Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Целесообразность применения интерактивных технологий

21.03.2019 1517 5679
Колухин Юрий Федорович
Колухин Юрий Федорович, преподаватель

Боровичский автомобильно-дорожный колледж

В условиях модернизации российского образования перед современным педагогом стоят задачи формирования и воспитания всесторонне развитой личности студента, развитие умения брать на себя ответственность при принятии решений; толерантность, умение работать с различными видами информации; способность постоянно повышать свое образование и т.д. Таким образом, перед преподавателем специальных дисциплин колледжа среднего профессионального образования стоят задачи воспитания умений, навыков в профессии, а также развития общей культуры студентов. Основной формой общения преподавателя и студента был и остается урок. Сделать урок интересным, суметь мотивировать учащегося на дальнейшую познавательную деятельность, вовлечь в работу как можно большее количество студентов, научить студента анализировать и видеть причинно-следственные связи событий, развить в нем творческое мышление эти и многие другие задачи стояли перед педагогами всегда. В условиях развития современного общества предметно- информационная среда активно расширяется. Объем информации выходит далеко за пределы учебников и книг по специальности и связано с интенсивным развитием средств массовой информации, Интернет ресурсов и других источников знаний по специальности. Люди престали быть «путешественниками в кресле». Методика преподавания предлагает преподавателю специальных дисциплин набор приемов, форм и методов организации и проведения урока. Цель данной работы создать мотивации в изучении специальности. Само слово «интерактивные» происходит от англ. (inter - "между"; act — "действие") таким образом, дословный перевод обозначает интерактивные методы - позволяющие учиться взаимодействовать между собой; а интерактивное обучение - обучение, построенное на взаимодействии всех обучающихся, включая педагога. Эти методы наиболее соответствуют личностно ориентированному подходу, так как они предполагают со-обучение (коллективное, обучение в сотрудничестве), причем и обучающийся и педагог являются субъектами учебного процесса. Педагог чаще выступает лишь в роли организатора процесса обучения, лидера группы, создателя условий для инициативы студентов. "Интерактивность" означает способность взаимодействовать или находиться в режиме диалога. Следовательно, интерактивное обучение — это, прежде всего, диалоговое обучение. Диалог возможен и при традиционных методах обучения, но лишь на линиях "учитель — ученик" или "учитель — группа студентов (аудитория)". При интерактивном обучении диалог строится также на линиях "ученик — ученик" (работа в парах), "ученик — группа студентов" (работа в группах), "ученик - аудитория" или "группа студентов — аудитория" (презентация работы в группах), "ученик — компьютер" и т.д.

Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность студентов в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новое знание, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение. Значительны и воспитательные возможности интерактивных форм работы. Они способствуют установлению эмоциональных контактов между учащимися, приучают работать в команде, снимают нервную нагрузку школьников, помогая испытать чувство защищенности, взаимопонимания и собственной успешности. Интерактивное обучение требует использования специальных форм организации познавательной деятельности и ставит вполне конкретные и прогнозируемые цели, например, создание комфортных условий обучения и включенность студентов в учебное взаимодействие, что делает продуктивным сам процесс обучения. По сравнению с традиционным обучением в интерактивном обучении меняется взаимодействие педагога и студентов: активность педагога уступает место активности студентов, а задачей педагога становится создание условий для инициативы. Можно выделить несколько методов интерактивного обучения, которые активно могут применяться на уроках по специальности и обществознания: "мозговой штурм", метод синквейна, кластер, RAFT технологии, Дебаты, ПОПС формула, методика «толстых и тонких вопросов» и др. В работе будут рассмотрены интерактивные методы в преподавании уроков по специальности, используемые инновационные технологии для формирования специальных навыков у студентов. В практике обучения применяю следующие современные образовательные технологии обучения:

1. Технология проектного обучения

Одной из технологий, обеспечивающей личностно-ориентированное воспитание и обучение, является технология проектного обучения, так как она практически вбирает в себя и другие современные технологии. Концептуальная основа технология проектного обучения разработана в 20 веке американскими учеными Дж.Дьюи и В.Х.Килпатриком.

В основе технологии лежит деятельностный подход, целесообразная деятельность обучающегося, проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для студента.

Цель проектного обучения — создать условия, при которых обучающиеся:

• самостоятельно и охотно приобретают недостающие знания из разных источников;

• учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач;

• приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах;

• развивают исследовательские умения (умения выявления проблем, сбора информации, наблюдения, проведения эксперимента, анализа, построения гипотез, общения);

• развивают системное мышление.

