Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку
Положение о размещении авторского материалаСемья – это малая социальная группа, ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.
Современные российские семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, повышается ее значимость в воспитании детей. С другой, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем – это, прежде всего, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение количества неполных семей и повторных браков.
Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношений между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия в сфере детско-родительских отношений.
Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль». Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям, определяет стиль воспитания.
Под стилем семейного воспитания понимается совокупность средств, стереотипов, требований, воздействия на ребенка со стороны родителей.
Дело в том, что родители, задумываясь как они воспитывают ребенка, часто констатируют факты того, что они воспитывают в авторитарном, демократическом или либеральном стиле, но важнее понять, как выбирать стиль воспитания. Не просто констатация того, что происходит, а четкое осознание, что в данный момент хорошо бы использовать авторитарный стиль, а в другой момент - демократический, а в следующий - можно просто отпустить ситуацию и дать возможность ребенку сделать так, как он хочет, поэтому подробно рассмотрим три основных стиля воспитания: авторитарный, демократический и либеральный.
Либеральный стиль воспитания часто называют попустительским стилем. Это стиль, когда родители позволяют ребенку самому принимать решения и выполнять те, или иные действия без указаний и контроля с их стороны. Отрицательными сторонами данного стиля является: отсутствие родительского контроля, ребенок привыкает к тому, что он может делать то, что только захочет и любые попытки ограничить его свободу, направить его действия приводят к эмоциональным взрывам, истерикам, не адекватно реагирует на попытки взрослых определить рамки его поведения и действий. Как следствие такое поведение ребенка часто вызывает у родителей неприязнь к нему, родители начинают игнорировать ребенка. Делами ребенка никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А ребенок, как бы он не бунтовал, нуждается в родителях как в опоре, он должен видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.
Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.
При попустительском стиле воспитания формируются следующие черты личности: вседозволенность, агрессивность, умение слышать только себя, безответственность, нарушение эмоционально-волевой сферы, проблемы поведенческого характера, не соблюдают границы общения с окружающим миром, инфантильность, доминирование над всеми членами семьи.
Авторитарный стиль воспитания - родители устанавливают свои правила и нормы, жестко требуют их выполнения, не учитывая то, что с ребенком происходит. Границы поведения и действий, установленные родителями, достаточно жестко ограничивают свободу ребенка. Родители не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. При авторитарном стиле воспитания присутствуют определенные «перегибы». Например: в 21-00 ч. ребенок должен лечь спать, даже если ребенку почти 18 лет.
Правила устанавливаются авторитарным лицом – родителем, у ребенка отсутствует пространство для принятия самостоятельных решений. Отрицательным является то, что стремясь к свободе, ребенок постоянно конфликтует с родителями, чаще протекает скрытый конфликт.
Результат такого воспитания: дети становятся замкнутыми, боязливыми, неуверенными в себе, формируется множество комплексов. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.
Авторитарные родители предпочитают всем видам воздействия: приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.
Качества личности при авторитарном стиле воспитания: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпимость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь, защищать их от своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность, робость, застенчивость, отрицательное отношение к критике, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.
Родителям, воспитывающим в таком стиле необходимо помнить, что дети бывают разные по темпераменту, характеру и необходимо прислушиваться к мнению ребенка , обращать внимание на его внутреннее состояние и эмоциональные переживания. Необходимо соизмерять реальные силы ребенка, знания и навыки, не требовать от него больше, чем он может. Отказаться от командно - распорядительного тона и перейти к просьбам, отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребенка. Убрать все формы наказаний, объяснять ребенку причины запретов. Научиться спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребенка.
Большинство современных родителей считают, что они воспитывают детей в демократическом стиле. Демократический стиль воспитания - у ребенка есть возможность принимать собственное решение, и родители учитывают мнение ребенка, но эта же возможность есть и при либеральном стиле воспитания. Необходимо четко понимать разницу между этими стилями. Разница в ответственности за принятие решения.
При демократическом стиле воспитания у ребенка есть возможность обсуждать семейные проблемы совместно с родителями, высказать свои пожелания, точку зрения на какую-либо ситуацию: ребенок может сказать, куда он хотел бы пойти, чем заниматься, планировать свое время и др.
