Обмен опытом

См. также:

Уважаемые коллеги. Размещение авторского материала на страницах электронного справочника "Информио" является бесплатным. Для получения бесплатного свидетельства необходимо оформить заявку

Положение о размещении авторского материала

Размещение информации

Проблемы культуры речи подростков

18.03.2019 2132 3975
Василевская Галина Николаевна
Василевская Галина Николаевна, преподаватель

Оскольский политехнический колледж

Сегодня, в начале XXI века, остро встает вопрос о культуре речи. И это неслучайно. Русский язык за последние два десятилетия перетерпел множество не самых лучших изменений. Тревогу забили ученые и деятели культуры. Еще в начале 90-х годов, понимая, что идет безобразное загрязнение русского языка, литераторы Санкт-Петербургской организации Союза писателей России подняли вопрос о принятии на государственном уровне Закона о защите русского языка. И только в начале 98-го года был принят этот Закон, где говорится об обязательном введении курса русского языка, культуры речи во все вузы страны и о принятии особых мер в повышении уровня грамотности российского населения. Сегодняшний период жизни нашего общества можно охарактеризовать как время эффективности, активного поиска, время «предъявления себя», время проверки личностных качеств человека, а значит, его умения говорить – свободно и грамотно общаться на родном языке.

В настоящее время известна поговорка «Слово – визитная карточка человека». Ведь по речи человека, по тому, как он говорит, можно сказать о многом: об уровне его образования, интеллигентности, о социальной успешности, об эмоциональном состоянии и т.д.

Каждому человеку, особенно молодому, только начинающему свой профессиональный путь, хочется быть успешным, состоятельным духовно и материально, решать многие жизненные задачи и реализовывать поставленные цели. Однако мало кто задумывается над тем, что все это напрямую связано с культурой его речи.

Культура речи - это раздел филологической науки, изучающий речевую жизнь общества в определенную эпоху и устанавливающий на научной основе правила пользования языком как основным средством общения людей, орудием формирования и выражения мыслей. Иными словами, словосочетания «культура речи» в этом значении - это учение о совокупности и системе коммуникативных качеств речи.

Культура речи - это какие-то ее признаки и свойства, совокупность и системы которых говорят о ее коммуникативном совершенстве.

Культура речи - это совокупность навыков и знаний человека, обеспечивающих целесообразное и незатрудненное применение языка в целях общения, «владение нормами устного и письменного литературного языка (правилами произношения, ударения, словоупотребления, грамматики, стилистики), а также умение использовать выразительные средства языка в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием речи».

Остановимся на проблемах в устной речи и основных типах нарушения норм говорения. Основные негативные явления в устной речи сегодня таковы.

Известно, что в 80-е годы XX веке с развитием эко­номики нового типа в Россию пришло огромное количество иностранных слов. В основном, это были слова англо-американского происхождения:

а) экономические термины (маркетинг, менеджмент, брокер);

б) политические термины (рейтинг, электорат, консенсус);

в) названия понятий из бытовой сферы (сникерс, кола; лосины);

г) речевые формулы (о'кей, ноу-проблем, вау) и многое другое.

Жаргоны – это нелитературная форма языка, характеризующая речь определенных социальных групп.

Существует определенная мода на употребление жаргонов в элит­ных кругах. Например, в речи

1) бизнесменов: баксы, штука, дать на лапу;

2) теле­ведущих эстрадно-музыкальных программ: драйв, тусовка, раскрутить;

3) политических лидеров: бес­предел, замочить, разборки.

Но самый массовый язык жаргона – это язык молодежи. Например, такие выражения, как: отпад! прикол! я тащусь! полный абзац! кино и немцы! в зависимости от ситуации могут выражать сразу несколько значений и не поддаются точному переводу.

Характерным признаком жаргонов является их недолговечность. Вспомним, как быстро менялись названия денежных купюр. В 50–60 годы прошлого века – тугрики, в 80-е – мани, в 90-е  – бабки, баксы, деревянные, зеленые.

Как известно, канцеляризмы – это характерные для официально-деловых документов слова и обороты (мероприятие, при наличии, настоящим удостоверяется). Однако в других стилях речи  канцеляризмы неуместны.

Штамп – речевой  образец (слово или словосочетание), который вследствие слишком частого и постоянного употребления превратился в стандартную, ходовую и надоевшую единицу. Это такие избитые выражения, как, например, работа по разъяснению, мы имеем на сегодняшний день, рассмотреть под углом зрения и т.п.

Близки к речевым штампам так называемые слова-спутники – парные слова, которые из-за многократного повторения утратили выразительность и постепенно превратились с стилистически ущербные словосочетания, например: если критика, то резкая; если размах, то широкий.

Многословие – это явление речевой избыточности, связанное с неумением точно и кратко выразить мысль.

Например: Наш командир еще за 25 минут до своей смерти был жив; повседневная обыденность, темный мрак.

Речь может искажаться неправильным выбором того или иного слова (лексические ошибки) или формы слова (грамматические ошибки), например:

Лексические ошибки:

* я одену пальто (правильно: надену)

Грамматические ошибки:

* я извиняюсь (правильно: извините)

Некоторые люди любят придумывать и собственные слова, стремясь как-то по-особому выразить свою мысль. Так, например: книгоединица, недоотдых, обилечивание пассажиров, человеко-койко-место.

Неправильный выбор слова часто бывает связан с употреблением многозначного слова. Например:

* Футболисты ушли с поля боя без голов.

* Долг врача – довести больного до конца.

Бывает так, что, с точки зрения лексики и грамматики, предложение построено правильно, но расположение слов таково, что смысл высказывания искажен. Это так называемые логические ошибки. Например:

* В продажу поступили коляски для младенцев синего цвета (коляски синего цвета или младенцы?)

* Наш народ будет жить плохо, но недолго (плохо жить недолго или вообще жить недолго?)

* Упустил мяч вратарь, но добить его было некому (кого добить: мяч? вратаря?)

Актуальная для наших дней проблема –низкий уровень общей речевой культуры, бедность словаря, неумение выразить мысль.

К явлениям, характеризующим речь молодежи, относятся также слова-"паразиты": блин, э-э, типа, типа того, чисто конкрет­но, как бы; а также слова с "опустошенным" значением: супер! круто! нормально!.

Значительно обедняют нашу речь сокращения: коммуналка, безналичка, телик; фонетические стяжения (сокращения) слов: Че? Ща! Па-а-сморим, а также усеченные или просто ненормативные фразы: В какую цену… Скока-Скока? Завесьте полкило! ("Скока вешать в граммах?").

Обедняют и искажают нашу речь орфоэпические ошибки (т.е. ошибки в ударениях):

*дОговор (правильно: договОр),

*созвОнимся (правильно: созвонИмся),

*средствА (срЕдства).

Пользуясь различными источниками информации, изучила некоторые аспекты проблемы речи, как-то: чрезмерные заимствования, «вирусы» жаргона и канцелярита, многословие, неправильное словоупотребление и т.д.

Следующий шаг моего исследования - изучение качества речи подростков в нашей школе.

 

Список использованных источников:

1. Скворцов Л. И. «Экология слова, или Поговорим о культуре русской речи» М., 2014

2.Шапошников В. «Русская речь», 2000-х. «Современная Россия в языковом отображении, М: Малп,

3. http://www.bestreferat.ru/referat-20893.html

 

Оригинал работы:

Проблемы культуры речи подростков




Назад к списку


Добавить комментарий
Прежде чем добавлять комментарий, ознакомьтесь с правилами публикации
Имя:*
E-mail:
Должность:
Организация:
Комментарий:*
Введите код, который видите на картинке:*