Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Стили семейного воспитания

20.03.2019 941 3808
Клевакина Елена Леонидовна
Клевакина Елена Леонидовна, преподаватель

Шадринский филиал ГБПОУ "Курганский базовый медицинский колледж"

Семья – это малая социальная группа, ячейка общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. на многосторонних отношениях между мужем и женой, родителями и детьми и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство.

Современные российские семьи развиваются в условиях противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, повышается ее значимость в воспитании детей. С другой, наблюдаются процессы, которые приводят к обострению семейных проблем – это, прежде всего, рост числа разводов, отрицательно влияющих на психику детей, увеличение количества неполных семей и повторных браков.

Механизмы интеграции семьи, в частности взаимоотношений между ее членами, играют огромную роль в воспитательном процессе. Их нарушение влечет за собой значительные неблагоприятные последствия в сфере детско-родительских отношений.

Главным в анализе детско-родительских отношений является понятие «роль». Принятие той или иной роли родителями по отношению к детям, определяет стиль воспитания.

Под стилем семейного воспитания понимается совокупность средств, стереотипов, требований, воздействия на ребенка со стороны родителей.

Дело в том, что родители, задумываясь как они воспитывают ребенка, часто констатируют факты того, что они воспитывают в авторитарном, демократическом или либеральном стиле, но важнее понять, как выбирать стиль воспитания. Не просто констатация того, что происходит, а четкое осознание, что в данный момент хорошо бы использовать авторитарный стиль, а в другой момент - демократический, а в следующий - можно просто отпустить ситуацию и дать возможность ребенку сделать так, как он хочет, поэтому подробно рассмотрим три основных стиля воспитания: авторитарный, демократический и либеральный.

Либеральный стиль воспитания часто называют попустительским стилем. Это стиль, когда родители позволяют ребенку самому принимать решения и выполнять те, или иные действия без указаний и контроля с их стороны. Отрицательными сторонами данного стиля является: отсутствие родительского контроля, ребенок привыкает к тому, что он может делать то, что только захочет и любые попытки ограничить его свободу, направить его действия приводят к эмоциональным взрывам, истерикам, не адекватно реагирует на попытки взрослых определить рамки его поведения и действий. Как следствие такое поведение ребенка часто вызывает у родителей неприязнь к нему, родители начинают игнорировать ребенка. Делами ребенка никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А ребенок, как бы он не бунтовал, нуждается в родителях как в опоре, он должен видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

Неспособность семьи контролировать поведение подростка может привести к вовлечению его в асоциальные группы, поскольку психологические механизмы, необходимые для самостоятельного, ответственного поведения в обществе, у него не сформировались.

При попустительском стиле воспитания формируются следующие черты личности: вседозволенность, агрессивность, умение слышать только себя, безответственность, нарушение эмоционально-волевой сферы, проблемы поведенческого характера, не соблюдают границы общения с окружающим миром, инфантильность, доминирование над всеми членами семьи.

Авторитарный стиль воспитания - родители устанавливают свои правила и нормы, жестко требуют их выполнения, не учитывая то, что с ребенком происходит. Границы поведения и действий, установленные родителями, достаточно жестко ограничивают свободу ребенка. Родители не считают нужным как-то обосновывать свои требования, сопровождая их жестким контролем, суровыми запретами, выговорами и физическими наказаниями. При авторитарном стиле воспитания присутствуют определенные «перегибы». Например: в 21-00 ч. ребенок должен лечь спать, даже если ребенку почти 18 лет.

Правила устанавливаются авторитарным лицом – родителем, у ребенка отсутствует пространство для принятия самостоятельных решений. Отрицательным является то, что стремясь к свободе, ребенок постоянно конфликтует с родителями, чаще протекает скрытый конфликт.

Результат такого воспитания: дети становятся замкнутыми, боязливыми, неуверенными в себе, формируется множество комплексов. В подростковом возрасте авторитарность родителей порождает конфликты и враждебность. Наиболее активные, сильные подростки сопротивляются и бунтуют, становятся избыточно агрессивными и нередко покидают родительский дом, как только могут себе это позволить. Робкие, неуверенные подростки приучаются во всем слушаться родителей, не совершая попыток решать что-либо самостоятельно.

Авторитарные родители предпочитают всем видам воздействия: приказ и насилие, сталкиваются с сопротивлением ребенка, который отвечает на нажим, принуждение, угрозы своими контрмерами: лицемерием, обманом, вспышками грубости, а иногда откровенной ненавистью. Но даже если сопротивление оказывается сломленным, вместе с ним оказываются сломленными и многие ценные качества личности: самостоятельность, чувство собственного достоинства, инициативность, вера в себя и в свои возможности. Безоглядная авторитарность родителей, игнорирование интересов и мнений ребенка, систематическое лишение его права голоса при решении вопросов, к нему относящихся, - все это гарантия серьезных неудач в формировании его личности. При таком воспитании у детей формируется лишь механизм внешнего контроля, основанный на чувстве вины или страха перед наказанием, и как только угроза наказания извне исчезает, поведение подростка может стать потенциально антиобщественным. Авторитарные отношения исключают душевную близость с детьми, поэтому между ними и родителями редко возникает чувство привязанности, что ведет к подозрительности, постоянной настороженности и даже враждебности к окружающим.

Качества личности при авторитарном стиле воспитания: вспыльчивость, подозрительность и осторожность во взаимоотношениях с людьми, нетерпимость, добросовестность, заниженная самооценка, стремление оказать помощь, защищать их от своих близких, сосредоточенность на личной защите, требовательность к другим, неуверенность, робость, застенчивость, отрицательное отношение к критике, низкий самоконтроль, плохое понимание социальных нормативов.

