». С.О. Лукашова подчеркивает, что специфика воспитательной системы профессиональной образовательной организации определяется, с одной стороны, востребованностью и проявленностью субъектной позиции студентов профессиональной образовательной организации (большой удельный вес самостоятельной работы, возможности выбора, осознанность запроса со стороны студентов), с другой – увеличением пространства взаимодействия преподавателей и студентов колледжа (учебный процесс, выполнение дипломных работ, студенческое самоуправление, дополнительное образование).

  1. Воспитывающее влияние профессионального опыта, накапливаемого студентом в образовательном процессе.

Профессиональный опыт В.Ш. Масленникова определяет как систему профессиональных знаний, умений, привычек, формирующуюся в педагогическом процессе образовательной организации и выступающей целостным единым образом профессионального «прошлого» и условием профессионального «будущего» субъекта.

  1. Воспитывающее влияние трудового коллектива.

По словам М.С. Савиной, профессиональное образование «протекает органично и естественно: в отношениях, окрашенных увлеченностью, сотрудничеством и взаимной творческой мотивацией, в которой возникает особая восприимчивость студентов к педагогическим воздействиям».

  1. Открытость и социальное партнерство как принципы построения образовательного процесса среднего профессионального образования, существенно отличающие его от других уровней и типов образования. Реализация данного принципа «предполагает широкое вовлечение в воспитательный процесс всех субъектных ресурсов внутреннего и внешнего образовательного процесса колледжа». В качестве ведущих ресурсов выступают базы учебных и производственных практик, т.е. возможные места трудоустройства, а также организации и учреждения культуры, спорта, туризма и т.п., органы местного самоуправления, родители студентов, общественные организации, средства массовой информации и так далее.
  2. Дискретность (стадийность, этапность) воспитательного процесса в профессиональном образовании.

В работах современных исследователей можно встретить различные подходы к выделению этапов воспитания в системе профессионального образования (В.И. Белов, М.С. Савина, С.В. Евтушенко, Л.Н. Бурняшева, Н.М. Борытко, О.А. Мацкайлова). Например, классификация этапов воспитательной работы, за основу которой взят этап обучения в профессиональной образовательной организации. В ней выделяются следующие кризисные точки: во-первых, первый год обучения (период адаптации к условиям профессионального образования); во-вторых, середину обучения (когда происходит постепенный переход от роли «учащегося» к роли «будущего специалиста», выступающий своеобразной «проверкой на прочность» профессионального выбора, оценкой его правильности); в-третьих, последний год обучения (когда будущий выпускник «остро осознает неотвратимость предстоящего резкого изменения своего социального статуса и потому более восприимчив к педагогическим воздействиям, направленным на формирование профессионального самоопределения»).

Совокупный анализ подходов исследователей к определению понятия "профессиональная воспитанность" (Е. П. Белозерцев, Е. В. Бондаревская, Н. М. Борытко, А. П. Бредихин, И. Е. Булатников, Б. З. Вульфов, Н. Ф. Гейжан, В. П. Жуковский, Г. А. Журавлева, В. И. Загвязинский, И. Ф. Исаев, Г. М. Коджаспирова, Е. Н. Кролевецкая, М. А. Ларина, В. Ш. Масленникова, В. Н. Мезинов, П. Н. Осипов, А. Г. Пашков, А. В. Репринцев, Н. Ф. Пустовалова, С. М. Салов, А. П. Сейтешев, В. А. Сластенин, А. Н. Ходусов и др.), позволяет нам определить ее как сложное интегративное образование в структуре личности, характеризующее отношение человека к избранной профессии. При этом внимание фокусируется на роли различных факторов в формировании установок личности на продуктивную профессиональную деятельность.

Профессиональное воспитание, по мнению Белова В. И., является сложным процессом воздействия на личность, на его мастерство и нравственный облик, интересы. Оно способствует умственному развитию, охватывает всю совокупность элементов обучения, воспитания и трудовой подготовки.

