Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы обучения информатике в старших классах школы

25.03.2019 939 1584
Кондратов Андрей Борисович
Кондратов Андрей Борисович, преподаватель

Урюпинский агропромышленный техникум

Мы живем в динамичное время. Технологические и социальные изменения происходят настолько стремительно, что подходы к обучению школьников оправданные всего десятилетие назад уже не соответствуют современным реалиям. Социальный заказ требует от нас подготовки людей компетентных, способных к самореализации в изменяющихся условиях, самостоятельному обучению на протяжении всей жизни.

Современный выпускник должен уметь работать с большими информационными массивами, с потоками разнородных данных. Уметь систематизировать информацию, использовать ее для решения реальных задач.

Во всех учебных курсах обучаемые получают тот или иной опыт работы с информацией.

Но, как показывает практика, многие учащиеся старших классов не умеют анализировать бессистемные данные даже в простых задачах. Главная проблема в том, что они не всегда могут увидеть главное и второстепенное, отделить лишнее. Не соотносят ситуацию с изученным ранее.

Эта ситуация особенно ярко проявляется при изучении информатики и информационных технологий, во многом связанном с систематизацией представления информации. Например, у обучаемых, при изучении реляционных баз данных, не получается построить адекватную структуру таблиц. При изучении программирования они не могут разобраться с типами данных, не соотносят их с изученными ранее методами кодирования информации в компьютере.

Почему так происходит? На наш взгляд, во многом это следствие того, что проблемы структурирования данных в курсе информатики системно не рассматриваются. Эти вопросы изучаются сегодня разрозненно. Для каждого вида программных сред, для каждого вида задач изучаются только те способы систематизации, которые свойственны конкретной информационной технологии. В результате этого некоторые частные вопросы по нескольку раз дублируются в разных разделах курса, а общие закономерности совсем выпадают из внимания.

Изучение информатики отличается тем, что задачи курса относятся и к другим предметным областям знаний, например, математике и физике, носит метапредметный характер. Объектом изучения науки информатики являются не цели, а закономерности. Этот предмет предполагает практическое применение полученных знаний, умений и навыков.

В настоящее время обучаемые не просто должны знать о существовании компьютера, а уметь его успешно использовать для решения практических задач.

По современным представлениям педагогической психологии и дидактики основным аспектом обучения является формирование способов действий, реализуемых через умения. Осуществимо это может быть только в процессе деятельности. Развитие современного общеобразовательного курса информатики связано с доминированием деятельностного подхода. Специфика предметной области отражается в конкретных видах учебных действий.

При этом нередко центральное место в учебных курсах школ и вузов занимает обучение технологии работ с Microsoft Office.

Современный уровень развития науки и техники привел к тому, что элементная база компьютеров, их программное обеспечение меняются на столько стремительно, что как бы ни старалось образование за этими изменениями успеть, все равно будет наблюдаться отставание. Появляются новые технологии обработки информации.

Конечно, содержание школьного курса информатики должно стремиться отвечать современному уровню развития науки и техники. Поэтому необходимо менять содержание многих учебных тем, расширять их количество в рамках учебного курса.

К сожалению, существующее компьютерное оборудование образовательных учреждений не может быть мгновенно заменено на новейшее. Никаких денег не хватит. Такие же трудности возникают и с приобретением лицензий на новое программное обеспечение. Тем не менее готовить компетентных выпускников надо. Что же делать?

Мы считаем, что необходимо перенести «центр тяжести» курса информатики с освоения конкретных технологий на изучение фундаментальных основ и принципов работы с информацией. Формировать на уроках у учащихся системное мышление, понимание единых информационных связей природных и социальных явлений. Учить оперативно обрабатывать информацию и на ее основе принимать обоснованные решения.

При изучении прикладных программных продуктов обращать внимание на общие закономерности их работы. При необходимости применять новые методы и средства обучения.

И тут мы подходим к еще одной проблеме изучения школьного курса информатики. Беда в том, что у большинства обучаемых в настоящее время сформировано клиповое мышление.

Многие специалисты считают это явление защитным механизмом, позволяющим мозгу человека адаптироваться к современной жизни. Мир современного школьника — это калейдоскоп из коротких сообщений, ярких образов, осколков информации.

Они мало читают и не понимают смысла прочитанного. Министр просвещения О.Ю. Васильева не раз упоминала в своих выступлениях о том, что положение дел с функциональным чтением становится близким к катастрофическому.

Школьники моментально забывают даже то, чему их учили буквально вчера.

Особенностью клипового мышления является то, что у его обладателя любая информация не откладывается в сознании. В результате этого ему сложно анализировать ситуацию.

Люди становятся податливы к манипулированию, если использовать для их мотивации короткие сообщения с эмоциональным акцентом.

Минус клипового мышления заключается еще и в том, что оно снижает порог человеческой чувствительности к переживаниям других людей. Клиповое мышление делает восприятие сиюминутным.

Но у этого явления имеется и обратная сторона. В первую очередь, это защита мозга от перегрузки. Сознание таким образом подстраивается под необходимость получения больших объемов информации из разных источников. Во-вторых, многозадачность. Такие люди одновременно могут делать несколько дел: выполнять работу или делать уроки, общаться в чате, слушать музыку. В-третьих, клиповое мышление ускоряет реакцию. Его обладатели быстрее реагируют на любые изменения или стимулы.