Но при демократическом стиле, в отличие от либерального, родитель как человек, который старше, умнее и опытнее одобряет действие ребенка, или его запрещает. У родителя больше жизненного опыта, он знает, как правильно поступить и управляет поведением ребенка, при этом, поясняя, почему такое решение было принято. Родитель остается ответственным лицом в процессе демократического воспитания, требует от ребенка осмысленного поведения и старается помочь ему, чутко относясь к его запросам. При этом проявляет твердость, заботится о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует у ребенка правильное, ответственное социальное поведение. Если это потребуется, родитель готов прийти на помощь, одновременно с верой в успех самостоятельной деятельности ребенка.
При либеральном стиле воспитания родитель любую ответственность с себя снимает, разрешая ребенку все.
Демократический стиль воспитания признан самым лучшим для формирования личности человека. Если ребенку предоставляется возможность принимать решения не в любой жизненной ситуации, а в определенных рамках, то в результате формируется самостоятельность, умение сказать «нет» и умение следовать собственным решениям. Ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, не имеет чувства превосходства над другими, настойчив в достижении целей, инициативен.
Рекомендации родителям при демократическом стиле воспитания:
Относиться со вниманием и глубоким уважением к тому, чем ребенок увлечен, подыгрывать ему.
Не следует бояться разбросанности и увлеченности ребенка многими видами деятельности. Надо помнить, что ребенок раскроет свои способности тогда, когда потребуется конкретная профессиональная деятельность.
Очень бережно относиться к ребенку. При конфликтных ситуациях принимать справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере поступка. Нельзя наказывать публично.
Учить ребенка отстаивать свои интересы, защищать от давления других людей, от внутрисемейных конфликтов.
Поддерживать добрые отношения с ребенком в совместном отдыхе и совместном трудовой деятельности.
Подбадривать и вселять уверенность в его способности.
Вселять уверенность, что отношение родителей к окружающим людям - это образец, который формирует отношение ребенка к родителям.
Если проводить аналогию стилей воспитания с производством, например с постройкой дома, то при либеральном стиле дом будет построен, но обязательно будут недоработки, что-то строители внесут от себя, потому что точных указаний, как строить не поступит.
При авторитарном стиле - дом построят под жестким контролем начальника, при этом четко будет определено, кто и что будет выполнять.
При демократическом стиле - вся команда строителей собирается, набрасывает идеи, обсуждают, но начальник принимает решение, как именно будут выполняться работы.
Чаще всего стилей воспитания в чистом виде не существует, их нужно и можно комбинировать в зависимости от ситуации. Например, когда ребенку угрожает опасность необходимо жестко и четко давать команды, требуя безприкословного выполнения. При обсуждении, где провести летние каникулы важно учитывать мнение ребенка.
От стиля воспитания зависит, какими качествами, какими личностными особенностями будет обладать ребенок в будущем. И все же психологи утверждают, что при доминирующих приемах воспитания либерального и авторитарного стиля воспитания не может сформироваться здоровая личность. Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка – это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.
Литературные источники
1. Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», М. : изд. «Педагогика», 1987г.
2. «Педагогика» под ред. Бабанского Ю.К., М. : изд. «Просвещение», 1983г.
3. «Педагогика». Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г. – Кн. 2. Процесс воспитания.
4. Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика» - М., 1977г.
5. Газета «Школьный психолог» № 16 за 2008г.
6. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие студ. высш. пед. учебных заведений. М. Издательство «Центр» ВЛАДОС.
Оригинал работы:
Сервис «Комментарии» - это возможность для всех наших читателей дополнить опубликованный на сайте материал фактами или выразить свое мнение по затрагиваемой материалом теме.
Редакция Информио.ру оставляет за собой право удалить комментарий пользователя без предупреждения и объяснения причин. Однако этого, скорее всего, не произойдет, если Вы будете придерживаться следующих правил:
Претензии к качеству материалов, заголовкам, работе журналистов и СМИ в целом присылайте на адрес
Информация доступна только для зарегистрированных пользователей.
Уважаемые коллеги. Убедительная просьба быть внимательнее при оформлении заявки. На основании заполненной формы оформляется электронное свидетельство. В случае неверно указанных данных организация ответственности не несёт.