В воспитательном процессе необходимо формировать у студентов положительное отношение к будущей профессии, стремление совершенствовать свою квалификацию и удовлетворять духовные потребности. Положительное отношение к профессии достигается путем разъяснения целей и значимости избранной профессии, с помощью различных способов воздействия на сознание студентов. Знакомя студентов со спецификой их будущей профессии в рамках как учебной, так и внеучебной деятельности, преподавателям нужно психологически готовить их к освоению профессиональных знаний, умений и навыков, вырабатывать установки на самообразование, самовоспитание и самоидентификацию, то есть на саморазвитие и самосовершенствование.

В современном понятии «профессиональная подготовка», представляет основу конкурентоспособного выпускника, и отражает процесс овладения компетенциями (знаниями, умениями, навыками), которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности.

Организация воспитательного процесса в средне - профессиональном образовании по профилю "Сестринское дело" имеет свои специфические особенности, обусловленные характеристикой профессиональных качеств и профессиональной деятельности представителей данной профессии.

Медицинская сестра - это не только наиболее массовая специальность среди медицинских работников, но и связующее звено между человеком, нуждающимся в медицинской помощи, и лечащим врачом, это специалист, от которого в значительной степени зависит качество медицинского обслуживания населения. Наиболее широко известным и часто цитируемым является определение, данное в докладе комитета экспертов ВОЗ в Женеве: «Уникальное призвание медицинской сестры заключается в том, чтобы оказывать отдельному человеку, больному или здоровому, помощь во всем, что способствует здоровью или его восстановлению (либо наступлению безболезненной кончины) и с чем человек мог бы справиться без посторонней помощи, если бы он был достаточно крепок, целеустремлен или информирован, и делать это таким образом, чтобы помочь ему как можно скорее вновь обрести самостоятельность».

Сестринское дело – это искусство и наука одновременно. Оно требует владения специфическими навыками, знаниями и умениям их практического применения, базируется на знаниях и методах различных гуманитарных дисциплин, а также наук, изучающих физические, социальные, медицинские и биологические законы.

Становление будущих медицинских сестер - это процесс развития личности под воздействием различных факторов (обучение и воспитание, социальная среда и др.). Этот процесс включен в процессы профессионального образования и воспитания, социализации, учитывает динамику готовности личности к профессиональной деятельности (теоретическую, практическую, мотивационную).

Профессиональная деятельность специалиста сестринского дела имеет свои особенности в различных подразделениях медицинских организаций, что требует наравне с развитием личностных и общепрофессиональных качеств, формирования узкопрофессиональных навыков по обслуживанию больных. Представляется особенно важным то, что в профессиональной подготовке специалиста сестринского дела возникает необходимость развивать у будущих медицинских сестер определенные личностные качества как профессионально важные. Эти качества медицинской сестры оказывают непосредственное влияние на процесс и результаты её трудовой деятельности. Целью и смыслом деятельности для медицинского работника является больной человек, спасение его жизни и сохранение здоровья, а сферой и средством решения собственно профессионально-медицинских задач выступает профилактическая и лечебно-диагностическая работа, имеющая огромное социальное значение (затрагивает интересы всех граждан).

По мнению Е.А. Климова, труд эффективен, если личностные особенности субъекта труда соответствуют требованиям профессии.

Согласно классификации профессий, профессия медицинской сестры относится к типу «человек – человек». Е.А. Климов описывает основные важные профессиональные качества профессий данного типа:

  1. Особенности психических процессов, связанные с не структурированностью деятельности специалистов: познавательная деятельность определяется сложностью и текучестью, для решения нестандартных ситуаций необходим творческий склад ума, способность моделировать собственную деятельность и предвидеть её возможные последствия.
  2. Высокие требования к коммуникативным и деонтологическим качествам: умение слушать, понимать человека и вести конструктивную беседу; наблюдательность, отзывчивость, доброжелательность.
  3. Развитие эмпатических способностей: требуется способность сопереживать другому человеку, проявлять милосердие.
  4. Особенность к нервно-психической устойчивости, регуляции поведения: выдержка, способность к самоконтролю и взаимоконтролю.
  5. Требования к широкому кругозору, знаниям.
  6. Качества направленности личности (гуманизм, долг, альтруизм).