Клиповое мышление достойно рассмотрения в отдельной статье. Для нас важно, что явление объективно и, хотим мы этого, или не хотим, масштабы его распространения растут. Явление не врожденное, а приобретенное. Более того, люди с клиповым сознанием порождают себе подобных. Это уже приобрело массовый характер, на детей влияют их родители. Нам придется что-то с этим делать.

Существующая система образования, где все делается старыми методами ничем не может помочь. Учителя и преподаватели, получившие хорошее советское образование, не понимают учащихся. Учащиеся, в свою очередь, не понимают учителей. Как результат — недовольство с обеих сторон, неуспеваемость, конфликты. Явление распространяется и на родителей. «Деточку» ни за что обидели. Никто не принимает во внимание, что на уроке «деточка» шестнадцати — семнадцати лет сидела со смартфоном в обнимку и урок прошел мимо его/ее сознания. Вышеизложенное наблюдается при изучении всех дисциплин, но, особенно, на уроках информатики. Вывод простой — надо что-то менять.

Во-первых, нужно понять , чем современные обучающиеся отличаются от детей 80-х, - 90-х годов прошлого века. Как они воспринимают мир, чего хотят, каковы особенности их поведения.

Во-вторых, необходимо изменить процесс обучения так, чтобы он соответствовал их восприятию.

В-третьих, попробовать научить обучаемых мыслить так, как мыслит учитель. Может быть удастся в результате получить личность мыслящую творчески. Обратный процесс, как правило, ни к чему хорошему не приводит.

В-четвертых, больше уделять внимание заданиям, которые имеют конечный осязаемый результат. Который можно «потрогать». Это может быть программа для построения графиков функций, электронная таблица для решения квадратных уравнений и т. д. Максимально использовать эмоции и средства мотивации. Давать больше творческих заданий, которые вызывают эмоции, будят чувства, побуждают к дальнейшему движению.

В-пятых, давать задания, результаты которых невозможно списать из Интернета. Не секрет, что в последние годы «палочкой-выручалочкой» для большинства обучаемых стали готовые ответы из сети.

Если дальше следовать по накатанному пути в образовании, пытаться навязывать стандартные способы мышления, то или мы встретим активное сопротивление, или получим серую безмолвную массу.

Если явления клипового сознания нельзя избежать, значит его присутствие необходимо учитывать в преподавании информатики. Можно использовать его плюсы и стараться избегать минусов.

Нужно сконцентрировать усилия на исследовании задач. Помочь обучаемым сделать предельно краткое обобщение условий, на основании которых представить словесную формулу. Главная задача учителя в этой ситуации – помочь ребятам.

Научить на каждом этапе выполнения работы задавать себе вопрос «всё ли мне понятно?» Это простое действие поможет проанализировать задачу и не пройти мимо проблем. Научить находить ответы на непонятное. Современные школьники, как правило, не умеют пользоваться Интернетом для поиска необходимой информации. Все их «познания» заканчиваются в соцсетях и на игровых платформах. Нужно научить их подходить к полученной информации критически и перепроверять ее из нескольких источников.

Особое внимание стоит уделить вопросам составления предположительной цепочки, для фиксирования хода рассуждений и дальнейших обобщений. Прежде всего, это способствует осознанному восприятию поставленной задачи. Помогает в аргументации своих доводов. Выстраивая работу, можно повторить пройденное, можно провести параллели между решением других задач, уловить общие закономерности.

В работе с обучаемыми можно использовать так называемый «Метод парадоксов», который был разработан М.Казиником, профессором и педагогом с мировым именем. Этот метод развивает аналитические способности и критическое мышление. Озвучиваются два взаимоисключающих утверждения, как правило, ученики задумываются. Этот метод легко использовать при изучении информатики, так как на практике для достижения цели можно использовать множество путей, некоторые из которых исключают друг друга. Поиск парадоксов и противоречий учит обучаемых думать. Более того — это та ситуация, когда негде списать. Нет готового решения.

Везде, где это возможно, следует устраивать дискуссию. Дискуссия позволяет научить школьников анализировать и понимать позиции людей с противоположными взглядами.

Важно объяснить обучающимся, что для принятия верного решения нужно посмотреть на проблему со всех сторон.

Придется решать однотипные задачи, многократно повторять изученный ранее материал.

Но, самое главное — постоянно мотивировать обучаемых путем внедрения заданий в курсе информатики, имеющих профессиональную направленность.

В итоге обучаемые должны научиться понимать, что решение любой задачи должно начинаться с анализа имеющихся сведений, с оценки свойств данных, содержащихся в этих сведениях (полноты, полезности, достоверности, актуальности и т.п.). Получить опыт выделения существенных для решения задачи данных и существующих между ними связей. Научиться осознанно выбирать модель структур данных, адекватных условиям задачи и возможностям программной среды, позволяющих применить наиболее эффективный метод решения задачи, быстрее осуществить поиск информации, точнее провести расчеты, экономнее хранить данные . Получить опыт поиска недостающих для решения задачи сведений путем обращения к словарям, справочникам, базам данных, ресурсам сети.

Таким образом, можно сделать следующие выводы. Для повышения качества обучения в школьном курсе информатики должны произойти изменения. Старые методы устаревают. Нужно усилить изучение фундаментальных основ и принципов работы с информацией, при изучении прикладных программных продуктов обращать внимание не на частности, а на общие закономерности их работы. Необходимо обратить внимание на психологию современных учащихся и учитывать особенности их сознания и мироощущения для достижения положительных результатов обучения.

 

Оригинал работы:

Проблемы обучения информатике в старших классах школы




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*