Родителям, воспитывающим в таком стиле необходимо помнить, что дети бывают разные по темпераменту, характеру и необходимо прислушиваться к мнению ребенка , обращать внимание на его внутреннее состояние и эмоциональные переживания. Необходимо соизмерять реальные силы ребенка, знания и навыки, не требовать от него больше, чем он может. Отказаться от командно - распорядительного тона и перейти к просьбам, отменить постоянный контроль и отслеживание каждого поступка ребенка. Убрать все формы наказаний, объяснять ребенку причины запретов. Научиться спокойно и ровно реагировать на действия и поступки ребенка.

Большинство современных родителей считают, что они воспитывают детей в демократическом стиле. Демократический стиль воспитания - у ребенка есть возможность принимать собственное решение, и родители учитывают мнение ребенка, но эта же возможность есть и при либеральном стиле воспитания. Необходимо четко понимать разницу между этими стилями. Разница в ответственности за принятие решения.

При демократическом стиле воспитания у ребенка есть возможность обсуждать семейные проблемы совместно с родителями, высказать свои пожелания, точку зрения на какую-либо ситуацию: ребенок может сказать, куда он хотел бы пойти, чем заниматься, планировать свое время и др.

Но при демократическом стиле, в отличие от либерального, родитель как человек, который старше, умнее и опытнее одобряет действие ребенка, или его запрещает. У родителя больше жизненного опыта, он знает, как правильно поступить и управляет поведением ребенка, при этом, поясняя, почему такое решение было принято. Родитель остается ответственным лицом в процессе демократического воспитания, требует от ребенка осмысленного поведения и старается помочь ему, чутко относясь к его запросам. При этом проявляет твердость, заботится о справедливости и последовательном соблюдении дисциплины, что формирует у ребенка правильное, ответственное социальное поведение. Если это потребуется, родитель готов прийти на помощь, одновременно с верой в успех самостоятельной деятельности ребенка.

При либеральном стиле воспитания родитель любую ответственность с себя снимает, разрешая ребенку все.

Демократический стиль воспитания признан самым лучшим для формирования личности человека. Если ребенку предоставляется возможность принимать решения не в любой жизненной ситуации, а в определенных рамках, то в результате формируется самостоятельность, умение сказать «нет» и умение следовать собственным решениям. Ребенок правдив, честен, склонен к умственному труду, простодушен, активен, соблюдает правила игры и нравственные нормы, не имеет чувства превосходства над другими, настойчив в достижении целей, инициативен.

Рекомендации родителям при демократическом стиле воспитания:

Относиться со вниманием и глубоким уважением к тому, чем ребенок увлечен, подыгрывать ему.

Не следует бояться разбросанности и увлеченности ребенка многими видами деятельности. Надо помнить, что ребенок раскроет свои способности тогда, когда потребуется конкретная профессиональная деятельность.

Очень бережно относиться к ребенку. При конфликтных ситуациях принимать справедливое решение с мерой наказания, соответствующей мере поступка. Нельзя наказывать публично.

Учить ребенка отстаивать свои интересы, защищать от давления других людей, от внутрисемейных конфликтов.

Поддерживать добрые отношения с ребенком в совместном отдыхе и совместном трудовой деятельности.

Подбадривать и вселять уверенность в его способности.

Вселять уверенность, что отношение родителей к окружающим людям - это образец, который формирует отношение ребенка к родителям.

Если проводить аналогию стилей воспитания с производством, например с постройкой дома, то при либеральном стиле дом будет построен, но обязательно будут недоработки, что-то строители внесут от себя, потому что точных указаний, как строить не поступит.

При авторитарном стиле - дом построят под жестким контролем начальника, при этом четко будет определено, кто и что будет выполнять.

При демократическом стиле - вся команда строителей собирается, набрасывает идеи, обсуждают, но начальник принимает решение, как именно будут выполняться работы.

Чаще всего стилей воспитания в чистом виде не существует, их нужно и можно комбинировать в зависимости от ситуации. Например, когда ребенку угрожает опасность необходимо жестко и четко давать команды, требуя безприкословного выполнения. При обсуждении, где провести летние каникулы важно учитывать мнение ребенка.

От стиля воспитания зависит, какими качествами, какими личностными особенностями будет обладать ребенок в будущем. И все же психологи утверждают, что при доминирующих приемах воспитания либерального и авторитарного стиля воспитания не может сформироваться здоровая личность. Главное и основное правило, которое нужно учитывать при воспитании ребенка – это последовательность в разностороннем развитии личности ребенка и демократичность в отношениях с ним.

Литературные источники

1. Ковалев С.В. «Психология семейных отношений», М. : изд. «Педагогика», 1987г.

2. «Педагогика» под ред. Бабанского Ю.К., М. : изд. «Просвещение», 1983г.

3. «Педагогика». Новый курс : учеб. для студ. высш. учеб. заведений : в 2 кн. / И. П. Подласый. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004г. – Кн. 2. Процесс воспитания.

4. Сухомлинский В.А. «Родительская педагогика» - М., 1977г.

5. Газета «Школьный психолог» № 16 за 2008г.

6. Немов Р.С. Психология: Учебное пособие студ. высш. пед. учебных заведений. М. Издательство «Центр» ВЛАДОС.

 

Оригинал работы:

Стили семейного воспитания




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*