В профессиональном обучении проявляются личностные характеристики человека (познавательные интересы, ответственность, внимательность, уравновешенность и др.) и психофизиологические особенности (зависят от типа нервной системы, темперамента, особенностей саморегуляции и др.). Вместе с тем, профессия медицинского работника требует от студентов, поступивших в средне-профессиональное учебное заведение, повышенной мотивации и работоспособности, усидчивости, аккуратности в учебной и профессиональной деятельности, способности быстро и активно сосредотачиваться, серьезности и независимости суждений.

Профессиональное воспитание представляет собой целенаправленный процесс управления обстоятельствами социального и профессионального развития студентов в воспитательном пространстве образовательного учреждения. Применительно к будущим медицинским работникам оно предполагает формирование профессиональной направленности, интереса и ответственного отношения к избранной профессии, понимания ее общественного и личностного смысла, сознательного и творческого отношения к делу, воспитание специфического профессионального поведения, отвечающего нормам и правилам профессиональной медицинской этики.

Современная система профессионального образования ориентирована на реализацию компетентностного подхода: формирование общих и профессиональных компетенций обучающихся в образовательном процессе согласно квалификационным требованиям и морально-этическим нормам данной профессии. Следовательно, профессиональная компетентность медицинской сестры определяется совокупностью профессиональных знаний, умений и навыков, профессионально-личностными качествами, которые обеспечивают внутреннюю готовность осуществлять профессиональную деятельность в соответствии с требованиями и нормами медицинской профессии.

Как утверждает Л.А. Васильева, «профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена формируется уже на стадии профессиональной подготовки специалиста в стенах учебного заведения. Обучение в колледже является процессом формирования качественных основ профессиональной компетентности на основе деятельной позиции субъекта в соотношении с развитием ценностной сферы личности». Развитие профессиональной компетентности после окончания обучения предполагает стремление к самореализации себя в полученной профессии, к усовершенствованию имеющегося профессионального опыта и получению нового, к самообразованию.

Реализация компетентностного подхода в обучении полагает в предусмотренных учебным планом учебных курсах и различных видах практик использование активных методов обучения, ориентированных на поисковую, проектную деятельность, то есть, на развитие общеучебных компетенций. По мнению Л.А. Васильевой, профессиональная компетентность медицинского работника среднего звена предусматривает наличие творческой составляющей, которая характеризуется новшеством в профессиональной деятельности и может проявляться в личностной и профессиональной сферах деятельности.

Таким образом, компетентностный подход позволяет внести личностный смысл в образовательный процесс и создает существенные предпосылки для достижения образовательных результатов получателей образовательных услуг. В этих задачах отражен инновационный механизм развития воспитания в профессиональном образовании от «системы воспитательной работы» к «системе воспитания компетентной личности».

 

Список литературы

 

