Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаАннотация:
Заочное обучение - форма организации учебного процесса для лиц, сочетающих получение образования с профессиональной трудовой деятельностью, является частью системы непрерывного образования.
Предполагается самостоятельное прохождение учащимися отдельных разделов учебных курсов, в соответствии со специально разработанными учебными программами и планами, выполнение контрольных заданий, проверяемых периодически специализированными учебными заведениями, и очную сдачу в нем установленных экзаменов [3].
Первое упоминание об обучении без отрыва от основной деятельности возникло в связи с разработкой метода использования почтовой связи для рас-сылки ученикам указаний, контрольных работ и других учебных материалов и получение от них вопросов и выполненных заданий. Авторами этого нововве-дения, которое появилось более 130 лет тому назад, были Ч. Тусен, преподаватель французского языка Берлинского университета, и Г. Лангеншейд, член Берлинского общества современных языков. [2].
В России заочная форма обучения была сформирована и начала свое действие как одна из дополнительных форм обучения. Изначально она создавалась, чтобы гарантировать равенство прав на образование для различных социальных слоев общества, и, прежде всего, для рабочей молодежи. В дальнейшем заочная форма образования стала самостоятельной и сравнялась в правах со стационарной формой обучения.
Задачи заочного среднего профессионального образования соотносятся с задачами социально-экономического развития государства, требований к специалисту сегодняшнего дня, которого должны отличать инициатива и ответственность, потребность в постоянном обновлении и обогащении своих знаний, способность принимать новаторские решения.
Подготовка специалистов по всем формам обучения ведется в соответствии с единой квалификационной характеристикой. Учебный план заочного обучения, определяющий перечень изучаемых дисциплин, содержит те же циклы учебных предметов, что и при дневном обучении. Их изучение осуществляется по единым программам.
Многие исследователи заочного обучения отмечают ряд преимуществ такой формы, это:
-возможность совмещения работы и учебы;
-индивидуализацию обучения, позволяющую обучающимся выбирать собственный темп и график учебной деятельности;
-при одновременном обучении и работе по той же специальности обучающийся получает возможность соотносить теорию с практикой.
-обучающийся имеет возможность получать специальность по заочной форме и учится в другом учебном заведении;
-отсутствие возрастных ограничений для получения образования;
-реальная возможность получить среднее профессиональное образование для лиц, проживающих в сельской местности, где отсутствуют образовательные учреждения данного уровня;
-возможность получить образование лицам, имеющим медицинское ограничение для получения регулярного образования в стационарных условиях, а также военнослужащим.
Наряду с преимуществами заочного обучения исследователи отмечают и ряд недостатков:
-самый важный из них — отсутствие контакта между преподавателем и студентом в период между сессиями, невозможность оперативного получения консультации при решении учебных задач;
-нет общения в студенческой среде;
-требуются навыки самостоятельной работы;
-меньшая степень контроля процесса обучения;
-почти нет лабораторных и практических работ;
-затрудненный доступ к библиотечным фондам;
-в качестве учебных пособий студентам-заочникам предлагают литературу, предназначенную для дневных отделений (а заочникам нужны специфические учебники, способные заменить отсутствующего преподавателя; пока таких учебников недостаточно);
-прерывистость учебного процесса;
-и наконец, отсутствие практической составляющей в обучении у тех, кто не работает по профилю специальности.
Заочная форма обучения специалистов со средним профессиональным образованием в нашем техникуме осуществляется сравнительно недавно.
В 2014 году был осуществлен первый набор обучающихся по специальности Экономика и бухгалтерский учет.
На сегодняшний день у нас на заочном отделении обучаются три группы по специальностям: Экономика и бухгалтерский учет, Маркшейдерское дело, Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта.
Координация деятельности отделения осуществляется заместителем директора по учебной работе и методистом.
Первоочередная задача заочного отделения состоит в том, чтобы помочь обучающимся освоить образовательную программу с высоким качеством, подготовить специалистов, умеющих ориентироваться в современном образовательном социуме.
Учитывая особенности заочного обучения, которые выделяют зарубежные и отечественные исследователи, мы придерживаемся следующих принципов:
-обучение должно быть проблемно ориентировано;
-обучение должно опираться на опыт самих обучающихся;
-опыт, полученный в результате обучения, должен быть значимым для обучающегося;
-цели обучения должны быть сформулированы при участии обучающихся;
-обучающийся должен получать информацию о достигнутом прогрессе по отношению к целям.
Для решения проблемы управления самостоятельной работой обучающихся, со стороны образовательного учреждения проводится следующее:
-квалифицированные инструктажи, которые включают в себя конкретное определение объема выполнения работы и ориентировку обучающихся на ее выполнение;
-обучающимся выдается график выполнения заданий, учебная программа, методические указания и контрольные задания, составленные таким образом, чтобы помочь им организовать самостоятельную работу и облегчить усвоение учебных дисциплин;
-создаются условия для успешной работы студентов (наличие в библиотеке необходимой литературы, учебных пособий и методических рекомендаций).
-в стадии разработки находится программное обеспечение, которое позволит использовать в дальнейшем в процессе обучения элементы дистанционных технологий.
-каждый преподаватель, работающий на заочном отделении, имеет свою электронную почту, что позволяет создать условия для общения между преподавателем и обучающимся в период между сессиями возможность оперативного получения обучающимся консультации при решении учебных задач и своевременной сдачи выполненных заданий;
-для создания условий общения в студенческой среде, в популярной бесплатной системе WhatsApp, позволяющей мгновенно пересылать текстовые сообщения, изображения, видео и аудио через Интернет, созданы группы, состоящие из обучающихся заочного обучения определенной специальности и методиста заочного отделения. Данная система позволяет обучающимся делиться информацией между собой, и кроме этого, получать от методиста объявления или иную нужную информацию.
Анализируя достоинства и недостатки заочного обучения, можно сделать следующие выводы:
-заочная форма обучения и далее будет востребована, так как всегда найдутся те, кому придется совмещать работу и обучение;
-необходимо более широкое привлечение в образование обучающихся по заочной форме интернет ресурсов, в частности элементов дистанционного обучения;
-выстроить систему взаимосвязи между студентом и преподавателем таким образом, чтобы каждый студент мог иметь возможность задать все интересующие его вопросы и получить на них квалифицированный ответ;
-необходимо создать взаимодействие между работодателями и учебными заведениями с привлечением сотрудников предприятий к преподаванию специальных и общепрофессиональных дисциплин и строить изучение программы обучения исходя из потребностей потенциального заказчика - предприятия.
Все это позволит перевести заочное обучение на новый более качественный уровень подготовки высококвалифицированных специалистов, способных работать в сфере инновационной экономики, быть конкурентно-способными и востребованными на рынке труда.
Библиографический список
1.Ермоленко В. А. Профессиональное обучение безработных граждан: учебные планы и программы // Магистр. 1995. № 2. С. 53-57.
2.Полонский В. М. Научно-педагогическая информация: Словарь-справочник. М.: Новая школа, 1995. - 256 С.
3.Содержание подготовки инженеров-педагогов: Сб. науч. тр. -Свердловск: Свердл. инж.-пед. ин-т, 1987. 136 С.
Оригинал работы:
Проблемы организации заочного обучения в Чукотском полярном техникуме и пути их решения
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.