Исходными теоретическими позициями проектного обучения являются:

1) в центре внимания — обучающийся, содействие развитию его творческих способностей;

2) образовательный процесс строится не в логике учебного предмета, а в логике деятельности, имеющей личностный смысл для студента, что повышает его мотивацию в учении;

3) индивидуальный темп работы над проектом обеспечивает выход каждого студента на свой уровень развития;

4) комплексный подход в разработке учебных проектов способствует сбалансированному развитию основных физиологических и психических функций студента;

5) глубоко осознанное усвоение базовых знаний обеспечивается за счет универсального их использования в разных ситуациях.

Известный исследователь в области современных технологий обучения студентов Е.С. Полат определяет метод проектов как «определенным образом организованную поисковую, исследовательскую деятельность студентов, индивидуальную или групповую, которая предусматривает не просто достижение того или иного результата, оформленного в виде конкретного практического выхода, но и организацию процесса достижения этого результата».

2. Информационно-коммуникационные технологии

В современной науке существует много различных подходов к определению термина "информационно-коммуникационные технологии". Согласно словарю Педагогического обихода (под ред. д.п.н. Л.М. Лузиной), информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) – это совокупность средств и методов преобразования информационных данных для получения информации нового качества (информационного продукта).

Средства информационно - коммуникационных технологий - это программные, программно-аппаратные и технические средства и устройства, функционирующие на базе микропроцессорной, вычислительной техники, а также современных средств и систем транслирования информации, информационного обмена, обеспечивающие операции по сбору, продуцированию, накоплению, хранению, обработке, передаче информации и возможность доступа к информационным ресурсам локальных и глобальных компьютерных сетей. Методисты выделяют несколько классификаций средств ИКТ. В соответствии с первой классификацией, все средства ИКТ, применяемые в системе образования, можно разделить на два типа: аппаратные (компьютер, принтер, сканер, фотоаппарат, видеокамера, аудио- и видеомагнитофон и др.) и программные (электронные учебники, тренажеры, тестовые среды, информационные сайты, поисковые системы Интернета и т.д.)

Преимущества использования ИКТ в образовании перед традиционным обучением

1. Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления учебной информации. Применение цвета, графики, звука, всех современных средств видеотехники позволяет воссоздавать реальную обстановку деятельности.

2. Компьютер позволяет существенно повысить мотивацию студентов к обучению. Мотивация повышается за счет применения адекватного поощрения правильных  решений задач.

3. ИКТ вовлекают  студентов в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности.

4. Использование ИКТ в учебном процессе увеличивает возможности постановки учебных задач и управления процессом их решения. Компьютеры позволяют строить и анализировать модели различных предметов, ситуаций, явлений.

5. ИКТ позволяют качественно изменять контроль деятельности студентов, обеспечивая при этом гибкость управления учебным процессом.

6. Компьютер способствует формированию у студентов рефлексии. Обучающая программа дает возможность обучающимся наглядно представить результат своих действий, определить этап в решении задачи, на котором сделана ошибка, и исправить ее.

Основные направления использования ИКТ в учебном процессе:

1)При изложении нового материала — визуализация знаний (демонстрационно - энциклопедические программы; программа презентаций Power Point);

2)Проведение виртуальных лабораторных работ с использованием обучающих программ;

3)Закрепление изложенного материала (тренинг — разнообразные обучающие программы, лабораторные работы);

4)Система контроля и проверки (тестирование с оцениванием, контролирующие программы);

5)Самостоятельная работа студентов (обучающие программы, энциклопедии, развивающие программы);

6)При возможности отказа от классно-урочной системы: проведение интегрированных уроков по методу проектов, результатом которых будет создание Web-страниц, проведение телеконференций, использование современных Интернет-технологий; конструирование, моделирование, изготовление приспособлений ремонта автомобилей.

7)Тренировка конкретных способностей студента (внимание, память, мышление и т.д.). Большую роль ИКТ играют в запоминании как логическом завершении процесса усвоения. Они способствуют закреплению полученных знаний, создавая яркие опорные моменты, помогают запечатлеть логическую нить материала, систематизировать изученный материал. Особенно должно учитываться педагогом эмоциональное воздействие информации. Если важно сконцентрировать внимание студентов на содержании предлагаемого материала, то сила эмоционального воздействия вызывает интерес и положительный эмоциональный настрой на восприятие. К дидактическим функциям ИКТ относятся:

- организация различного рода совместных исследовательских работ обучаемых (метод проектов, работу в малых группах и т.д.);

- организация оперативных консультаций обучаемых из центров дистанционного обучения;

- формирование у обучаемых коммуникативных навыков и культуры общения (что предполагает умение кратко и четко формулировать собственные мысли, терпимо относится к мнению собеседника, аргументировано доказывать свою точку зрения и уметь слушать и уважать мнение партнера);