  1. Левина И. Д. Социализация и воспитание студентов в системе профессионального образования // Среднее профессиональное образование. - 2014. - № 1. - С. 7.
  2. Савина М. С. Среднее профессиональное образование: актуальные задачи воспитания // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 1. - С. 8-12 Режим доступа: URL:http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1027138 (дата обращения: 23.10.2014).
  3. Лукашева С. О. Становление воспитательной системы колледжа // Среднее профессиональное образование. - 2010. - № 2. - С. 55.
  4. [1]Масленникова. В. Ш. К вопросу современных проблем воспитания в системе профессионального образования // Вестник Чувашского университета. - 2006. - № 5. - С. 250- 253. Режим доступа: URL:http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-sovremennyh-problem-vospitaniya-v-sisteme-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 03.12.2014)
  5. Савина М. С. Среднее профессиональное образование: актуальные задачи воспитания // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 1. - С. 8-12 Режим доступа: URL:http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1027138 (дата обращения: 23.10.2014).
  6. Субботин В. Н. Развитие системы воспитания учащихся в учреждении среднего профессионального образования в современных условиях : дисс. … канд. пед. наук : (13.00.01).- Москва, 2004. - 153 с. -Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 03.12.2014).
  7. Белов В. И. Профессиональное воспитание: методология, теория, опыт.- СПб, 2000. -. С. 39.
  8. Савина М. С. Среднее профессиональное образование: актуальные задачи воспитания // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 1. - С. 8-12 . -Режим доступа: URL:http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1027138 (дата обращения: 23.10.2014).
  9. Бурняшева Л. Н. Социальное воспитание учащейся молодежи в учреждении непрерывного профессионального образования : дисс. … канд. пед. наук (13.00.08). - Невиномысск, 2006. - 194 с. -Режим доступа: URL http://www.dissercat.com/(дата обращения: 13.11.2014).
  10. Борытко Н. М. Воспитание субъектности студента как основа гуманитаризации профессионального образования // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2009. - № 4. - С. 37-42. - Режим доступа: URL:http://elibrary.ru/item.asp?id=12857979 (дата обращения: 03.12.2014).
  11. Максимова З. Р. Педагогическое сопровождение профессионального самоопределения студентов средних специальных учебных заведений : на примере специальности «Графический дизайн»: дисс. канд. пед. наук (13.00.08). - М., 2008. - 154 с. - Режим доступа: URL: http://www.dissercat.com/ (дата обращения: 11.08.2015).
  12. Белов В.И. Профессиональное воспитание в системе современных воспитательных концепций // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. - 2006. - № 14. - Режим доступа: URL: http://cyberleninka.ru/article/n/professionalnoe-vospitanie-v-sisteme-sovremennyh-vospitatelnyh-kontseptsiy. (дата обращения: 11.12.2014).
  13. Шанц Е.А. Профессиональная подготовка студентов вуза как целостная педагогическая система // Теория и практика образования в современном мире: материалы междунар. научн. конф. (г. Санкт Петербург, февраль, 2012г.). - СПб.: Реноме, 2012. - С. 383-386. - Режим доступа: URL: http://elibrary.ru/item.asp?id=25528699 (дата обращения: 11.07.2015).
  14. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 502 (ред. от 24.07.2015) "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 34.02.01 Сестринское дело" (Зарегистрировано в Минюсте России 18.06.2014 N 32766) - Режим доступа URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_166959/ (дата обращения: 23.09.2015).
  15. Парахина О. В. Профессиональное воспитание будущего медицинского работника: от теоретической модели – к реалиям профессиональной деятельности // Вестник Костромского государственного университета им. Н. А Некрасова. - 2011. - № 1. - С.108-113. - Режим доступа: URL:
  16. Масленникова. В. Ш. К вопросу современных проблем воспитания в системе профессионального образования // Вестник Чувашского университета. Йошкар-Ола - 2006. - № 5. - С. 250- 253. - Режим доступа: URL:http://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-sovremennyh-problem-vospitaniya-v-sisteme-professionalnogo-obrazovaniya (дата обращения: 03.12.2014).
  17. Ромм Т. А. Стандартизация воспитания в высшем профессиональном педагогическом образовании // Сибирский педагогический журнал. - Новосибирск - 2013. - № 5. - С. 92.
  18. Гончаров С. З. О значении социокультурной идентичности в профессиональном образовании // Личность в профессионально-образовательном пространстве: Материалы XII Всеросс. научно-практ. конференции с междунар. участием / науч. ред. Д. П. Заводчиков. - Екатеринбург - 2013. - С 18-22. - Режим доступа: URL http://elibrary.ru/item.asp?id=21752827(дата обращения: 03.11.2015)
  19. Савина М. С. Среднее профессиональное образование: актуальные задачи воспитания // Педагогический журнал Башкортостана. - 2012. - № 1. - С. 8-12. - Режим доступа: URL:http://elibrary.ru/contents.asp?issueid=1027138 (дата обращения: 23.10.2014).
  20. Васильева Л. А. Компетентностная модель выпускника медицинского колледжа // Проблемы и перспективы развития образования: материалы междунар. науч. конф. (Пермь, апрель 2011 г.). - Пермь: Меркурий, 2011.- С. 7–9. - Режим доступа: URL http://moluch.ru/conf/ped/archive/17/506/ (дата обращения: 09.01.2016).

 

Оригинал работы:

Воспитательная система колледжа в условиях профессиональной подготовки медицинских сестер




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*