- формирование умения добывать информацию из различных источников и обрабатывать ее с помощью компьютерных технологий. В образовательном взаимодействии педагога и студента одной из актуальнейших проблем является привлечение и сохранение внимания на протяжении всего урока. К.Д. Ушинский считал внимание чрезвычайно важным фактором, способствующим успешности обучения. Он указывает педагогу несколько средств сохранения внимания: усиление впечатления, прямое требование внимания, меры против рассеянности, занимательность преподавания. Эти средства присущи ИКТ, которые обладают широким диапазоном выразительных, художественных и технических возможностей, позволяет легко усилить впечатление от излагаемого материала. Применение новых информационно-коммуникационных технологий позволяет педагогу выполнять работу быстро, качественно, эффективно:

-планировать и анализировать;

-систематизировать и обобщать;

-проводить диагностику;

-выполнять оформительскую работу.

3. Технология проблемного обучения

Цель технологии проблемного обучения - развитие познавательной активности, творческой самостоятельности студентов. Сущность - последовательное и целенаправленное выдвижение перед учащимися познавательных задач, разрешая которые обучаемые активно усваивают знания. Механизм - поисковые методы; постановка познавательных задач.Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности студентов по решению учебных проблем, в ходе которых у студентов формируются но­вые знания, умения и навыки, развиваются способности, познавательная активность, любознательность, эрудиция, творческое мышление и другие личностно значимые качества.При проблемном обучении преподаватель не сообщает знания в готовом виде, а ставит перед студентом задачу (проблему), заинтересовывает его, пробуждает у него желание найти способ ее разрешения. Ключевым понятием проблемного обучения является проблемная ситуация. Проблемная ситуация возникает в том случае,если: - для осмысления чего-либо или совершения каких-то необходи­мых действий человеку не хватает имеющихся знаний или известных способов действия, т. е. имеет место противоречие между знанием и не­знанием;

- обнаруживается несоответствие между имеющимися у студентов зна­ниями и новыми требованиями (между старыми знаниями и новыми фак­тами, между знаниями более низкого и более высокого уровня, между жи­тейскими и научными знаниями);

- необходимость использовать ранее усвоенные знания в новых прак­тических условиях;

- имеется противоречие между теоретически возможным путем реше­ния задачи и практической неосуществимостью избранного способа;

- имеется противоречие между практически достигнутым результатом выполнения учебного задания и отсутствием у студентов знаний для его теоретического обоснования.

Алгоритм технологии проблемного обучения:

постановка проблемы;

поиск решения проблемы;

выражение решения;

реализация продукта;

рефлексия.

В технологии проблемного обучения выделяют 4 уровня проблемного обучения:

-уровень несамостоятельной активности;

-уровень полусамостоятельной активности;

-уровень самостоятельной активности;

-уровень творческой активности.

Положительные стороны проблемной технологии:

-самостоятельный поиск обеспечивает более прочные и качественные знания;

-развитие интеллекта и творческих способностей;

-воспитание коллективизма, активности;

-учение с увлечением и интересом снижает нагрузки, способствует здоровье сбережению. Использование информационно-коммуникационных технологий электронных (цифровых) образовательных ресурсов в образовательном процессе

Считаю, что современный преподаватель обязан владеть знаниями в области информационно-коммуникационных технологий и электронных образовательных ресурсов. Постоянно занимаюсь самообразованием: изучаю новые электронные средства диагностики неисправностей, ремонта автомобилей, обслуживания. В своей деятельности активно использую во время учебного процесса телекоммуникационное оборудование и актуальное специализированное программное обеспечение. Современное обслуживание техники невозможно без специального электронного оборудования. Для того, чтобы студенты научились находить и устранять неисправности в системах автомобиля, в учебном процессе использую такое оборудование, как мультиметр цифровой, осцилограф, диагностический сканер, газоанализатор и т.п. Также в помощь студентам каждое рабочее место оснащено компьютером с необходимой информацией (в т.ч. размещенной в сети Интернет) по ремонту и обслуживанию автомобилей. Использую элементы дистанционного обучения: скайп, электронная почта, яндекс-диск, специализированные технические сайты и т.д. Использую в образовательном процессе при консультировании курсовых и дипломных проектов по специальности 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта, 23.02.04 «Техническая эксплуатация подъемно-транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования» (по отраслям) электронную почту и Skype. На занятиях использую комплект электронных плакатов для СПО «Учебная техника и технологии». В целях ознакомления студентов с нормативными документами эксплуатации машин, привития им навыка использования нормативных информационных компьютерных систем использую компьютерную программу Панорама АТ, ГАРАНТ, Консультант-Плюс и др.

 

Читать работу полностью (0ригинал работы):

Целесообразность применения интерактивных технологий




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*